Гиперзвуки (Аякс, Аврора) летают?

Теги:авиация
 

YYKK

опытный

Могу Вас обрадывать. Ничего реального гиперзвукового у США нет (кроме БР и шатлов). Для высокой гиперзвуковой скорости необходим ГПВРД. В 1998 г ЦИАМ провела летный эксперимент, результаты: 77 сек. работы ГПВРД без дефектов конструкции, максимальная скорость М=6,5. Это рекордный научно-технический результат, до сих пор не превзойден.
Для поборников секретности в США. Скрыть полет на гиперзвуке невозможно. Слишком сильны возмущения в атмосфере. И потом стали бы они закупать МА-31 (она же Х-31) у нас. Еще, только сейчас начался конкурс на гиперзвуковую КР. Участники говорят, что много трудностей, каких если якобы что то летает?
 

upi

новичок

Очень комичный топик.Похоже большинство журналиств на жтом форуме не читают газеты.
я дам вам несколько ссылок.

Газетная статья о ЦИАМ, про разработку гиперзвуковых двигателей.
http://www.redstar.ru/2004/04/24_04/1_01.html

Научные статьи по этой теме из открытых статей инженеров России и США ( в формате pdf из центра им. Драйдена)
за 1996 г
H-2115.pdf

за 1998
H-2243.pdf

за 2000
H-2395.pdf

Хоть картинки посмотрите.
Но самое печальное, что вы не понимаете, что сложности у проекта
настолько гиганские, что ни кого не получается ГПВР сделать на 10-15 махов.
Во первых обшивка раскаляется.И плюс нужно охлаждение двигателя придумать.Схема Аякса, охлаждать корпус топливом - пока техническая фантастика.Так как площадь огромная.Это же не камера сгорания маленькая.
Во вторых, чем быстрее скорость, тем труднее организовать устойчивый процесс горения.Это все равно, что лететь на взрывной волне.Скорость аппарата быстрее пули, поэтому и время нахождения воздуха в камере сгорания мизерное и чем быстрее, тем она уменьшается.
Поэтому на порядок проще ракетный двигатель.Даже у Бури, летящей со скоростью 3 Маха( примерно 1 км в секунду) на высоте 20км потребовалось сделать титановый корпус.Как и у SR 71.

Граждане США пошли по простому пути.Они создают карликовые беспилотные аппараты с ГПВРД.Тогда площадь не велика, его можно изготовть из дорогих сплавов жаростойких и даже одноразовый полет он выдержит.Но у них пока получилось лететь на скоростях не более 7 махов.
28 marta 2004
Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) провело успешные испытания собственного экспериментального сверхзвукового самолета X-43A. Беспилотный аппарат длиной 3,7 м и массой 1,3 тыс. кг при помощи воздушно-реактивного двигателя (scramjet) развил скорость, в 7 раз превышающую скорость звука, - почти 8 тыс. км/ч.[/p]
Первая попытка испытать X-43A в полете, осуществленная в 2001г., привела к уничтожению самолета в результате отказа пусковой системы. На этот раз самолет благополучно отделился от ускорителя и набрал скорость при помощи двигателя scramjet. Через 10 секунд, в течение которых способен работать двигатель, X-43A начал планирующий полет, совершил несколько аэродинамических маневров и через шесть минут упал в Тихий океан в районе Калифорнии. Это первое удачное испытание безракетного воздухозаборного двигателя scramjet на аппарате, двигающемся со сверхзвуковой скоростью.
Двигатели типа scramjet работают на водородном топливе, используя при этом кислород из окружающего воздуха, что позволяет им разгоняться до очень высоких оборотов. Специалисты надеются, что эта технология когда-нибудь позволит радикально сократить длительность пассажирских перелетов и существенно удешевит запуск космических аппаратов.
Поэтому, те из журналистов или шпионов думают,что есть Аякс, липоваяч Аврора и т.д. Это вранье.Пока ничего нет.В России ведуться толлко теоретические работы.А без эксперимета-эта терия может быть ложью.
США пока хватает денег на работы по аппарату, который должен лететь со скоростью 10 махов.Американцы намерены начать испытания гиперзвукового самолета — в 2022 году! Так что представляете уровень журналажи, и не образованность журналистов.


 

Agent

опытный

Первый полет Х-43А на 7М разогрел переднюю кромку до 2500
следующий осенью на 10М. Ожидают температуру 5000
40М? - нуну
 

hcube

старожил
★★
Так если греется - это хорошо ;-) Мы ее охладим ЖВ, а потом его пустим на ТНА и в поток. Как в обычном ЖРД, только наизнанку ;-).
Убей в себе зомби!  

leks

втянувшийся

KRoN>У земли в махах считать смысла нет, т.к. у всех машин почти прочностной предел на 1300-1400 км/ч по путевой скорости.
Пардон, по воздушной.

 
RU Бродяга #10.08.2004 02:33
+
-
edit
 
Что касается Аякса.
Мне очень нравится эта идея - МГД-генератор в воздухозаборнике, "Но Истина Дороже". :)

"Ничего Из Ничего" не бывает.
Подсчитаем для интереса мощность РД когда ракета движется со скоростью 7 км/с. Для двигателя в 100 тонн тягой получим примерно 7 ГВт... РД это "пофигу" он "тело на которое опирается с собой тащит", потому это для него незаметно проходит.

Так вот, ставим в воздухозаборник МГД-генератор и он начинает у нас тормозить поток. Воздуха надо много, и у нас будет выделяться большая мощность при этом торможении, даже при скоростях 1-2 км/с если мы тормозим поток существенно.
В результате тот МГД-генератор должен иметь Тоже мощность Сотни Мегаватт - Гигаватты...
Эдак Гигаватт реально сделать наверно, может несколько. Но при скоростях выше 4 км/с полезут уже Десятки Гигаватт, так что ни о каких "космических скоростях" тут говорить нельзя.

На одном сайтике про Аякс я читал такую оценку - можно повысить скорость при которой работает двигатель на 30-50%.
Реально мы сможем заставить, например, керосиновый ТРД работать до 6 Махов.

На мой взгляд это будет очень хорошо, учитывая огромный удельный импульс ТРД. :)

Да, что касается "температур на передней кромке".
Не надо "путать халдов с халдеями" - это не температура передней кромки, она бы испарилась, это температура ПЛАЗМЫ у передней кромки аппарата.

А сам аппарат, теоретически конечно, может ВООБЩЕ НЕ НАГРЕВАТЬСЯ. :P Один из способов, даааавно известный - сделать "туплорылый аппарат", но ему уже потребуется нормальный мощный двигатель.
X-43 такой "ажурный" именно потому, что на нём ещё двигатель "игрушечный", потому и делают лобовое сопротивление возможно меньше. Аппарат-то одноразовый демонстратор и только. :)
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

TT

паникёр

☠☠☠
asoneofus>>Есть некоторая наводка, в частности: "Проблемы радиосвязи и радиолокации в газовых шлейфах", " -//- в шлейфе холодной плазмы", привожу выдержку:
asoneofus>> "... при проведении испытаний не оказалось возможным осуществить радиосвязь в рабочих диапазонах... " ... дальше описываются проблемы с радиолокационным оборудованием, и.т.п. "... оказалось возможным вести связь только в диапазоне длинных и сверхдлинных волн, однако на скоростях близких к 3 км./с. непостоянство длины плазменного шлейфа не позволяло вести устойчивую связь...".
muxel>А какого года статья то ? Такие испытание проводились в начале 80-х по теме "Буран" с использованием аппаратов "Бор-4/-5"...[»]



По ящику показывали. У Бора на носу присобачили толстую антену которвая выходила за пределы облака плазмы. Ну вроде так объясняли, точно не помню.
 
MD Serg Ivanov #13.07.2016 18:52
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆

Академия РВСН объявила о создании бомбардировщика для ядерных ударов из космоса

В России прорабатывается проект гиперзвукового бомбардировщика, способного наносить удары из ближнего космоса. Об этом заявил преподаватель филиала Военной академии РВСН подполковник Алексей Солодовников, который руководит разработкой двигателя для перспективного самолета. // lenta.ru
 
«Задумка такая: с обычных аэродромов он будет взлетать, патрулировать воздушное пространство, по команде — выход в космос, выполняет задачу по нанесению ударов, в том числе ядерным оружием, и возвращается обратно на свой аэродром. Это стратегический самолет», — сказал Солодовников, пояснив, что машина будет обладать широкими возможностями и сможет за один-два часа достичь любой точки планеты.
 
 51.0.2704.10351.0.2704.103
RU Конструктор #14.07.2016 14:46  @Serg Ivanov#13.07.2016 18:52
+
+6
-
edit
 

Конструктор

модератор
★★
S.I.> Академия РВСН объявила о создании бомбардировщика для ядерных ударов из космоса: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

"П..ть-не мешки ворочать". Я к тому, что назовите хоть одну конструкторскую реальную разработку этой самой академии
 47.047.0
RU Aaz #14.07.2016 14:53  @Конструктор#14.07.2016 14:46
+
+2
-
edit
 

Aaz

модератор
★★☆
Конструктор> "П..ть-не мешки ворочать".
"Присоединяюсь к предыдущему оратору" ©
Они там ещё и двигатель к сему чудо-девайсу, типа, спроектировали. Мотористы тихо охреневают...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0

ZaKos

аксакал

Конструктор>> "П..ть-не мешки ворочать".
Aaz> "Присоединяюсь к предыдущему оратору" ©
Aaz> Они там ещё и двигатель к сему чудо-девайсу, типа, спроектировали. Мотористы тихо охреневают...

Немцы в ПМВ тоже тихо охреневали увидев первые танки...
Будем посмотреть. Подождём.
10 из 10... Пауль не предсказывает будущее, он им управляет...  47.047.0

Aaz

модератор
★★☆
ZaKos> Немцы в ПМВ тоже тихо охреневали увидев первые танки...
Так они охреневали от танков - а не от п...жа "А вот мы сделаем танк!"

ZaKos> Будем посмотреть. Подождём.
Раки восхищённо свистят... :)
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)  47.047.0
+
+1
-
edit
 

Deniz

опытный

ZaKos> Немцы в ПМВ тоже тихо охреневали увидев первые танки...
ZaKos> Будем посмотреть. Подождём.
Амба кина не будет.

Военные опровергли сообщения о разработке в России космического бомбардировщика

В серпуховском филиале Академии РВСН не ведется разработок «космических бомбардировщиков». Об этом заявил «Интерфаксу» высокопоставленный представитель российского военного ведомства, пояснив, что произошла неверная интерпретация слов преподавателя этого вуза о гипотетических возможностях его личных наработок. // lenta.ru
 

ЗЫ а закусывать всетки надо! :D
 11.011.0
RU Виктор Банев #14.07.2016 20:38  @Deniz#14.07.2016 20:33
+
-
edit
 
Deniz> Военные опровергли сообщения о разработке в России космического бомбардировщика: Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru
Deniz> ЗЫ а закусывать всетки надо! :D
Бухать начинать в четверг не надо этим "акадэмикам"! :D
Вселенная так велика, что нет такого, чего бы не было.  47.047.0

ZaKos

аксакал

ZaKos>> Немцы в ПМВ тоже тихо охреневали увидев первые танки...
ZaKos>> Будем посмотреть. Подождём.
Deniz> Амба кина не будет.
Deniz> Военные опровергли сообщения о разработке в России космического бомбардировщика: Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru
Deniz> ЗЫ а закусывать всетки надо! :D

Самое недолгое ожидание. :)
10 из 10... Пауль не предсказывает будущее, он им управляет...  47.047.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Deniz> Амба кина не будет.
Deniz> Военные опровергли сообщения о разработке в России космического бомбардировщика: Вооруженные силы: Силовые структуры: Lenta.ru
Deniz> ЗЫ а закусывать всетки надо! :D

А то сразу понятно не было :)
Мало того, что задача запредельно сложная, так Серпуховка - ни разу не заведение, обладающее компетенциями, необходимыми хотя бы для подступа к подобным задачам - как у обучаемых, так и, полагаю, у преподавателей (ничуть не в обиду им будь сказано, просто факт - как и недостаток их квалификации для создания телепортатора и антиграва).

Я сперва подумал, что речь о какой-то разработке студенческого кружка в порядке поупражняться, хотя это и не профиль заведения, подошло бы МАИ или Бауманке - но может дело еще хуже, и просто отдельно взятый преподаватель с идефиксом чего-то хочет показать, плакат или макет. Есть подозрения, что теперь его за такую волну будут крепко дрючить коллеги и начальство.
 46.046.0
RU спокойный тип #15.07.2016 15:26  @Fakir#15.07.2016 15:03
+
+1
-
edit
 

спокойный тип
Спокойный_Тип

старожил
★☆
Fakir> А то сразу понятно не было :)
Fakir> Мало того, что задача запредельно сложная, так Серпуховка -

так это Серпуховка? ))) что они сразу не могли написать что это Серпуховка...они же вообще не разработчики не разу

может преподаватель рассказывал про KSP и свою разработку ТАМ а его неверно поняли :-D
эволюционируй или вымри  47.047.0
LT Bredonosec #15.07.2016 21:44  @спокойный тип#15.07.2016 15:26
+
-
edit
 
с.т.> может преподаватель рассказывал про KSP и свою разработку ТАМ а его неверно поняли :-D
"ученый убил журналиста" © ?
RU st_Paulus #16.07.2016 07:00  @Bredonosec#15.07.2016 21:44
+
-
edit
 

st_Paulus

опытный

Bredonosec> "ученый убил журналиста" © ?

Я попрошу! Изнасиловал (:
 51.0.2704.10351.0.2704.103

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆

У первой космической

Гиперзвуковая гонка в России, США и Китае выходит на финишную прямую. Через год-полтора появятся первые серийные крылатые ракеты, способные поражать цели на скорости более 5 Махов, а еще через десять-двадцать лет будут созданы и космические самолеты, способные самостоятельно взлетать и выходить на орбиту Прогнозы. Рейтинги. Мнение эксперта. Новости дня. Ситуация на 22.05.2017 Новости науки. //  expert.ru
 
 51.051.0
LT Bredonosec #01.11.2017 21:38
+
-
edit
 
немного истории развития гиперзвука у имперцев

Быстрее ракеты. Первое предложение от Convair Division по программе Isinglass.

Поскольку со временем лучше не становится, снова перехожу к кратким статьям-заметкам. Ещё во время работ над Lockheed A-12 стало ясно, что современные комплексы ПВО имеют все шансы сбить даже такой быстрый самолёт. В ЦРУ отказываться от разведывательных полётов над СССР не собирались и видели два… //  youroker.livejournal.com
 

Ещё во время работ над Lockheed A-12 стало ясно, что современные комплексы ПВО имеют все шансы сбить даже такой быстрый самолёт. В ЦРУ отказываться от разведывательных полётов над СССР не собирались и видели два пути решения проблемы: вложиться в спутники шпионы или попытаться создать самолёт неуязвимый даже для перспективной ПВО. Поскольку денег хватало, работы стартовали по обоим направлениям. В 1959 году ЦРУ начинает финансирование программы Isinglass (Рыбий клей) по которой предусматривается разработка самолёта-разведчика с крейсерской скорость в 5.4 Мах на высоте в 30 километров и до 6.2 Мах максимально. Дальность полёта предусматривалась в 9000 километров.

Поскольку в Lockheed были заняты доведением А-12, к программе решили привлечь McDonnell Aircraft а позже и General Dynamics Convair Division, уже после того как их проект, конкурент А-12, KINGFISH был закрыт.

К 1963 году в Convair Division был разработан проект 6-Махового разведывательного самолёта, полностью отвечавшего всем требованиям ЦРУ. В качестве двигательной установки были использованы два прямоточных двигателя на жидком водороде. Выбор в пользу этого топлива был сделан из-за его высокой энергоёмкости на единицу веса и благодаря возможности его использовать не только как топливо, но и как охладитель. Самолёт был выполнен по схеме несущий фюзеляж с треугольным крылом высокой стреловидности и малого удлинения. В носовой части располагалась кабина на двух пилотов и отсек с разведывательным оборудованием. Из-за высокого нагрева конструкции на скоростях более 4 Мах и кабина пилотов и разведывательное оборудование непрерывно охлаждалось жидким водородом, поступающим в двигатели. Корпус самолёта был выполнен из титана с применением композитных материалов. Интересным решением было то, что всё свободно пространство в фюзеляже было частично заполнено гелием, что обеспечивало дополнительную теплоизоляцию баков и снижало вес самолёта. Особое внимание при проектировании было уделено конструкции баков, которые должны были поддерживать низкую температуру водорода даже при серьёзном нагреве корпуса.


Общий вид 6-Махового разведывательного самолёта и расположение баков для жидкого водорода.

Внутренняя структура 6-Махового разведывательного самолёта, разрез по бакам для жидкого водорода.

Кроме разведывательных задач предполагалось, что самолёт может быть использован для нанесения точенных ядерных ударов по максимально защищённым ПВО объектам противника (столицы, стратегические аэродромы, районы базирования ракет), выполнять роль самолёта-истребителя спутников или роль первой ступени для перспективных аэрокосмических систем. Работы велись до 1965 года, когда ЦРУ изменило требования по программе Isinglass, повысив требуемую скорость до 12 Мах. Опыт разработки 6-Махового самолёта-разведчика был использован для дальнейшего проектирования гиперзвуковых самолётов как военного, так и гражданского назначения.
LT Bredonosec #01.11.2017 22:13
+
-
edit
 

Попытка остаться. 8 Маховый самолёт-разведчик по программе Isinglass от Convair Division.

Предыдущие статьи по этой теме: Первое предложение от Convair Division по программе Isinglass. После изменения в 1965 году требований к программе Isinglass со стороны ЦРУ, General Dynamics Convair Division попала в достаточно сложное положение. В отличие от проекта McDonnell Aircraft, в котором… //  youroker.livejournal.com
 

После изменения в 1965 году требований к программе Isinglass со стороны ЦРУ, General Dynamics Convair Division попала в достаточно сложное положение. В отличие от проекта McDonnell Aircraft, в котором изначально использовались ракетные двигатели и увеличение скорости до 12 М не было серьёзной проблемой, вариант от Convair использовал прямоточные двигатели, требующие значительной доработки для достижения указанных скоростей. Тем не менее, контракт от ЦРУ был слишком привлекательным, и чтобы не отстать от конкурентов инженеры Convair начали изыскивать пути максимального увеличения скорости с сохранением прямоточных двигателей.

Тут стоит немного отвлечься и поговорить о причинах изменений требований ЦРУ в скорости с 6 до 12 М. Как ни странно, отчасти к этому оказалась причастна сама General Dynamics, но в лице подразделения Missile Systems Division, которое по заданию ЦРУ в 1963-64 годах провело оценку возможного развития систем ПВО. Согласно их расчётам, при постройке в СССР загоризонтных радаров ПВО и постановке на боевое дежурство дальнобойных противовоздушных ракетных комплексов со временем реакции (в боевой готовности) менее 5 минут – шанс поражения самолёта, идущего со скорость 5,5 М, зенитной ракетой на встречных курсах составит 0,4. Это означает, что из трёх пущенных ракет одна с большой вероятностью поразит цель. Учитывая, что ЦРУ предполагала постройку не более 10 подобных самолётов, потеря даже одного была бы катастрофой. Согласно анализу Missile Systems Division, при существующих тенденциях развития электроники и военного дела, в ближайшие 20 лет (до конца 70-ых годов) маловероятно создание конвенционных комплексов ПВО, способных поразить прямолинейно движущуюся цель на скоростях 12-14 М. Даже при атаке на встречных курсах взаимные скорости ракеты и самолёта будут слишком велики для поражения цели с шансами более 0,1. Нижняя планка в 12 М и была выбрана ЦРУ для дальнейшей работы.

Понимая, что на текущих технологиях при использовании прямоточных двигателей скорость в 12 М недостижима, в Convair была поставлена цель создать самолёт с крейсерской скорость до 8 М, и максимальной в снижении до 10 М. Основной проблемой вставшей перед инженерами, было топливо. Жидкий водород, обладавший высокой энергоёмкостью для полёта, на скоростях более 5 М расходовался слишком быстро. Для размещения всего потребного запаса топлива (из-за низкой плотности водорода) потребовалось бы создание огромного самолёта, что было неприемлемо. Выход был найден в разработке двигателей, способных использовать как керосин JP4 на первых стадиях полёта, так и водород. Это позволило уменьшить объём запаса топлива на борту. Кроме того, на самолёте предполагалась установка четырёх обычных турбореактивных двигателей, использовавшихся для взлёта и первоначального набора скорости и высоты. С 3 М в дело включались два двух-топливных прямоточных двигателя. С 3 до 5 М происходил плавный переход с керосина на водород, после этого двигатели работали только на водороде. Так же жидкий водород использовался для охлаждения двигателей на всех стадиях полёта.

Сравнение необходимых размеров и веса самолёта для различных вариантов топлива. Вариант 1 показывает использование только жидкого водорода, 2 и 3 разные варианты сочетания водорода и авиационного керосина.

Конструкция самолёта и режимы полёта были разработаны с помощью компьютерной программы HYSYN (Hypervelocity Vehicle SYNthesis), разработанной в General Dynamics ещё для предыдущего проекта. В вытянутом веретенообразном фюзеляже располагалась кабина пилотов на 2 человека, отсек полезной нагрузки объёмом 200 кубических футов, криогенные баки для жидкого водорода и протектированные двухслойные баки для керосина. По всему фюзеляжу размещены системы охлаждения, для защиты пилотов, топлива и полезной нагрузки от нагрева. Треугольное крыло большой стреловидности выполнено с вогнутостью передней кромки, для предотвращения концентрации тепла на ней. Угол стреловидности внутренней части передней кромки крыла был увеличен во избежание падения фронта ударной волны на кромку воздухозаборника при 8 М. Четыре турбореактивных двигателя располагались на верхней поверхности крыла, два двух-топливных прямоточных двигателя были размещены под крылом. Все силовые установки использовали подкрыльевые воздухозаборники, но на высоких скоростях доступ воздуха к турбореактивным двигателям закрывался. Два цельноповоротных стреловидных киля самолёта располагались между турбореактивных двигателей. Длина самолёта составляла более 65 метров. Для взлёта разведчика требовалась специальная полоса длиной 1700 метров.

Самолёт предполагалось использовать только для проведения разведывательных операций, из-за малого объёма отсека полезной нагрузки. Дальность полёта на крейсерской высоте в 35 километров составляла 8300 километров, из них около 1800 километров самолёт проходил с выключенными двигателями, снижаясь перед посадкой. Кроме того, прорабатывался вариант полёта дальностью в 6000 километров, при котором самолёт сначала набирал высоту в 40 километров, а при вхождении в воздушное пространство СССР начинал снижаться, достигая скоростей в 9-10М. Предполагалась постройка испытательного стенда к 1968 году, первого самолёта к 1970, постановка на вооружение в 1972 году.

Схема разведывательного полёта на дальность в 8300 километров.

Но скорость в 8 М абсолютно не устраивала заказчика. До середины 1965 года ЦРУ всё же продолжали финансирование работ Convair Division, но к тому времени стало ясно, что даже скорости в 12 М недостаточно. Хоть шанс перехвата на таких скоростях обычной ракетой и был предельно мал, в ЦРУ не сомневались – СССР для уничтожения подобных разведчиков даже в мирный период не постесняется использовать ракеты с ядерными боеголовками. К тому же активно развивались системы ПРО, которые в перспективе так же могли быть использованы для перехвата высокоскоростных самолётов. После консультаций со специалистами McDonnell Aircraft ЦРУ увеличило требования по скорости до 20 М, что окончательно выбило Convair из игры. Тем не менее, ЦРУ, чтобы не терять наработки передало часть материала ВВС США, и вскоре Convair Division приступила к разработке гиперзвукового транспортного самолёта и гиперзвукового орбитального бомбардировщика для ВВС США. А история программы Isinglass продолжилась уже только с McDonnell Aircraft и известного "гуру гиперзвука" Пола Энтони Чижа. Об этом мы и поговорим в дальнейшем.
LT Bredonosec #01.11.2017 22:17
+
-
edit
 

Нас не догонят! McDonnell Model 192 "Isinglass".

Прежде чем начать прочтение этой статьи, крайне рекомендую ознакомится с двумя предыдущими, ибо без информации, изложенной в них, вам многое будет непонятно. Быстрее ракеты. Первое предложение от Convair Division по программе Isinglass. Попытка остаться. 8 Маховый самолёт-разведчик по программе… //  youroker.livejournal.com
 

Ещё одной необходимой ремаркой будет моя просьба не относиться к этой статье как к истине в последней инстанции. Да, после рассекречивания некоторых документов ЦРУ связанных с программой "Isinglass", информации стало достаточно, чтобы перейти из области догадок к предметному разговору. Но лакун и белых пятен и сейчас много, и мы ещё находимся на поле реконструкции, а не достоверной истории. С появлением новых данных картина может резко изменится, как не раз бывало с множеством схожих тем в прошлом.

Как я уже писал ранее, к вопросу создания разведывательного гиперзвукового аппарата McDonnell Aircraft приступили первыми, ещё в 1959 году, после получения неофициальных требований от ЦРУ. За плечами у них уже имелся опыт разработки гиперзвуковых аппаратов, выступавших в роли первой ступени для системы снабжения военных орбитальных станций MOL. В отличие от Convair было принято принципиальное решение в качестве силовой установки использовать только ракетный двигатель. Во многом это развязало проектировщикам руки, и пока их конкуренты занимались созданием силовой установки способной развить скорость хотя бы в 6-8 М, инженеры McDonnell могли уделить больше внимания самому аппарату. К сожалению, подробностей о ранних вариантах McDonnell практически нет. Не больше информации и о внутреннем обозначении самого аппарата. Из более поздних документов мы знаем о применении индекса Model 192, кроме того во внутренней переписке McDonnell используется название RHEINBERRY. Поскольку во внешней переписке с ЦРУ оно не применяется, то можно судить о том, что это внутреннее обозначение. Но с таким же успехом это может быть названием отдельной части аппарата, связанных с ним работ или вообще внутреннего конкурента. Потому в дальнейшем я буду использовать более достоверные Isinglass и Model 192.

Возможные ранние варианты McDonnell Model 192.

Работы шли не особо быстро до 1963 года, на тот период основной для ЦРУ была всё же программа OXCART (А-12), потому больше внимания уделялось теоретической подготовке к созданию гиперзвукового аппарата. В 1963 году группу аэродинамических труб (АДТ) McDonnell возглавил Пол Энтони Чиж в будущем, ставший известным как "отец американского гиперзвука". Первоначально его команда занималась созданием АДТ со скоростью потока до 20 М, но в итоге тесного сотрудничества с группой проектирования Model 192 Чиж влился в работу и над самим гиперзвуковым аппаратом. В 1964 году McDonnell удалось прочно занять место лидера в программе Isinglass – из-за повышения требований к скорости аппарата до 12 М из игры почти полностью выбыла команда Convair, столкнувшаяся с невозможностью развить такие цифры даже при использовании самых совершенных прямоточных двигателей. В то же время для ракетного аппарата McDonnell увеличение скорости прошло без всяких проблем. К тому моменту начали и окончательно вырисовываться его черты. Произошёл полный отказ от самостоятельного взлёта. Если ранние варианты предусматривали возможность старта по "ракетному" с использованием дополнительных бустеров, то теперь Model 192 поднимался в воздух при помощи В-52 и с него запускался. Кроме того под контролем ЦРУ началась разработка фотокамер способных делать снимки на гиперзвуковых скоростях.

Пол Энтони Чиж.

McDonnell Model 192.

Но не прошло и года, как уже в 1965 году требования к проекту снова изменились. После консультаций с руководителями разработки Model 192 руководство ЦРУ решило повысить требуемую скорость до 18 М (обязательный показатель) и 22 М (рекомендуемый показатель). Чем же обосновывалось такое решение? В начале 1965 года ЦРУ провело дополнительные исследования о "взаимодействии" своего будущего гиперзвукового разведчика и обороны СССР. Но если в предыдущих вариантах рассматривалась только ПВО, то в этот раз ЦРУ, понимая всю стратегическую ценность гиперзвукового разведчика, включила в исследование и систему ПРО. Основываясь на многочисленной информации о системе ПРО ABM-X-1 Galosh (она же А-35), которая на тот момент должна была развёртываться не только вокруг Москвы, в ЦРУ пришли к удручающему выводу. Для комплекса, рассчитанного на перехват МБР, даже без использования спецбоеголовок шанс успешного поражения 12 М гиперзвукового аппарата составляет неприемлемые 0.3, с использованием заряда мощностью в 200 килотонн - 0,8, использование боеголовки в 2 мегатонны гарантирует уничтожение разведчика. При этом подрыв на высоте в 70 километров заряда даже в 2 мегатонны, если это произойдёт не над городскими агломерациями, не нанесёт СССР значительного вреда, а значит, есть риск реального применения таких средств перехвата. Как и год назад решением стало увеличение скорости. При достижении 20 М у ПРО всего СССР было только 2 минуты на перехват разведчика, возможность поражения обычной ракета снижалась до нуля, и даже 2 мегатонная боеголовка давала шанс только в 0,2. В ЦРУ сменили и обозначение программы, добавив цифру "два" - Isinglass II. Но в переписке чаще применялось старое название, мы так же поддержим эту традицию.

Возможное расположение систем ПРО ABM-X-1 Galosh и время их реакции.

Достижение такой скорости в атмосфере было нетривиальной задачей, но, как гласит известная мудрость, "аэродинамику придумали те, кто не умеет строить моторы". И американцы умели. Нужный двигатель "монстр" нашёлся быстро – жидкостный водородно-кислородный ракетный двигатель Pratt & Whitney XLR-129 тягой в 120 тс первоначально разрабатывался в инициативном порядке для многоразового одноступенчатого орбитального аппарата (SSTO), потому он отлично подошёл и для Model 192. Интересной особенностью XLR-129 была не только возможность его многоразового использования, но и уникальное раздвижное сопло, способное менять степень расширения с набором высоты. Разработка двигателя была взята "под крыло" ЦРУ и частично засекречена, а инженерам McDonnell пришлось увеличить аппарат для размещения немалых баков. При этом даже 22 М не было пределом для XLR-129, что в дальнейшем ещё скажется на проекте.

Двигатель Pratt & Whitney XLR-129.

Окончательный выбор двигателя позволил финализировать работы по общей форме гиперзвукового аппарата. Очертания Model 192 будут хорошо известны всем, кто интересуется гиперзвуком – вытянутый по продольной оси треугольный аппарат с несущим фюзеляжем и маловыраженными крыльями, одна из наиболее часто встречающихся компоновок для гиперзвуковых аппаратов. В ряду аналогов выделяют Model 192 лишь небольшие кили, установленные на законцовках рудиментарного крыла, используемые для управления на стадии гиперзвукового планирования. Обычна и компоновка: в носовой части располагается отсек с разведывательным оборудованием, потом закрытая экранированная кабина пилота и авионика, всё оставшееся место отведено под баки. Длина аппарата 25 метров, стартовый вес 54 тонны, из них 42 с половинной тонны вес топлива. Посадочное шасси комбинированное – передняя стойка колёсная, две задних лыжные.

McDonnell Model 192, реконструкция внешнего вида от Джузеппе де Чиара.

Окончательно была сформирована и программа полёта. Для подъёма в воздух должен был использоваться специально переоборудованный В-52, с увеличенным размахом крыла и более мощными двигателями. На высоте в 10 километров над Тихим океаном происходил запуск Model 192, из-за опасности повреждения самолёта-носителя при запуске маршевого двигателя, почти две секунды гиперзвуковой аппарат находился в свободном падении. После запуска двигателя Model 192 в течение 105 секунд набирал высоту в 62,5 километра и скорость в 21 М, топливо к этому моменту заканчивалось и в воздушное пространство СССР аппарат входил уже в гиперзвуковом планировании, сбрасывая высоту и набирая скорость до 22 М. За 10 с половиной минут Model 192 проходил весь Союз вдоль, снижаясь до 30 километров. После, используя скорость и высоту, аппарат планировал к озеру Грум-Лейк в Неваде, где при помощи трёх специальных самолётов сопровождения совершал посадку. Всего полёт должен был занять менее 3 часов с момента взлёта самолёта-носителя, из которых самостоятельных полёт Model 192 занимал чуть более получаса. Именно возможность получить разведывательные данные всего за 3 часа наряду с неуязвимостью для советской ПРО и были главными плюсами гиперзвукового аппарата перед спутниками-шпионами.

Схема разведывательного полёта Model 192 над СССР в масштабе.

McDonnell Model 192 на самолёте-носителе.

По ходу разработки пришлось решать множество малых задач, критичных для всего проекта. Для Isinglass разрабатывали новые материалы вроде титанового сплава, обработанного с использованием сверхпластического формования и диффузионной сварки, сверхлёгкие и сверхпрочные конструкций, новые методы тепловой защиты. Почти все эти работы и сейчас находятся под грифом секретности, но с большой вероятностью на их основе могут базироваться многие технологии, использованные в программе Шаттла и многих других. Немалое внимание уделялось разведывательной аппаратуре Model 192. К тому моменту ЦРУ уже активно финансировало разработку фотоаппаратуры для размещения на низкоорбитальных спутниках. Эти же технологии было решено применить и для гиперзвукового разведчика. К сожалению, и на этих работах ещё лежит гриф секретности и известно о них немного.

Установка разведывательной аппаратуры в носу Model 192.

В 1966 году McDonnell выступила с инициативным предложением отказаться от использования пилота и разработать автоматическую версию Model 192. Это бы позволило значительно облегчить аппарат, и не рисковать пилотом, ведь почти во время всего полёта никаких шансов на его спасения просто не могло быть. Проект беспилотного Model 192 в первом приближении был проработан на основе уже спроектированных узлов. Это вызвало достаточно серьёзные споры внутри ЦРУ, где мнения разделились. С одной стороны беспилотник был проще и дешевле, но при активном противодействии ПРО СССР простой автомат не мог обеспечить успешный обход вражеских позиций и, с большой вероятностью, после выявления алгоритмов мог бы быть "подловлен" зенитчиками русских. С другой стороны, многие сомневались, что пилот, расположенный в глубине аппарата, и имеющий лишь информацию с приборов (использование камер предполагалось только во время посадки) сможет успешно маневрировать. При финансировании ЦРУ было проведено специальное исследование с привлечением специалистов NASA, которое показало принципиальную возможность эффективного управления Model 192 даже в столь информационно "стеснённых" условиях. Это, а так же общее недоверие к тогда ещё не совершенной автоматике, привело к тому, что после активной переписки беспилотный вариант был признан вторичным и разрабатывался по мере оставшихся сил только в дополнение к основному пилотируемому аппарату.

Проект беспилотного варианта McDonnell Model 192.

Кроме самого Model 192 в McDonnell велась разработка и многочисленной инфраструктуры к нему. О самолёте-носителе на базе доработаного В-52 я уже упоминал выше. Кроме него проектировались самолёты посадочного сопровождения на основе истребителя F-4 Phantom II, из модифицированного С-124 разрабатывался танкер, для перевозки ракетного топлива. Прорабатывалась наземная инфраструктура, несколько подрядчиков ЦРУ получили задания подготовить предпроекты аэродрома базирования системы Isinglass на западном побережье США. Одним из требований была высокая противоатомная защита, ведь ЦРУ не хотело потерять свои "глаза" и во время атомной войны. Всё это повышало и ещё раз повышало ожидаемую стоимость программы. При условии заказа 8 аппаратов, стоимость одного Model 192 с учётом расходов на разработку и инфраструктуру составляла безумные 870 миллионов долларов (на текущий курс около 16 миллиардов долларов). В итоге один гиперзвуковой аппарат стоил чуть меньше чем один атомный авианосец со всей авиа группировкой.

McDonnell Model 192 в посадочной конфигурации, реконструкция внешнего вида от Джузеппе де Чиара.

В 1966 году работа над Isinglass подходила к концу теоретического этапа. Пол Чиж и его команда к тому времени потратили более 500 часов на продувку масштабных моделей Model 192 и его различных частей в гиперзвуковых трубах на скоростях до 20 М. Был построен уменьшенный в три раза макет аппарата с частичным применением новых технологий и материалов. На испытания вышла фотоаппаратура, проходила проверки на нагрузки авионика будущего разведчика. Хороший прогресс показывали и в Pratt & Whitney в работе над XLR-129, первые стендовые испытания были запланированы на 1968 год. В том же году в McDonnell предполагали начать лётные испытания уменьшенных моделей аппарата, в 1969 году должна была стартовать программа набора будущих пилотов Model 192. Первый же полёт его самого планировался на 1972 год. Но из-за гигантских необходимых сумм программа не могла быть осуществлена с должным уровнем секретности, и в 1967 году ЦРУ прекратило финансирование проекта Isinglass II. Но всё было далеко не просто. Так переписка по программе продолжилась, ЦРУ пересмотрела вновь свои требования и рекомендовала начать разработку аппарата способного достичь скорости 28 М на основе увеличенного Isinglass II, несущего в дополнение несколько одноразовых спутников-шпионов. К сожалению, именно на этом периоде заканчиваются рассекреченные документы ЦРУ, и мы снова вынуждены перейти к догадкам. Был ли закрыт проект или его финансирование было ещё более засекречено (в рамках чёрных проектов, не раскрываемых даже перед Сенатом)? Как намекают некоторые участники проекта, в том числе Пол Чиж, история гиперзвука для ЦРУ не заканчивается в 1967 году.

Продувочная модель McDonnell Model 192.

Ещё в 1966 году McDonnell с разрешения ЦРУ обратилось к руководству ВВС и ВМФ США с предложением разработки на основе Model 192 упрощённых гиперзвуковых аппаратов и для них. Обе структуры выразили заинтересованность в подобных проектах. Так для ВВС предполагалось разработать самолёт-разведчик со скоростью 20 М, способный производить оценку результатов нанесения ударов МБР по СССР с минимальной задержкой (ожидаемо около полутора часов после запуска боеголовок при запуске аппарата за 30 минут до их старта), и гиперзвуковой самолёт ПРО (из которого в будущем появится проект гиперзвукового перехватчика ПРО Фареро-Исландского рубежа). Для ВМФ предполагалось разработать палубный разведчик со скоростью в 6 М и противокорабельный самолёт наземного базирования со скоростью 10 М. Возможно в будущем мы поговорим и о этих проектах.

GIUK Gap hypersonic interceptor.

Многие технологии, создаваемые для Model 192, использовались в последующих аэрокосмических проектах. Особенно много перекочевало из них в Space Shuttle. Например, двигатель XLR-129 участвовал в программе Space Shuttle Main Engine, и, согласно непроверенной легенде, выбыл из конкурса из-за того что в ЦРУ не дали разрешения на передачу изначальной документации по двигателю в NASA. О других гражданских последователях Isinglass мы поговорим уже в следующей статье.

Масштабная модель McDonnell Model 192.
LT Bredonosec #31.12.2017 17:30
+
-
edit
 

Китай испытал перспективное гиперзвуковое оружие – Naked Science

СМИ заявили о проведении Китаем серии тестов баллистической ракеты с гиперзвуковым глайдером. Оружие на базе испытанной системы может появиться в 2020 году. Китайская сторона информацию об испытаниях официально не подтвердила. //  naked-science.ru
 

Об испытании КНР гиперзвукового глайдера со ссылкой на источник в правительстве США заявило издание The Diplomat. По имеющимся сведениям, тесты прошли 1 и 15 ноября. Речь идет о запуске ракет средней дальности DF-17, оснащенных гиперзвуковыми планирующими глайдерами.

Introducing the DF-17: China's Newly Tested Ballistic Missile Armed With a Hypersonic Glide Vehicle

The DF-17 is the first hypersonic glide vehicle-equipped missile intended for operational deployment ever tested. //  thediplomat.com
 

Источник рассказал и о некоторых деталях. По его словам, запущенная 1 ноября ракета DF-17 преодолела расстояние 1400 км. При этом гиперзвуковой летательный аппарат, которым она была оснащена, преодолел 60 км на малой высоте. Согласно имеющимся данным, тесты новой системы прошли успешно. Оружие поражало цели с чрезвычайно высокой точностью. Принять комплекс на вооружение могут уже в 2020 году.

Глайдер HGV начинает полет после отделения от баллистической ракеты, с помощью которой гиперзвуковой аппарат выводится на необходимую высоту. Сама ракета DF-17, согласно оценкам американской разведки, представляет собой ракету средней дальности, радиус действия которой может достигать 2,5 тыс. км. DF-17 может переносить ядерную и неядерную боевую часть, а также выступать носителем для гиперзвукового летательного аппарата (именно такой вариант и испытали 1 и 15 ноября). По мнению специалистов, именно выведение HGV является главной целью для баллистической ракеты. В качестве же одной из возможных целей для самого глайдера называют системы ПВО.

В США полагают, что в основу комплекса DF-17 легла ракета малой дальности DF-16B. Предполагается, что с 2014 по 2016 год КНР осуществила уже семь испытаний гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов. Таким образом, Китай имеет все шансы стать первой державой, которая введет в эксплуатацию такие комплексы.

Давно известно, что разработкой нового гиперзвукового оружия занимается не только Китай, но также США и РФ. Напомним, в октябре Военно-морские силы США испытали в рамках инициативы Prompt Global Strike (PGS) перспективную гиперзвуковую ракету. В обозримом будущем Соединенные Штаты намерены получить систему, которая позволит нанести высокоточный удар практически в любой точке Земли за чрезвычайно малый промежуток времени. Таким образом, данное гиперзвуковое оружие дополнит современный стратегический ядерный арсенал.

Флот США испытал гиперзвуковое оружие – Naked Science

Как стало известно, на прошлой неделе Военно-морские силы США провели испытания в рамках инициативы Prompt Global Strike (PGS), предполагающей нанесение мощного неядерного удара в любой точке Земли в течение часа. //  naked-science.ru
 

А в современной России особую ставку делают на перспективную морскую противокорабельную ракету «Циркон», которую специалисты называют «убийцей авианосцев».
LT Bredonosec #07.08.2018 11:48
+
-
edit
 

Появились фото китайской гиперзвуковой ракеты

Появились фото с испытаний китайской гиперзвуковой ракеты "Синкун-2". Очень похожий на американскую разработку аппарат 3 августа успешно протестировали на северо-западе КНР //  rg.ru
 

В Сети опубликованы фото китайской гиперзвуковой ракеты "Синкун-2" (Звездное небо).

Напомним, в пятницу КНР успешно испытала летательный аппарат, выполненный по технологии Waverider - он скользит по верхней кромке ударной волны, создаваемой собственным полетом. По тому же принципу действует экспериментальная крылатая ракета Boeing X-51. Внешне оба аппарата очень схожи.

Китайский "Синкун-2" имеет клиновидную переднюю часть - она необходима для увеличения подъемной силы, длина ракеты порядка 10 метров.

Испытания глайдера прошли на полигоне в северо-западной части КНР. Запущенный в 6.41 по местному времени аппарат поднялся на высоту порядка 30 километров, сбросил носовой обтекатель, выполнил ряд предусмотренных программой маневров, а затем приземлился в заданном районе. Полет продолжался 10 минут.

"Синкун-2" может доставлять ядерные боеголовки и неуязвим для существующих систем ПВО-ПРО благодаря высокой скорости и непредсказуемой траектории, заявили в Китайской академии аэрокосмической аэродинамики.

В России испытываются, поставлены на опытно-боевое дежурство и серийно выпускаются гиперзвуковые ракеты и боевые блоки, изготовленных по отличной от Waverider технологии.

China has successfully tested its first waverider hypersonic flight vehicle, a weapon that can carry nuclear warheads and break through any current generation anti-missile defense system due to its high speed and unpredictable trajectory. http://bit.ly/2vjJ91G pic.twitter.com/OXzp4R4U5Y
Прикреплённые файлы:
sinkun.jpg (скачать) [1375x758, 177 кБ]
 
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru