28 марта 2006 года Подвижный грунтовый ракетный комплекс "Тополь-М" в этом году начнет поступать в войска, сообщил вице- премьер - министр обороны РФ Сергей Иванов. "В этом году подвижный вариант "Тополя" будет поступать в войска", -сказал он на пресс-конференции в Москве во вторник.
Постановлением правительства № 173-45 от 9 февраля 1987 г. предписывалось создание боевого ракетного комплекса "Альбатрос", способного преодолевать перспективную многоэшелонированную систему ПРО США, о создании которой было объявлено администрацией президента Р. Рейгана. Предусматривалось три варианта базирования этого комплекса: подвижный грунтовый, стационарный шахтный и перебазируемый шахтный.
Трехступенчатая твердотопливная ракета "Альбатрос" должна была оснащаться планирующим крылатым блоком с ядерным зарядом, способным подлетать к целям на достаточно низкой высоте и маневрировать у цели. Все элементы ракеты, а также пусковой установки должны были обладать повышенной защищенностью от ПФЯВ и лазерного оружия, чтобы обеспечить нанесение гарантированного ответного удара при любом противодействии вероятного противника.
Разработка РК "Альбатрос" была поручена НПО Машиностроения (Генеральный конструктор Г. А. Ефремов) с выходом на ЛКИ в 1991 г. В постановлении отмечалась особая государственная важность выполнения этой разработки, даже устанавливался повышенный оклад Генеральному конструктору-разработчику. В этом не было ничего удивительного, так как правительственные и военные круги страны были серьезно озабочены проблемой преодоления американской ПРО и искали пути ее гарантированного решения. Вызывало удивление то, что создание такого сложного ракетного комплекса было поручено организации, практически не имеющей опыта разработки твердотопливных ракет и подвижных ракетных комплексов. К тому же разработка планирующего крылатого блока, совершающего межконтинентальный полет в атмосфере с большой скоростью, по сути дела, был качественно новой задачей, не соответствующей имеющемуся у НПОмаш опыту создания тактических крылатых ракет.
Разработанный в конце 1987 г. эскизный проект РК "Альбатрос" вызвал неудовлетворение Заказчика, поскольку выполнение ряда заложенных в ЭП технических решений представлялось достаточно проблематичным. Тем не менее, работы по реализации проекта продолжались весь следующий год. Однако в начале 1989 г. стало совершенно ясно, что создание этого РК как по техническим показателям, так и по срокам его выполнения находятся под угрозой срыва. К тому же вступили в действие мощные политические факторы.
Начиная со второй половины 80-х гг., между СССР и США велись интенсивные переговоры об ограничении и сокращении стратегических вооружений, завершившиеся 31 июля 1991 г. подписанием в Москве Договора о сокращении наступательных вооружений, известного как СНВ-1. Американская сторона настояла не только на количественном сокращении советских тяжелых МБР, но и на запрете их модернизации и создании новых типов таких ракет для любого вида базирования. В отношении новых стратегических разработок Договором СНВ-1 разрешалась только модернизация и только одного типа твердотопливной ракеты легкого класса, при условии ее оснащения лишь одним боевым блоком.
В связи с этим возникла необходимость в корректировке общего направления разработок и, как следствие, замене головного разработчика РК.
9 сентября 1989 г. в развитие постановления правительства от 9 февраля 1987 г. вышло Решение ВПК № 323, которым предписывалось создание вместо РК "Альбатрос" двух новых РК: подвижного грунтового и стационарного шахтного на базе универсальной для обоих комплексов трехступенчатой твердотопливной ракеты РТ-2ПМ (8К98П), разработанной Московским институтом теплотехники (МИТ) для подвижного грунтового комплекса "Тополь-2". Тема получила название "Универсал", а ракета — индекс РТ-2ПМ2 (15Ж65). Разработка подвижного грунтового РК с ракетой РТ-2ПМ2 поручалась МИТу, а стационарного шахтного — КБ "Южное". На МИТ была возложена разработка ракетных блоков и соединительных отсеков второй и третьей ступеней, неуправляемого ББ, герметичного приборного отсека, платформы для размещения ББ и СП ПРО, межступенных коммуникаций. КБ "Южное" должно было разработать ракетный блок первой ступени, СП ПРО, головной аэродинамический обтекатель для НББ. Разработка СУ ракеты возлагалась на НПО АП.
В связи с неопределенностью построения системы ПРО в целях повышения эффективности средств ее преодоления было решено разработать два комплекса СП ПРО, построенных на разных физических, проектно-конструкторских и технологических принципах. Поскольку эти комплексы имели разные массово-габаритные характеристики и отличались условиями разведения их элементов, потребовалась разработка двух вариантов платформ для ББ и двух различных боевых ступеней с ДУ, отличающихся мощностью.
Вариант СП ПРО, разрабатываемый КБ "Южное", требовал несколько больших энергетических затрат для построения боевых порядков, поэтому было решено разработать высокоэнергетическую ЖДУ с применением монотоплива. Вариант МИТа обходился менее мощной твердотопливной ДУ.
По аналогии с ракетой РТ-2ПМ было принято, что эксплуатация ракеты РТ-2ПМ2 и в подвижном, и в стационарном вариантах будет осуществляться с применением ТПК, старт обоих вариантов — минометный. В силу различных условий эксплуатации ракет подвижного и стационарного вариантов, а также различных требований защищенности от ПФЯВ, полной унификации ракет и ТПК реализовать не удалось. Потребовалась разработка конструктивно различных транспортно-пусковых контейнеров и даже средств выброса ракеты из ТПК при старте. Так, например, для шахтного варианта ракеты при старте применялся поддон, защищавший ДУ первой ступени от повышенного давления газов ПАДа, для подвижного грунтового комплекса, вследствие более низкого давления, поддон оказался не нужен. ТПК для шахтного варианта был выполнен металлическим, для подвижного грунтового — пластиковым.
При разработке шахтного варианта ракеты в конструкцию корпусных узлов и ДУ были заложены технические решения (топлива и конструкционные материалы), примененные на ракетах 15Ж60 и 15Ж61 и обеспечивающие ракете высокие энергетические характеристики и требуемую стойкость от поражающих факторов ядерного воздействия, а также перспективного оружия, основанного на новых физических принципах. Были приняты меры к сокращению продолжительности и уменьшению высоты конечной точки активного участка траектории.
Эксплуатация РК предполагала безрегламентную схему с профилактическим техобслуживанием боевого оснащения, совмещенным с техобслуживанием ПУ.
Для системы преодоления ПРО вероятного противника ракета РТ-2ПМ2 снабжалась комплексом ложных целей новой разработки. Эти ЛЦ были неотличимы от боевых блоков во всех диапазонах электромагнитных излучений: видимом, лазерном, инфракрасном, радиолокационном, интенсивно работали до самой цели, были стойкими к поражающим факторам ядерного взрыва и излучению сверхмощного лазера с ядерной накачкой и др. Впервые были спроектированы ложные цели, способные противостоять РЛС со сверхразрешением.
Это была первая стратегическая ракета КБ "Южное" нового, пятого поколения, впитавшая в себя весь многолетний опыт предприятия по созданию твердотопливных ракет. Она могла стартовать в условиях встречного, ответно-встречного и ответного ядерного удара, в условиях наличия у противника эшелонированной системы ПРО, в том числе с элементами космического базирования.
К сожалению, из-за распада СССР все работы по ракете РТ-2ПМ2 были прекращены, хотя в 1991 г. уже была изготовлена первая ракета, предназначавшаяся для летных испытаний на полигоне Плесецк.
Однако, по решению Главкома РВСН, ее отправка на полигон была задержана до "прояснения ситуации", которое затянулось на три года.
С. Н. Конюхов, ставший в 1991 г. Генеральным конструктором КБ "Южное", обратился к Президенту России Б. Н. Ельцину. По распоряжению Президента было проведено совещание, на котором С. Н. Конюхов выступил с предложением, санкционированным правительством Украины, о дальнейшем участии КБ "Южное" в создании ракеты РТ-2ПМ2.
Однако положительное решение достигнуто не было, хотя совместная с Россией разработка могла бы привести к сокращению сроков и значительной экономии средств на создание комплекса.
С принятием Украины статуса безъядерного государства, с разрешения правительства первая лётная ракета 14 января 1995 г. была передана Российской Федерации.
Это была последняя стратегическая МБР, разработанная Конструкторским бюро "Южное".
«Ракеты и космические аппараты КБ «Южное» под ред. С.Н.Конюхова 2004 г