По сети разошелся ролик ("Это первый день твоей новой жизни") с, условно говоря, рекламой вооруженных сил Российской Федерации. Впечатления спорные. С одной стороны, конечно хорошо, что ведется подобная пропаганда. С другой – бросилось в глаза то, что ролик оказался крайне чужд нашей культуре.
Основной посыл ролика – «превзойти себя», «превозмочь себя», «на пределе возможностей», «уничтожить врага». При этом не предлагается ни одного ответа на вопрос «зачем?». А ведь, надо сказать, есть у русского народа (русского народа как суперэтноса) одна специфическая и неоднократно многими подмеченная черта: без далекой цели, такого вот суперстимула, он на войну не пойдет. Он вообще очень укоренен в земле и в мире (в смысле, в мiре). В этом плане очень показателен образ одного из былинных русских богатырей – Ильи Муромца. Будучи калекой 33 года, благодаря волхвам, каликам перехожим, воззвавших к нему как к защитнику земли русской и вселивших в него силы, он встает с постели и отправляется на борьбу с кочевниками. Есть и более глубокий и загадочный образ, описывающий природу русского народа – Микула Селянинович. Тот вообще в войнах не участвует, и возможностей проявить свою воинскую доблесть не ищет, являясь мирным пахарем. Но победить его нельзя – Микулу сама Матушка-земля любит и помогает ему. А в суме, которую он за собой таскает – «вся тяга земная», оказавшаяся неподъемной даже для богатыря-великана Святогора.
Собственно, к чему этот «экскурс» в русский эпос? Русского человека нельзя отправить воевать просто «ради фана», «ради денег» или других «ради» такого же масштаба. «За Родину», «За деда», «За землю русскую» - это нам понятно, это близко. А мотивация по типу «испытать себя» эффективно работать уже не будет.
Создателей «рекламы» вполне можно понять. В условиях, когда после перестройки к власти пришел (и – будем реалистами – по сей день там пребывает) буржуазно-криминальный класс, взывание к защите Родины люди будут принимать язвительно, поплевывая сквозь зубы и отпуская злые шутки. Мол, вы же сами эту Родину пораспродали, а теперь зовете защищать ее. С другой стороны, проигнорировав эту важную составляющую русского воинства, мы в каком-то роде приоткрываем ящик Пандоры.
Чтобы прояснить свою точку зрения, расскажу следующую историю. В 2011 году мы посетили проходившую в Перми конференцию местного отделения националистического движения «Народный собор». Докладчики выступали разные: священнослужители, руководители спортивных секций (преимущественно, бойцовских клубов), казаки (в том числе казаки-мусульмане), борцы с сектантством, националисты разного толка и др. Выступал представитель и от «Сути времени». В ряду докладов запомнился простоватый, но искренний рассказ одного руководителя бойцовской секции небольшого областного города. Он говорил о том, что почему-то многие выпускники его «кружка» вскоре связывались с криминалом и попадали за решетку. Заметив в этом проблему (и тут нельзя не отметить глубокой прозорливости, казалось бы, простого тренера), он сделал вывод о том, что у ребят не хватает духовной подготовки. В то время, как физическая подготовка резко прогрессирует, духовность не развивается, а посему люди оказываются сильными, но не способными эту силу применить во благо. Конкретно этот тренер стал решать отмеченную проблему через связь своей секции с церковью, но это уже частности. Главное, на чем я хотела бы акцентировать внимание – это необходимость не только физической и психологической подготовки воина, но и его духовного воспитания. В противном случае воины попадают под влияние либо того, кто сильнее, либо того, кто авторитетнее, либо того, у которого есть этот накаленный дух. И дух этот совсем не обязательно должен быть патриотическим.
В сущности, именно поэтому в свое время спецслужбы предали и слили свою страну. Воспитанные как прагматичные профессиональные воины, лишенные духовности, заряженности на защиту своей страны, своего народа, они спокойно разделывались с идеологией и с государством, став соучастниками развала СССР. И все это происходило в рамках проекта «вхождения в Европу», показавшегося нашей элите прагматически более привлекательным, чем сохранение и развитие СССР.
Отказавшись от задачи «защиты родины», армия, фактически, переходит к созданию прагматичных боевых машин, которых впоследствии не сможет контролировать, если они, к примеру, решат перейти на сторону противника. В ролике неоднократно указывается на противостояние с неким врагом, но не поясняется, чьим именно врагом. Создается впечатление, что это некий мир компьютерной игры, где можно встать то на одну, то на другую сторону. Что это развлечение «для саморазвития», а не серьезная миссия, миссия спасения собственной страны, своей земли, своих родных.
Усердствуя в убогом копировании чужих подходов к войне (ох, да если бы только в войне!), не имея ни культурной, ни материальной предрасположенности к этому, мы, во-первых, ничего не добьемся, во-вторых, закопаем свои же собственные исторические наработки. Вопрос – зачем?
В 1967 году Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю и провести жестокий, но поучительный эксперимент.
Понедельник
В понедельник он прочитал детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи. Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась, и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.
Вторник
Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались, но подавляющее большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов. Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом — поднятую изогнутую правую руку к плечу — и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.
Среда
В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе. Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, даже директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.
Четверг
К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость — это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость — это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым — значит знать, что ты лучший… Это чувство нельзя уничтожить…» Он объяснил ученикам, что они — часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше. Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы — избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня… мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.
Пятница
В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.
Тогда он обратился к ученикам: «Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы — избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь». После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.
Итог
Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.