АНАЛИТИКИ НАЧАЛИ ОБСУЖДАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОЗМОЖНОЙ АТАКИ США
На прошлой неделе Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) направило доклад по Ирану в Совет Безопасности ООН. О санкциях речь пока не идет. Тем не менее главный вопрос - о перспективах возможного военного удара США по Ирану - уже замаячил на горизонте.
"В случае нападения США на иранские ядерные объекты погибнут 10 тысяч человек и вспыхнет новая война на Ближнем Востоке", - такой прогноз приводится в докладе "Иран: последствия войны", который еще 13 февраля опубликовала британская неправительственная аналитическая организация "Оксфорд рисерч групп". Пристального внимания этот документ заслуживает потому, что в 2003 г., незадолго до американского вторжения в Ирак, эта же организация выступила с прогнозом, согласно которому режим С. Хусейна можно легко свергнуть, но после этого Ирак превратится в логово мятежников.
"РАССМАТРИВАЮТСЯ ВСЕ ВАРИАНТЫ"
СМИ уже сообщали, что стратеги Пентагона получили команду готовить планы нанесения удара по Ирану. Уже сам факт утечки из МО США такой сверхсекретной информации говорит об оказании психологического давления на Иран и зондировании мирового общественного мнения. Видимо, неслучайно американские политики отрыто обсуждают грядущий конфликт. Так, министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил:
Пентагон уже разрабатывает план ракетного удара по Ирану.
Фото МО США
"Рассматриваются все варианты, включая военный". Его поддержал сенатор-республиканец от Аризоны и потенциальный кандидат в президенты США Джон Маккейн: "Есть только одно, что хуже военной операции: это Иран, обладающий ядерным оружием". Недавний опрос показал, что 57% американцев поддерживают военное вмешательство, которое помешает Ирану создать атомную бомбу.
Понятно, что такой удар мог бы отбросить иранскую программу вооружений на несколько лет назад, но в течение месяца ситуация может перерасти в конфликт, в который будут вовлечены Израиль, Ливан и государства Персидского залива. Кроме того, в него могут быть втянуты ближайшие союзники США, например Великобритания, в случае, если примет участие в агрессии или хотя бы позволит американским бомбардировщикам использовать британские аэродромы. Англичане прекрасно понимают это, поэтому британский министр иностранных дел Джек Стро успокоил общественное мнение: "Военного варианта нет. Такая возможность даже не рассматривается, давайте говорить откровенно".
Хотя дипломатия себя еще не исчерпала, использование военной силы для уничтожения иранской ядерной программы сегодня активно обсуждается на всех уровнях. Эксперты сходятся во мнении, что Америка имеет военную возможность уничтожить десяток известных иранских ядерных объектов. Войска США фактически взяли Иран в кольцо: на западе - в Афганистане, на востоке - в Ираке, Турции и Катаре, на юге - в Омане и на острове Диего Гарсия. Флот США имеет в Персидском заливе корабельную группу, куда входят авианосцы. Естественно, что в ход пойдут крылатые ракеты, которыми оснащены крейсера, эсминцы и АПЛ. Не исключается использование стратегических бомбардировщиков B2, изготовленных с применением технологии "стелс".
КТО В РЕЗЕРВЕ У АХМАДИ-НЕЖАДА?
Для проведения наземной военной операции против Ирана потребовалось бы 100 тыс. военнослужащих. Между тем американские силы в зонах конфликтов и так предельно велики: 130 тыс. солдат в Ираке и 18 тысяч - в Афганистане. Вероятнее всего, США спланируют воздушную операцию. В ходе первого массированного авианалета на ключевые ядерные и военные объекты Ирана может быть задействовано свыше 100 американских бомбардировщиков.
Американские воздушные налеты на Иран будут значительно масштабнее, чем предпринятая Израилем в 1981 г. атака против центра Осирак в Ираке, и больше будет походить на начало воздушной кампании 2003 г. против Ирака. Военные эксперты полагают, что уничтожение ядерных объектов займет меньше недели, но это только начало.
Во-первых, иранцы готовятся к агрессии. Главные объекты прикрываются системами ПВО и упрятаны под землю. Важнейшие компоненты объекта в Натанзе заглублены на 18 метров и защищены двухметровым слоем бетона. Аналогично защищен объект по обогащению урана в Эсфахане.
Во-вторых, Иран способен защитить себя. Он может использовать ракеты среднего радиуса действия для нанесения ударов по Израилю или американским военным объектам в регионе. Кроме того, Иран может препятствовать судоходству на главных путях экспорта энергоносителей. Начав с ядерных объектов, придется расширить круг целей: химические заводы, пусковые ракетные установки, мосты, аэродромы и подводные лодки - сотни объектов, включая гражданские.
В-третьих, Иран грозится прибегнуть к асимметричным мерам - развязать террористическую войну. Ливанский "Хезболлах" атакует Израиль. Шиитский религиозный лидер Моктада аль-Садр может отдать своей "Армии Махди" приказ начать атаки на американские и британские войска в Ираке. Поддерживаемые Ираном террористические группировки могут атаковать американские объекты по всему миру.
Таким образом военная операция, направленная на сохранение баланса сил на Ближнем Востоке, может ввергнуть регион в новый конфликт. Американская агрессия вызовет гнев мусульман, сплотит иранское общество вокруг в целом непопулярного правительства, усилит позиции президента Ирана Махмуда Ахмади-Нежада и обострит антиамериканские настроения в исламском мире. В конце концов она не сорвет секретную иранскую программу, так как Иран скорее всего выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия и ускорит работу по созданию ядерных вооружений.
Если одним из объектов налета станет ядерный реактор в Бушере, который в этом году будет загружен ядерным топливом, то это приведет к распространению радиоактивного облака над Персидским заливом. Также придется нанести удар по имеющимся у Ирана небольшим военно-морским силам, в составе которых есть три подводные лодки, дабы обезопасить от возможных угроз важнейшие судоходные маршруты в Ормузском проливе, соединяющем Персидский залив с Оманским. Между тем Иран может нанести ответный удар, атаковав танкеры с нефтью катерами смертников. Все это неизбежно приведет к росту цен на нефть.
В докладе "Оксфорд рисерч групп" делается вывод: "Осуществление военной акции в ответ на нынешний кризис является особенно опасным вариантом, и поэтому рассматривать его нельзя. Необходимо искать альтернативные меры, как бы трудно это ни было. Мулл остановить могут дипломаты, а не самолеты".
В частности, выход из ситуации в начале февраля с.г. был предложен российским президентом Владимиром Путиным. Его суть в том, что самые опасные этапы цикла производства и использования ядерного топлива - обогащение урана и утилизация радиоактивных отходов - будут осуществляться в нескольких специализированных центрах, расположенных в России и, возможно, в некоторых других странах, таких как Соединенные Штаты или Франция.
Те страны, которые будут выполнять установленные правила, смогут получить доступ к технологиям по созданию ядерных реакторов для использования их в мирных целях. "Мы предлагаем создать сеть центров ядерного цикла по обогащению урана и обеспечить равный доступ всех желающих участвовать в совместной работе по развитию ядерной энергетики - недискриминационный доступ, - заявил Владимир Путин на своей ежегодной пресс-конференции. - Российская Федерация - это естественный партнер для решения задач подобного рода, имея в виду достаточно высокое развитие ядерной энергетики в стране, наличие школы, специалистов, кадров, развитой ядерной атомной инфраструктуры".
По мнению экспертов, согласие Тегерана на этот план может положить конец кризису. Также это позволит ужесточить существующий сегодня режим нераспространения, который оказался под угрозой в результате ядерных прорывов Пакистана, Индии и Северной Кореи. Россия надеется повернуть эту ситуацию от конфронтации к компромиссу и таким образом сохранить хорошие отношения как с Западом, так и с Ираном.
Кроме того, у России есть серьезные экономические интересы, которые окажутся под угрозой в случае применения международных санкций к Ирану или начала военных действий. Российская государственная компания "Атомстройэкспорт" в настоящее время строит атомную электростанцию на юге Ирана, в Бушере, где будет использоваться реактор на легкой воде мощностью 1000 мегаватт. Это - исключительно мирный проект, реализацию которого контролирует МАГАТЭ.
По мнению экспертов в ядерной сфере, слабое место этого предложения в том, что технологии, которые необходимо использовать для реализации таких планов, не были апробированы на практике. Обсуждая проблему "глобального партнерства в ядерной сфере", Министерство энергетики США считает, что вопросы поставок ядерного топлива и его переработки надо решать только после согласования надежных технологий переработки ядерных материалов.
В Соединенных Штатах идеи переработки отработанного ядерного топлива обсуждались еще 30 лет назад, но их реализацию отложили из-за слишком больших затрат. В результате США отказались от проведения исследований в сфере переработки ядерных отходов и утратили мировое лидерство. Возвращаясь сегодня к хорошо забытому старому, Соединенные Штаты используют опасения по поводу ядерной безопасности и оружия массового поражения для того, чтобы возобновить исследования в сфере обогащения урана.
Для международного сообщества успех в решении иранской проблемы важен еще и потому, что он поможет выработать средства сдерживания для тех стран, которые в будущем могут захотеть создать ядерное оружие. Кроме того, в мире, испытывающем нехватку энергоресурсов, ядерная энергия становится очень привлекательной альтернативой дорогостоящему углеводородному топливу.
МОСКВА И ПЕКИН ПРОТИВ САНКЦИЙ
Скепсис в отношении ядерной энергии, вызванный чернобыльской трагедией, постепенно проходит, и в ближайшее время ожидается ренессанс ядерной энергетики. Через несколько лет в мире может насчитываться уже до 20 стран, обладающих базовыми ядерными технологиями, что даст им возможности для создания ядерного оружия. Поэтому то сотрудничество, которое сегодня предлагает Россия, может стать важным инструментом в укреплении режима нераспространения.
Что касается последнего решения МАГАТЭ, то глава МИД России Сергей Лавров еще раз подтвердил, что Москва выступает против санкций и военных операций в отношении Тегерана. Глава внешнеполитического ведомства КНР Ли Чжаосин также высказался против жесткого курса в отношении Ирана. "Для сотрудничества еще есть много пространства", - прокомментировал он направление доклада МАГАТЭ в Совбез ООН и потребовал продолжить переговоры.
Александр РЕУТОВ
Беспрецедентная сделка
Коротко
Визит Владимира Путина в Алжир, который ожидался в начале 2006 г., наконец состоялся. В ходе него был достигнут целый ряд важнейших соглашений, определяющих сотрудничество наших стран на долгосрочную перспективу. Главным результатом работы российской делегации в Алжире стал пакет соглашений в сфере военно-технического сотрудничества, общая стоимость которого превышает 7,5 млрд. долларов!
далее
Наследный премьер
Президент спустился в окоп
…
// Дальше — www.vpk-news.ru