Американцы мечтают создать самолет-трансформер
Агентство перспективных оборонных проектов США DARPA (Defense Advanced Research Projects Agency) исследует возможность использования новейших материалов для создания самолета, способного изменять свою форму в полете. Такой самолет стал бы поистине многоцелевым и совершил бы настоящую революцию в деле создания малозаметных летательных аппаратов, заявляют эксперты.
• обсудить
• переслать
• распечатать
Перспективы исследовательского проекта весьма впечатляющи. По словам менеджера проекта Эфраима Гарсиа (Ephrahim Garcia), рассматривается возможность создания разведывательного самолета с размахом крыльев 40 футов (около 12 метров), который мог бы при необходимости непосредственно в полете изменить собственную физическую форму, превратившись в скоростной самолет с дельтовидным крылом, получив, таким образом, возможность атаковать цели. Новые разработки предполагается использовать при создании беспилотных аппаратов.
В то время как Пентагон большинство своих самолетов именует "многоцелевыми", по мнению г-на Гарсиа, эти аппараты представляют собой плод "непростого компромисса" между противоречащими друг другу требованиями. Тип крыла самолета определяет класс задач, для решения которых он подходит наилучшим образом. Наиболее близко продвинулись к созданию трансформных самолетов разработчики крыла с переменной стреловидностью (например, для самолета F-14), однако достоинства таких самолетов во многом сводятся на нет большим весом конструкции, связанным с наличием подвижных частей.
В ближайшей перспективе DARPA сосредоточится на создании меняющих форму крыльев. Не научившись менять их форму в полете, невозможно говорить о создании самолета-трансформера, подчеркивает Гарсия. На первом этапе работ, который продлится 30 месяцев, предполагается разработать несколько конструкций крыльев для последующих испытаний в аэродинамической трубе. Крыло должно иметь размах 20-40 футов и соответствовать скоростям полета 0,5-0,9 от сверхзвуковой скорости. Техническое задание предусматривает возможность изменения отношения длины крыла к его ширине на 200%, площади - на 50%, хорды - на 50%, а также изменения его стреловидности на 20 градусов. Вес крыла не должен превосходить вес обычных крыльев современных самолетов.
Со временем DARPA предполгает построить летающий прототип, в котором, помимо крыльев, были бы и другие меняющие форму элементы конструкции. Например, можно было бы изменять форму воздухозаборника двигателя, так чтобы он оптимально соответствовал различным скоростным режимам полета. Фюзеляж самолета можно заставить "сжиматься" по мере сокращения запасов горючего в баках. Трансформные крылья могут пройти испытания как на существующих моделях самолетов, так и на специальных прототипах, обладающих иными возможностями трансформации.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]