Что может считаться грунтовой ВПП? Какими параметрами она определяется (выдерживаемое удельное давление на грунт, способность выдерживать струю ТРД и т.д.) и какими силами и за какое время троится и как потом эксплуатируется (частота «подновлений покрытия» и т.д.)?
В основном определяется плотностью грунта. Считается она по-разному. Про ВТА не знаю, скажу о штурмовиках. У Су-25, например, задана "сигма" 7-8 кг/кв.см. Для А-10 американцы грунтовым считают аэродром 10-12 кг/кв.см - а для нас это уже III класс, т.е. требует серьезной предварительной подготовки (сразу скажу: что точно означает III класс, я не знаю - см. ниже). Многое зависит и от того, какое там травяное покрытие. "Авиационной" травой считается, скажем, мятлик. В советские времена севооборот в с/хозяйстве планировался, в том числе, и с учетом использования определенных участков под полевые а/дромы. Как сейчас - не ведаю...
"Временное покрытие" (металлические плиты, их часто можно видеть в ав. городках в качестве элементов оград, дорожек и т.п.
), насколько я знаю, вещь хреновая. С него можно взлететь один раз, а дальше слишком много элементов "встает дыбом". Но это (как и про классы аэродрома) лучше уточнить у летчиков на форуме ИБА - там есть топик про работу с грунта.
Что касается полетов с грунта транспортников, то мне доводилось летать (пассажиром
) на Ан-24 с грунта (полоса была на ремонте). Вполне нормально работает. Правда, оговорюсь - с грунта взлетали поздней осенью, когда уже был легкий морозец...
Гравийный а/д был у меня на родине. Эксплуатировался круглогодично, подновлялся не часто - подсыпали гравия и трамбовали катком. Правда, и полеты были не то, чтобы интенсивны, и тяжелее того же Ан-24 нечего не летало (еще "вертушки" и Ан-2). Могу только предположить, что это был тот самый "III-й класс"...
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)