[image]

Полет на Марс отменяется

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.
 
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 
Полет на Марс отменяется

Унылый пейзаж марсианской пустыни
Не в силах раскрасить холодный восход.
В разряженном воздухе чёткие тени
Легли на далекий теперь вездеход.

Великая Космическая Одиссея ХХ века превратилась в жестокий фарс – серия неуклюжих попыток сбежать из своей «колыбели», и перед человеком раскрылась черная пропасть безжизненного пространства. «Дорога к звездам» оказалась коротким тупиком.
Мрачная ситуация в Космонавтике имеет несколько простых объяснений:
Первое - ракеты на химическом топливе достигли своего предела. Их возможностей хватило для достижения ближайших небесных тел, но для полномасштабных исследований Солнечной системы требуется нечто большее. Приобретающие все большую популярность ионные двигатели также не способны решить вопрос с преодолением колоссальных космических расстояний. Тяга ионных супер-двигателей не превышает считанных долей одного Ньютона, а межпланетные перелеты по-прежнему растягиваются на долгие годы.
Заметьте – речь идет только об изучении Космоса! В условиях, когда полезная нагрузка составляет всего 1% от стартовой массы ракетно-космической системы, вести речь о каком-либо промышленном освоении небесных тел вообще не имеет смысла.
Особенно разочаровывала пилотируемая космонавтика – вопреки смелым гипотезам писателей-фантастов середины ХХ века, Космос оказался ледяной враждебной средой, где никто не рад органическим формам жизни. Условия на поверхности Марса – единственном из «приличных» в этом плане небесных тел может вызвать шок: атмосфера, на 95% состоящая из углекислоты, и давление на поверхности, эквивалентное давлению земной атмосферы на высоте 40 километров. Это конец.
Условия на поверхностях других обследованных планет и спутников планет-гигантов еще страшнее – температуры от - 200 до + 500° С, агрессивный состав атмосферы, чудовищные давления, слишком малая или, наоборот, слишком сильная гравитация, мощная тектоника и вулканическая активность…
Межпланетная станция «Галилео», совершив один виток вокруг Юпитера, получила дозу радиации, эквивалентную 25 смертельным дозам для человека. По этой же причине, для пилотируемых полетов практически закрыты околоземные орбиты на высотах более 500 км. Выше начинаются радиационные пояса, где долговременное пребывание опасно для здоровья человека.
Там, где едва ли могут существовать самые прочные из механизмов, хрупкому человеческому телу делать нечего.
Но Космос манит мечтой о далеких мирах, а человек не привык сдаваться перед трудностями – временная задержка на пути к звездам обещает быть недолгой. Впереди титаническая работа по исследованию и освоению ближайших небесных тел – Луна, Марс, где без пилотируемой космонавтики не обойтись.

Вы наверняка спросите – зачем вся эта космическая «возня»? Совершенно очевидно, что никакой практической пользы эти экспедиции не принесут, смелые фантазии о горнорудном производстве на астероидах или добыче Гелия-3 на Луне все еще остаются на уровне смелых предположений. Более того, с точки зрения земной экономики и промышленности, никакой необходимость в этом нет, и появится она, вероятно, не скоро.
Тогда – для чего? Ответ прост – наверное, в этом и есть предназначение человека. Создавать удивительную по красоте и сложности технику, и с её помощью исследовать, осваивать, изменять окружающее пространство.
Никто не собирается останавливаться на достигнутом. Сейчас главная цель – грамотно выбрать приоритеты дальнейшей работы. Нужны новые дерзкие идеи и яркие, амбициозные проекты. Каковы будут наши следующие шаги на пути к звездам?
1 июня 2009 года по инициативе НАСА была организована т.н. «комиссия Огустина» (получила название в честь её главы – бывшего директора компании Lokheed Martin Нормана Огустина) –специальный комитет по вопросам американской пилотируемой космонавтики, в чьи задачи входила выработка дальнейших решений на пути проникновения человека в Космос.
Янки внимательно изучили состояние ракетно-космической отрасли, проанализировали сведения о межпланетных экспедициях с использованием автоматических зондов, учли условия на поверхностях ближайших небесных тел и скрупулезно «рассмотрели на свету» каждый выделенный из бюджета цент.
Осенью 2009 года «комиссия Огустина» представила подробный отчет о проделанной работе и сделала ряд простых, но в то же время совершенно гениальных выводов:
1. Ожидаемый в ближайшем будущем пилотируемый полет на Марс – блеф.
Несмотря на популярность проектов, связанных с высадкой человека на Красную планету, все эти планы не более чем научная фантастика. Полет человека на Марс в современных условиях, подобен попытке бежать «стометровку» с переломанными ногами.
Марс привлекает исследователей адекватными климатическими условиями – по крайней мере, здесь нет испепеляющих температур, а низкое давление атмосферы можно компенсировать «обычным» космическим скафандром. Планета имеет нормальные размеры, гравитацию и удалена от Солнца на разумное расстояние. Здесь обнаружены следы присутствия воды – формально есть все условия для успешной высадки и работы на поверхности Красной планеты.
Однако, в плане посадки космических аппаратов, Марс – пожалуй, наихудший вариант из всех исследованных небесных объектов!
Все дело в коварной газовой оболочке, окружающей планету. Атмосфера Марса слишком разряжена – настолько, что здесь невозможен традиционный спуск на парашютах. В то же время, она достаточно плотна, чтобы сжечь посадочный аппарат, неосторожно «сиганувший» к поверхности с космической скоростью.
Посадка на тормозящих двигателях на поверхность Марса – исключительно сложное и затратное мероприятие. Длительный период времени аппарат «висит» на реактивных двигателях в гравитационном поле Марса – полностью опереться на «воздух» с помощью парашюта невозможно. Все это приводит к чудовищному перерасходу горючего.
Именно по этой причине применяются необычные схемы – например, автоматический межпланетный зонд «Следопыт» садился с помощью двух комплектов тормозных двигателей, лобового тормозящего (теплоизоляционного) экрана, парашюта и надувной «подушки безопасности» - врезавшись в красный песок на скорости 100 км/ч, станция несколько раз отскочила от поверхности, как мяч, до полной остановки. Разумеется, подобная схема совершенно неприменима при высадке пилотируемой экспедиции.
Не менее чудно садился в 2012 году «Кьюриосити».
Марсоход массой 899 кг (вес на Марсе 340 кг) стал самым тяжелым из земных аппаратов, доставленных на поверхность Марса. Казалось бы, всего лишь 899 кг – какие здесь могут возникнуть проблемы? Для сравнения – спускаемый аппарат корабля «Восток» имел массу 2,5 тонны (масса всего корабля, на котором летел Ю. Гагарин – 4,7 тонны).
Полет на Марс отменяется
Cхема посадки Mars Science Laboratory (MSL), более известной, как марсоход "Кьюриосити"
И, тем не менее, проблемы оказались велики - во избежание повреждения конструкции и аппаратуры марсохода «Кьюриосити», пришлось использовать оригинальную схему, известную, как «небесный кран». Вкратце, весь процесс выглядел следующим образом: после интенсивного торможения в атмосфере планеты, платформа с закрепленным на ней марсоходом зависла в 7,5 метрах над поверхностью Марса. С помощью трех тросов «Кьюриосити» мягко опустили на поверхность планеты - получив подтверждение о том, что его колеса коснулись грунта, марсоход перерезал пирозарядами тросы и электрокабели, и нависающая над ним тяговая платформа отлетела в сторону, совершив жесткую посадку в 650 метрах от марсохода.
И это всего лишь 899 килограммов полезной нагрузки! Страшно представить, какие сложности возникнут при посадке на Марс 100-тонного корабля с парой-тройкой космонавтов на борту.
Все вышеперечисленные проблемы конвертируются в лишние сотни тонн «марсианского корабля». По самым скромным подсчетам масса отлетной ступени на околоземной орбите составит как минимум 300 тонн (менее оптимистичные оценки дают результат до 1500 тонн)! Вновь потребуются сверхтяжелые ракеты-носители, чьи размеры многократно превзойдут лунные «Сатрун-V» и Н-1 с полезной нагрузкой 130…140 тонн.
Даже при использовании метода секционной сборки «марсианского корабля» на из более мелких блоков и применении схемы из двух кораблей – основного (пилотируемого) и автоматического транспортного модуля с их последующей стыковкой на марсианской орбите, количество нерешенных технических проблем превышает все разумные пределы.
В сложившейся ситуации отправка человека на Марс подобна попытке решить Великую теорему Ферма не обладая простейшими знаниями алгебры.
Тогда зачем мучить себя несбыточными иллюзиями? Не проще для начала научиться «ходить без костылей» и набраться необходимого опыта, решая чуть более простые, но не менее фееричные задачи?
Британские ученые установили, что астероид Апофис опасности для Земли не представляет.
«Комиссия Огустина» предложила план, под названием «Гибкий путь» (Flexible Path) – сюжет, достойный съемочных павильонов Голливуда. Смысл данной теории прост – научиться совершать длительные межпланетные перелеты, тренируясь на … астрероидах.

Блуждающие каменные обломки не обладают сколь-нибудь ощутимой атмосферой, а их малая гравитация делает процесс «причаливания» подобным стыковке «Шаттла» с МКС – тем более, у человечества уже имеется опыт «близких контактов» с малыми небесными телами.
Речь идет отнюдь не о «челябинском метеорите» - в ноябре 2005 года японский зонд «Хаябуса» («Сапсан») произвел две посадки с забором пыли на поверхности 300-метрового астероида (25143) Итокава. Не все прошло гладко: солнечная вспышка повредила панели солнечных батарей, космический холод вывел из строя два из трех гироскопов зонда, при посадке был потерян мини-робот «Минерва», наконец, аппарат столкнулся с астероидом, повредил двигатель и потерял ориентацию. Через пару лет японцам все-таки удалось восстановить контроль над зондом и перезапустить ионный двигатель – в июне 2010 года капсула с частицами астероида была, наконец, доставлена на Землю.

Полеты к астероидам могут дать сразу несколько полезных результатов:
Прояснятся некоторые детали формирования и истории Солнечной системы, что уже само по себе вызывает немалый интерес.
Во-вторых, это ключ к решению прикладной задачи о предотвращении «метеоритной угрозы» - все подробности в сценарии голливудского блокбастера «Армагеддон». Но в реальности дело может принять еще более интересный оборот:
День первый. К Земле приближается гигантский астероид. Группа отважных бурильщиков
отправилась к нему для установки ядерного заряда.
День второй. К Земле приближается гигантский астероид с ядерным зарядом.
В-третьих – геологоразведка. Астероиды представляют немалый интерес, как источники полезных ископаемых (огромные запасы руды, малая гравитация и низкое значение второй космической скорости – упрощается транспортировка сырья на Землю). Это на перспективу.
Наконец, подобные миссии дадут бесценный опыт пилотируемых межпланетных перелетов.

В качестве наиболее приоритетных целей НАСА предлагает точки Лагранжа в системе Земля-Солнце (области, в которых тело с пренебрежимо малой массой может оставаться неподвижным во вращающейся системе отсчёта, связанной с двумя массивными телами). С точки зрения небесной механики, полет в эти области даже проще, чем полет на Луну, несмотря на значительно большее расстояние от Земли.
Следующими целями называются околоземные астероиды групп атонов, аполлонов и т.д. - между орбитами Земли и Марса. Дальше - наше ближайшее небесное тело – Луна. Потом следуют предложения об отправке беспосадочной экспедиции к Марсу – облет и изучение планеты с орбиты, следом – высадка на марсианском спутнике Фобос. И лишь потом – Марс!

Новые дерзкие экспедиции потребуют создание новых технических средств – уже сейчас янки энергично работают над проектом многоцелевого пилотируемого корабля «Орион».
Первый тестовый запуск запланирован уже на 2014 год, корабль планируется запустить на расстояние 6000 км от Земли – в 15 раз дальше, чем расположена орбита обращения МКС. К 2017 году для «Ориона» планируют подготовить сверхтяжелую ракету-носитель SLS, способную выводить на опорную орбиту до 70 тонн груза (в перспективе – до 130 тонн). Ожидается, что ракетно-космическая система «Орион» + SLS достигнет полной готовности к 2021 году – с этого момента станут возможными пилотируемые экспедиции за пределы околоземной орбиты.

Все новое – хорошо забытое старое. Прозвучавшие выводы «комиссии Огустина» были отлично знакомы отечественным специалистам – неслучайно, познакомившись с коварством атмосферы Марса, советская космическая программа быстро переориентировалась на изучение Фобоса (неудачные запуски «Фобос-1 и 2», 1988 год) – ведь совершить посадку на спутник гораздо проще, чем на поверхность Красной планеты. При этом Фобос, в плане геологии, представляет едва ли не больший интерес, чем сам Марс. Одиозный «Фобос-Грунт» и перспективный «Фобос-Грунт-2» - все это звенья одной цепи.

В настоящее время российские ученые также склоняются к мнению о пользе изучения малых небесных тел. О пилотируемых экспедициях речи пока не идет, Роскосмос работает над возможностью отправке автоматических зондов к Луне («Луна-Глоб», «Луна-Ресурс», ближайший планируемый запуск – 2015 год), а также осуществление фантастической экспедиции «Лаплас-П». В последнем случае планируется посадка зонда на поверхность Ганимеда – одного из ледяных спутников Юпитера.
Сообщение о планируемой отправке российского зонда к внешним планетам Солнечной системы вызвало всплеск едких шуток в стиле «Фобос-Грунт», «Юпитер – идеальная цель, еще 5 миллиардов навечно сгинут в глубинах Космоса», кое-кто из интернет-юмористов даже предлагал «пилотируемый» вариант «Лаплас-Поповкин»…
Однако, несмотря на всю кажущуюся сложность и неоднозначность грядущей миссии, посадка автоматической станции на поверхность Ганимеда окажется едва ли сложнее, чем на поверхность Марса.
Конечно, пилотируемые полеты в точки Лагранжа и автоматические зонды в окрестностях Юпитера – все-таки лучше, чем несбыточные мечты о том, как «на Марсе будут яблони цвести». Главное – не стоит расслабляться на достигнутом. Даже высадившись на поверхности астероида, нам не стоит предаваться сладким грезам о том, как наша всемогущая наука теперь способна сместить с орбиты любое небесное тело и сделать нас властелинами ближнего космоса.
«Капитаны небес» не могут в течение многих месяцев закупорить маленькую дырочку на дне океана – нетрудно представить, что нас ожидает в случае встречи с очередным Тунгусским метеоритом.

Полет на Марс отменяется

Унылый пейзаж марсианской пустыни Не в силах раскрасить холодный восход. В разряженном воздухе чёткие тени Легли на далекий теперь вездеход. Великая Космическая Одиссея ХХ века превратил //  topwar.ru
 
   63.0.3239.8463.0.3239.84
Iva> Полет на Марс отменяется

в довесок
у меня в Мордокниге эту ссылку запостил Андрей Смилга, с комментарием:
55 лет назад мой отец закончил свою популярную книгу по ТО главой "Фотонные грёзы". Он там пытался убедить несведующего энтузиаста в том, что косм. корабли, способные долететь до звёзд, никогда не будут построены - вещь очевидная для физика.
Меня (а я был энтузиастом ;) ) он тогда убедил.
Ну а сегодня я пощу честный обзор нынешнего состояния дел в (в основном, американской) космической программе. Очевидный вывод - пилотируемых полётов на Марс не будет никогда.
   63.0.3239.8463.0.3239.84
+
+4
-
edit
 

Barbarossa

Любитель тунисских тётков
★★★★
Iva> Ну а сегодня я пощу честный обзор нынешнего состояния дел в (в основном, американской) космической программе. Очевидный вывод - пилотируемых полётов на Марс не будет никогда.

Никогда не говори никогда.
   63.0.3239.10863.0.3239.108
+
-5
-
edit
 
Barbarossa> Никогда не говори никогда.

про отсутствие смысла таких полетов я читал давно (70?начало 80-х?) в журнале "Знание-Сила".
и про отсутствие смысла - как фактор почему мы туда не летим.

в частности там писалось - что если бы на Марсе была цивилизация с которой нам имело смысл чем-то торговать - мы бы уже туда летели. А нет - не летим в виду отсутствия смысла.
   63.0.3239.8463.0.3239.84
Iva> 55 лет назад мой отец закончил свою популярную книгу по ТО главой "Фотонные грёзы".

как понимаю это эта книга

Читать

Читать книгу онлайн "Очевидное? Нет, еще неизведанное…" - Смилга Вольдемар Петрович - бесплатно, без регистрации. //  www.litmir.me
 
   63.0.3239.8463.0.3239.84

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Iva> про отсутствие смысла таких полетов я читал давно (70?начало 80-х?) в журнале "Знание-Сила".
Iva> и про отсутствие смысла - как фактор почему мы туда не летим.
Iva> в частности там писалось - что если бы на Марсе была цивилизация с которой нам имело смысл чем-то торговать - мы бы уже туда летели. А нет - не летим в виду отсутствия смысла.

Набор стандартный глупостей.

Они вообще стандартны что за, что против. И не менее бредовы в сущности.

В Антарктиде тоже нет цивилизации, чтобы с ней торговать. Однако ж это не мешает людям шляться там уже сто лет. (про циркумполярное течение, рыболовство и китобойный промысел не надо - это не имеет отношения к станциям на материке и на Южном Полюсе).

Всё гораздо проще. Соотношения желания и возможностей.

Если марсианская экспедиция стоит три копейки - вот вам червонец, и ни в чём себе не отказывайте. Если она стоит сто тыщ квинтильонов $ - её не будет никогда, "таких денег не бывает".
А тут - что-то между сотней миллиардов и триллионом (РКК лет 20 назад называло 20 млрд., но это гипероптимизм). Ну, много. Но не что-то невообразимое.

Антарктида - это в принципе любопытно, прикольно, и не слишком дорого. МКС - тоже любопытно, еще более прикольно, и умеренно дорого. Марс - любопытно, очень прикольно, но как-то вот дороговато. Пока.

Сегодня марсианская экспедиция принципиально вполне технически возможна (да в общем-то давно принципиально возможна), но стоит дороже, чем отдельно взятое государство готово себе позволить (могли бы многие - но пока не хотят).

Дальше возможны два варианта (причём параллельно): 1) страны/мир в целом с ростом экономики могут себе позволить дорогую марсианскую экспедицию (сюда же потенциально входит всякая международная кооперация) и 2) с развитием технологий она становится дешевле.
По пункту 2 возможно удешевление в разы, на порядок вряд ли.

Чисто вопрос времени.
   51.051.0
+
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Fakir> По пункту 2 возможно удешевление в разы, на порядок вряд ли.
В определенных условиях вполне возможно и на порядок и более.
Только для того, чтобы эти условия сложились, подобные экспедиции должны стать уже обыденностью. :)
   57.057.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
При гипотетической промышленной добыче 3He на Марс можно вообще слетать "на сдачу".
Но это всё совершенно другая история.
   51.051.0

ED

старожил
★★★☆
Fakir> При гипотетической промышленной добыче 3He на Марс можно вообще слетать "на сдачу".

Куда этот He3 заливать будем?
   52.052.0
+
-1
-
edit
 

spam_test

аксакал

ED> Куда этот He3 заливать будем?
Пузырь вокруг обитаемого отсека.
   44

ED

старожил
★★★☆
ED>> Куда этот He3 заливать будем?
s.t.> Пузырь вокруг обитаемого отсека.

:eek:
   33
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Fakir> По пункту 2 возможно удешевление в разы, на порядок вряд ли.
Это смотря что мы включаем в необходимое. Научные исследования - они хоть и дорогие, но для колонии необязательные.
А стоимость билета может оказаться не большей, чем через атлантику во времена каравелл...
   63.0.3239.10863.0.3239.108
LT Bredonosec #13.06.2019 18:17
+
-
edit
 

NASA atsisako Marso teraformavimo. Elonas Muskas nesutinka. :: Astronomija ir kosmonautika :: www.technologijos.lt

Kaip žinia, NASA kitą dešimtmetį planuoja pasiųsti į Marsą pirmuosius kolonistus. Gali būti, kad juos aplenks kosmoso entuziastas (kosmoziastas?) Elonas Muskas, svajojantis Raudonąją planet? //  www.technologijos.lt
 

NASA отказывается от идеи терраформирования марса. Маск обижен.
На сегодня маск - основной сторонник идеи терраформинга марса (наверно потому, что это наиболее масштабный попил, который можно вообразить, не считая изобретения антигравитатора и машины времени?)
Он плодит идеи, как это можно сделать, рисует проекты, как наполнить планету воздухом и водой.
По мнению ученых на сегодняшних технологиях это нереально.

Маск предлагает обстрелять полярные ледяные шапки и растопленным льдом сделать атмосферу достаточно густой (это как в "вспомнить всё"? )
На сегодня атмосфера марса - примерно 1% от земной.
Полярные шапки дали б максимум 0,6%
Вместе с СО2 - +0,5%
Вместе с органикой - еще 0,6%
В сумме - максимум можно надуть до 3% от земной атмосферы. Если газифицировать вообще всё, что есть в поверхности марса - можно теоретически выжать максимум до 7% от земной атмосферы.

Для человека этого недостаточно.
   71.0.3578.12171.0.3578.121
US Сергей-4030 #13.06.2019 18:36  @Fakir#08.01.2018 17:53
+
0 (+2/-2)
-
edit
 

Сергей-4030

исключающий третье
★★
Fakir> При гипотетической промышленной добыче 3He на Марс можно вообще слетать "на сдачу".
Fakir> Но это всё совершенно другая история.

Все космические мечтания совершенно нереальны если мы хотим возить биологические тела. Они настолько хрупкие и скоропортящиеся, что никаких вариантов межзвездных перелетов нет. И главное - тем, кто отправляет, нет никакой пользы от отправления. Отправили экспедицию, она долетит через миллион лет, вернется еще через миллион, отправители уже давно мертвы. Отправителям нет никакого реального интереса.

Единственный вариант, когда это становится возможным - переход на железную основу. Если нейронную сеть мозга конкретного человека удастся перенести на компьютерные мозги, то тогда межзвездные полеты становятся куда как более интересными как с точки зрения выполняемости так и с точки зрения бенефитов отправляющим. Если летит не биологическое тело, а небольшой заводик (заводик потому что нужно организовать добычу всего-всего в конечной точке полета и организовать обратный рейс) с загруженными в него мозгами, то уже можно лететь и миллион лет - мозги большую часть времени в режиме энергосбережения. А те, кто отправили, тоже железные и тоже могут ждать бенефитов миллион лет - соответственно, у них есть стимулы отправить.
   74.0.3729.13174.0.3729.131
RU Полл #13.06.2019 18:40  @Bredonosec#13.06.2019 18:17
+
+1
-
edit
 

Полл

координатор
★★★★★
Bredonosec> NASA отказывается от идеи терраформирования марса.
"ЛЮЮЮДИИ! Не верьте жрецам, говорящим, что молнии - это стрелы Зевса! Они ВРУУУТ! Молнии - это удары молота ТОРА!!"
:)
   67.067.0
RU Дем #14.06.2019 13:16  @Сергей-4030#13.06.2019 18:36
+
+1
-
edit
 

Дем
Dem_anywhere

аксакал
★☆
Сергей-4030> Единственный вариант, когда это становится возможным - переход на железную основу.
Связи между элементами верхней строки таблицы менделеева куда прочнее, чем между элементами второй и тем более третьей.
Просто их нужно уметь готовить...
   7474
DE Fakir #14.06.2019 19:01  @Сергей-4030#13.06.2019 18:36
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Сергей-4030> Все космические мечтания совершенно нереальны если мы хотим возить биологические тела. Они настолько хрупкие и скоропортящиеся, что никаких вариантов межзвездных перелетов нет. И главное - тем, кто отправляет, нет никакой пользы от отправления. Отправили экспедицию, она долетит через миллион лет, вернется еще через миллион, отправители уже давно мертвы. Отправителям нет никакого реального интереса.

1. Это всё, строго говоря, неверно (= не является доказанно верным) и основано на куче неявных и необоснованных (по крайней мере, пока) допущений.
2. Не имеет ни малейшего отношения к полёту на Марс и внутри Солнечной вообще.
   51.051.0
RU Vodoborez #10.07.2019 17:34
+
-
edit
 

Vodoborez
vodoborez

опытный

с ТЭМ вполне можно слетать, только Рогозин - не Королёв
   49.0.2623.11249.0.2623.112

Tayfur

втянувшийся
Iva> Очевидный вывод - пилотируемых полётов на Марс не будет никогда.

Идите спорить к учёным небесной тверди, встречающейся с краем земли.
   74.0.3729.10874.0.3729.108

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru