[image]

ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ

 
+
-
edit
 

Anleon

опытный

Источник Несмотря на проблемы, США разворачивают программу ПРО

ПРОГРАММА СТРАТЕГИЧЕСКОЙ ПРОТИВОРАКЕТНОЙ ОБОРОНЫ США


ХОД РАЗВЕРТЫВАНИЯ НАЗЕМНОГО КОМПОНЕНТА

Завершается строительство последних 4 (из запланированных 10) пусковых шахт наземных перехватчиков (GBI) в операционной зоне и их оборудование, которое планируется завершить развертыванием боевых GBI до конца 2005 года и созданием на Аляске и Алеутских островах группировки наземных перехватчиков из запланированных 10 единиц GBI. Согласно ранее обнародованным планам, в зоне Аляски к 2008 году намечается построить еще 10 ШПУ и довести оперативную группировку перехватчиков GBI в этом районе до 20 единиц. Такая же оперативная группировка из 20 GBI в заглубленных ШПУ планировалась на ракетной базе Вандерберг в Калифорнии, однако пока нет сведений о конкретных работах по строительству новых шахт в этом районе. На ракетной базе Вандерберг в Калифорнии по плану первоначального оперативного развертывания задействованы пока 2 ШПУ перехватчиков GBI.

Таким образом, общая группировка наземных перехватчиков на стартовых позициях на Аляске и западном (тихоокеанском ) побережье США к концу 2005 финансового года (к концу марта 2006 года) должна составить не более 12 ракет GBI.

ПРОГРАММА АРМЕЙСКОЙ СИСТЕМЫ ПВО/ПРО

По этой программе продолжаются поставки в войска армейской системы ПВО/ПРО комплектных усовершенствованных противоракет ТН/ОТН "Пэтриот"-3 (РАС-3) и боеголовок к ним.

Для оснащения ракет боеголовками самонаведения заключен контракт с корпорациями "Локхид Мартин" и "Боинг" на поставку войсковым арсеналам 159 таких комплектных систем (боеголовок). В апреле 2005 года с этими корпорациями армия США заключила дополнительный контракт на изготовление и поставку в войска в 2006-2007 годах дополнительного количества систем самонаведения (предположительно до 300 единиц) для боеголовок.

Военные СМИ США 12 апреля 2005 года сообщили о заключении первого контракта на поставки ракетных систем РАС-3 иностранным государствам, прежде всего Японии и ряду стран - членов НАТО в Европе (объемы этих поставок не раскрываются).

Надо рассмотреть и модернизацию корабельной ЗРС ПРО "Иджис-Стандард-3" (AEGIS-SM-3).

В 2004-2005 годах в боевой состав ВМС США введены модернизированный ракетный крейсер типа "Тикондерога" (CG-47) и два новых ракетных эсминца типа DDG-51 с усовершенствованными ЗРС "Иджис-СМ-3", которые планируется развернуть в системах ПВО/ПРО оперативных флотов (2, 3, 5, 6, 7-м) на морских ТВД в зоне США и на удаленных морских ТВД на Средиземном море, в Персидском заливе, в западной части Тихого океана (в Японии).

Японии в будущем планируется поставлять помимо армейской системы "Пэтриот" (РАС-3) также американскую усовершенствованную корабельную систему ПРО "Иджис-СМ-3" (Aegis-SM-3) для оснащения 4 строящихся эсминцев, которые вместе с ракетными кораблями ПВО/ПРО 7-го флота США, а также армейскими системами "Пэтриот-3" ВС США и Японии составят основу планируемой совместной системы ПРО на Дальнем Востоке.

СТАТУС ПРОГРАММЫ КОСМИЧЕСКОГО ЛАЗЕРА (SBL)

По решению руководства Пентагона и Агентства НПРО в 2002 году закрыт офис менеджмента программы SBL и отменен запланированный на 2012 год "интегрированный полетный эксперимент" на орбите (ITF - Integrated Test Flight) по той же программе. Причина такого решения - не санкционированный Конгрессом перерасход выделенных средств на НИОКР. Финансовый контролер Агентства НПРО заявил, что большинство денег на особых счетах по программе (special accounts) cохранены для оплаты НИОКР по лазерным системам.

Анализ военного бюджета США на 2006 финансовый год свидетельствует, что программа SBL полностью не отменена, но ее элементы и средства распределены по ряду других космических программ, а часть лазерных программ и субпрограмм засекречены.

Тематика космического лазера присутствует, например, в программах:

- "Передовые оптические и лазерные космические технологии" (Advanced Optics & Laser Space Technology - дополнительно в 37 млн. долларов, ассигнованным в 2004 и 2005 годах, выделено 20,9 млн. в 2006 году);

- "Исследовательские инициативы в области лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Research Initiative - 11,9 млн. долларов по бюджету 2006 года);

- "Программа усовершенствованных технологий лазеров высоких энергий/ Единая программа твердотельных лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Advanced Technology Program/ Joint High Power Solid State Laser Program - 5,8 млн. долларов в 2006 году);

- "Программа НИОКР в области лазеров высоких энергий" (High Energy Laser Research - 45,7 млн. долларов в 2006 году);

- "Программа технологий направленной энергии" (Directed Energy Technology - 37,7 млн. долларов в 2006 году).

СОВМЕСТНО С ЕВРОПЕЙЦАМИ

Официально совместная программа ПВО/ПРО на Европейском ТВД (MEADS - Medium Extended Air Defence System) классифицируется как программа расширенной ПВО средней дальности НАТО на Европейском ТВД, которая в перспективе должна обладать возможностями ПРО против БРМД, БРСД, БРПД и КР. В MEADS участвуют США, Германия и Италия. В сентябре 2004 года США и Италия подписали совместный "меморандум о взаимопонимании" (MoU) по формированию в структуре блока НАТО Агентства управления (менеджмента) реализацией программы MEADS cистемы ПВО/ПРО НАТО - Агентства NAMEADSMA (NATO MEADS Management Agency).

Определен согласованный сторонами бюджетный контракт агентства: доля США - 54,5 млн. долларов; Германии и Италии - 54,8 млн. евро. Этот контракт по соглашению был действителен до 26 марта 2005 года, но продлен на один месяц в связи с задержкой окончательного решения об участии в программе германского канцлера Шредера. Партия "зеленых" (участник правительственной коалиции с социал-демократами) выступала против участия Германии в программе MEADS из опасений, что это вовлечет бундесвер в более широкие военные операции высокой интенсивности за рубежом. Помимо этого, по расчетам "зеленых", расходы Германии на создание системы могут составить как минимум 886 млн. евро (или 1,16 млрд. долларов) в течение 8 лет, а на последующие закупки системы и ее развертывание потребуется еще свыше 2 млрд. евро. И все же правительство ФРГ в апреле 2005 года одобрило участие в программе MEADS и ее финансировании (получено также согласие бундестага).

Контракт на программу MEADS предварительно рассчитан на 8 лет и 7 месяцев "проектных работ по созданию и развитию" системы. При этом принято трехстороннее решение о совместном рассмотрении и согласовании оперативно-технических и тактических требований к системе MEADS, о cерии последующих уточнений и корректировок этих ОТТ с участием специальных рабочих групп "интеграции производства" компонентов системы (Integrated Product Teams - IPT) с тем, чтобы обеспечить необходимый уровень их работоспособности и эффективности.

Предварительная экспертная оценка проекта системы и его корректировка намечена на июнь 2007 года. Окончательная ("критическая") экспертная оценка и необходимая корректировка проекта системы ПВО и ПРО намечена на сентябрь 2009 года.

Согласованная программа разработки, полетных испытаний и доводки системы MEADS включает:

а) девять различных испытаний в 2011 году, в том числе 7 полетных полигонных испытаний "развития" (7 developmental test flights); при этом решено, что последующие (8-е и 9-е) полетные испытания будут одновременно полетными испытаниями "развития и операционными" полетными испытаниями ("developmental and operational" test flights);

б) начальное (мелкосерийное) производство компонентов системы MEADS запланировано предварительно на начало 2011 года.

По предварительным расчетам, производство системы MEADS и ее развертывание может продолжаться до начала 2020-х годов. Количество развертываемых боевых противоракетных систем и конкретные географические места позиционных районов в составе MEADS не определены. Данные вопросы будут решаться сторонами согласованно в зависимости от складывающейся ситуации и возникающих оперативных потребностей.

КОСМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Экспериментальная программа NFIRE (Near Field Infra-red Experiment) предусматривает проведение эксперимента в космосе по оценке влияния различных физических факторов околоземного пространства и атмосферы на эффективность и качество работы оптических и электронных систем наблюдения, управления, самонаведения боеголовок ракет-перехватчиков.

Специалисты и аналитики программы НПРО оценили эксперимент NFIRE как противоречивый и разошлись с Агентством НПРО (MDA) во мнении о его содержании и времени проведения. Согласно утвержденным бюджетным ассигнованиям на этот эксперимент, он намечен на 2006 финансовый год, и в нем будут задействованы два космических аппарата. Первый должен пролетать в 100-1000 км от спутника, мониторинг которого ему необходимо провести. Второй аппарат должен находиться на расстоянии менее 10 км от того же ИСЗ. Однако директор Агентства НПРО Трэй Оберинг 28 апреля 2005 года неожиданно заявил, что эксперимент NFIRE не будет проводиться до конца 2007 или до начала 2008 финансового года. Он при этом подтвердил, что в 2004 году из программы эксперимента было исключено участие ударной боеголовки перехватчика (kill vehicle) из-за опасений, что экспериментальная платформа может рассматриваться как будущая боевая платформа для поражения космических объектов других стран.

Однако Оберинг не исключал, что эта ударная боеголовка может быть впоследствии включена в программу эксперимента NFIRE на последующих полетных испытаниях. Он подтвердил также, что по этой программе изучается вопрос о разработке и применении в испытаниях NFIRE нового "секретного" наполнения (полезной нагрузки) платформы-носителя (new classified payload ).

Касаясь НИОКР, разработки, полигонных и других испытаний GBI и других компонентов НПРО, необходимо отметить, что имеются веские основания предполагать, что собираемые научные и опытно-экспериментальные материалы используются также при создании концепции и технического проекта новой МБР ("Минитмен-4"), предназначаемой для замены "Минитмен-3" после 2020 года.

НИЛ ВВС (ARFL) уже приступила к углубленным НИОКР по проекту "Минитмен-4". Они проводятся совместно с агентством DARPA и с участием специалистов компаний "Боинг", "Райтеон", "Локхид Мартин" и других производителей ракет, их энергетического, электронного и другого оснащения. Новая МБР будет обладать, по мнению обозревателей, более высокой энергетикой, повышенной скоростью пролета на этапе разгона, малой отражающей поверхностью корпуса и боеголовки (или многозарядного контейнера), выполненных из новых конструкционных материалов по технологии "стелс", повышенной точностью поражения точечных целей на предельных дистанциях, будет оснащаться новейшими средствами защиты от возможных средств поражения, а также средствами противодействия и преодоления систем ПРО высоких технологий.

Касаясь проблемы военного использования космоса в интересах НПРО, генерал Оберинг, выступая на проходившей в начале 2005 года на 3-й конференции по проблемам противоракетной обороны, организованной Американским институтом аэронавтики и астронавтики (American Aeronautics and Astronautics Institute), заявил, что возглавляемое им агентство начинает вплотную рассматривать практические вопросы создания, развития и развертывания космического слоя (эшелона) НПРО США и что в 2008 году его ведомство начнет приглашать корпорации для заключения контрактов на разработку систем космических перехватчиков.

Генерал Оберинг отверг "эмоционально окрашенную" критику некоторых политиков в стране (в частности, демократов в Конгрессе) и за рубежом по поводу изменения политики США в сторону "военизации космоса". И подтвердил неизменность этого курса. В связи с этим заявлением следует подчеркнуть, что согласно уже известным бюджетным документам Агентство НПРО планирует израсходовать до 2011 года на создание боевых систем космических перехватчиков 675 млн. долларов.

ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЮТ

СМИ США сообщили, что, несмотря на "разговоры и жалобы" о сокращении ассигнований на расходы Агентства НПРО, фактически общий его бюджет существенно возрастет. По этим сведениям, если на текущий пятилетний бюджетный период (2004-2009 финансовые годы) Агентству НПРО запланировано выделить 53,1 млрд. долларов, то в 2006-2011 финансовых годах оно должно получить 57,7 млрд. долларов. Уже намечены соответствующие увеличенные ассигнования на программы космических систем перехвата ракет и спутников, космических ударных систем по бюджетам Минобороны, Агентства НПРО, Агентства военных НИОКР DARPA, ВВС, армии и ВМС. Аналитики подчеркивают значительное увеличение ассигнований на засекреченные программы Агентств НПРО и по линии перспективных космических НИОКР ( DARPA), на такие, как программы XSS-11 и NFIRE.

По этим двум программам, по данным центра оборонной информации (SDI), планируется запустить в космос аппараты-платформы "Минотавр" (Minotaur), в том числе в 2005 году ВВС США намеревались отправить на околоземную орбиту один аппарат SLV "Минотавр" с "секретной полезной нагрузкой" неизвестного пока назначения.

Следовательно, США методично, хотя и несколько замедленными темпами, развивают и развертывают систему НПРО.



   

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru