Инсайдеры утверждают, что вопрос о продолжении транспортировки газа поднимался несколько недель назад на встрече представителей двух компаний. Украинская сторона пытается узнать, что значит «привлекательные коммерческие условия» транзита по мнению «Газпрома».
Но сойтись во мнении по этому вопросу, скорее всего, будет непросто, особенно если учесть, что в прошлом Киев неоднократно говорил о своем желании поднять тарифы на транзит газа и даже подал соответствующий иск в Стокгольмский, который тот отклонил.
Кроме того, камнем преткновения могут стать будущие объемы транспортировки. Если Алексей Миллер говорил о 10−15 миллиардов кубометров в год, то глава украинского Минэнерго Игорь Насалик заявил, что транзит останется для Киева выгодным только при объемах более 40 миллиардов кубометров в год, что не может устраивать «Газпром». Глава правления «Нафтогаза» Андрей Коболев, в свою очередь, сообщил, что в 2018—2019 страна будет получать 3−3,5 млрд долл. в год от транзита или 2−3% ВВП, и потеря этих денег будет весьма болезненна.
В издании «Коммерсант» подсчитали, что для того, чтобы украинская ГТС оставалась безубыточной, необходима прокачка как минимум 25 миллиардов кубометров газа в год, если исходить из стоимости транзита для «Газпрома» на уровне «Северного потока».
Проблема в том, что даже сегодня стоимость украинского транзита для российской компании гораздо выше. Если прокачка по «Северному потоку» обходится в 27,8 доллара за тысячу кубометров, то по украинской ГТС — в 32,2 доллара. При этом фактически ставка для «Газпрома» по Nord Stream еще ниже, так как «Газпром» как акционер получает 51% доходов, то есть платит за транзит самому себе. Nord Stream -2 будет еще дешевле, так как «Газпром» — единственный владелец подводного участка трубы. Если же учесть, что Киев хочет еще больше поднять тарифы на транзит, качать газ через территорию Украины станет совершенно невыгодно.
А ведь есть еще вопрос устаревшей украинской ГТС. По оценке Mott MacDonald, затраты на модернизацию ГТС для транзита всего 30 млрд. кубометров в год должны составить не менее 2,7 млрд долл. в год, и это еще минимальные цифры.
В таких условиях можно не сомневаться, что переговоры между «Газпромом» и «Нафтогазом» о продлении транзита будут очень непростыми, а между тем, как объясняет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, без них не обойтись. Вопрос в том, кто уступит первым.
При нынешних тарифах украинская ГТС уже неконкурентна по сравнению с «Северным потоком», который обходится «Газпрому» намного дешевле. Но я не сомневаюсь, что украинские власти будут и дальше проталкивать тему повышения тарифов, потому что для «Нафтогаза» единственный источник, который позволяет хоть как-то получать прибыль — это деньги, которые платит «Газпром». Все остальное либо убыточно, либо на грани убыточности, и очередное повышение тарифов только ухудшит ситуацию, так как объем неплатежей вырастет.
— Действительно ли Украине достаточно 25 миллиардов кубометров для безубыточности прокачки?
— Я очень сомневаюсь в этих цифрах. У нас есть пример, когда через территорию Украины прокачивали около 60 миллиардов кубов в год. Это уже был предел для «Нафтогаза», за которым у них не хватало денег ни на что. На мой взгляд, эта цифра гораздо ближе к истине, чем 25 или даже 40 миллиардов кубов, если мы говорим о нынешних тарифах на прокачку. Это уже нерентабельно для «Газпрома», а уж после строительства «Северного потока-2» сохранять такой уровень прокачки было бы чистым безумием. Тем более что эти люди будут требовать все больше и больше денег за транзит, в этом можно быть уверенными.
По логике, «Нафтогаз» должен был предложить снизить расценки на прокачку газа для «Газпрома», и тогда этот маршрут оказался бы более выгодным и можно было сохранить объемы прокачки. Но ведь они этого не делают и не идут на диалог. Хотя, повторю, чтобы «Нафтогаз» смог сводить концы с концами по нынешним тарифам, им нужно прокачивать не менее 50 миллиардов кубометров газа в год. Без транзита у них не будет даже не то, что на консервацию, но и на распил своей ГТС.
«Газпром» направил в Стокгольмский арбитраж документы для расторжения контрактов c НАК «Нафтогаз Украины» на поставку газа и его транзит через территорию Украины, сообщает «Интерфакс».
В управлении информации российской компании отметили, что переговоры на этот счет к результату не привели. В этой связи председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер заявил о готовности вести переговоры с «Нафтогазом» о транзите газа после 2019 года. Однако Украина должна обосновать экономическую целесообразность транзита через ее территорию, отметил он.
Комплекс планируется построить под Санкт-Петербургом, рядом с Усть-Лугой. На газоперерабатывающем заводе будет производиться очистка газа от примесей. Получаемый метан будет поставляться для сжижения на «Балтик СПГ», который также планируется построить неподалеку от Усть-Луги. Оставшийся газ будут поставлять на экспорт по газопроводу «Северный поток – 2»
Ранее планировалось, что на возведение нового трубопровода в Китай компания потратит 800 миллиардов рублей. «Силу Сибири» начали строить до резкого падения курса рубля.
. Рубль упап в 2 раза а подорожание на 37.5% ещё наградят за экономию средств.
Всего же объёмы разведанных в Азербайджане месторождений природного газа составляют порядка 2,5 трлн куб. м. Для сравнения: газовые ресурсы Катара достигают 20 трлн куб. м, доказанные запасы Ирана превышают 33 трлн куб. м. Поэтому азербайджанские поставки не повлияют на энергетический баланс Евросоюза, потребности которого только в 2016 году составили 531 млрд куб. м газа. Баку же планирует на первых порах поставлять по TANAP в Европу 10 млрд куб. м природного газа в год, и ещё 6 млрд куб. м будут экспортироваться на турецкий рынок. В 2017 году потребление природного газа в Турции составило 53,484 млрд куб. м — такую статистику представили ранее в Управлении по регулированию энергетического рынка Турции (EPDK).