[image]

ПСО в Афгане 1979-89 - КВС Сергей Ефимов за полгода СПАС ТРОИХ "свистков" от ПЛЕНА (кто больше?), его 1 раз "СБИЛ" свой боец изнутри его же Ми-8. А кто про это хотя БЫ слышал???

 

626

новичок

1).19 декабря 1983 г. авария самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), перелет с аэродрома Баграм на аэродром Кандагара после работ в ТЭЧ. При выполнении вылета с аэродрома Баграм на 2-м развороте старший летчик ст. л-т Алексенко Александр Иванович катапультировался и совершил посадку в районе н.п. Дурнама. ПСО выполняла пара Ми-8МТ 262-й овэ С.Ефимов-А.Скиба. Ст. л-т А.Алексеенко благополучно эвакуирован экипажем к-на С.Ефимова (ЛШ Вячеслав Хныков, б/т Юрий Заика). Штатный ЛШ С.Бухаров после гепатита был на реабилитации в родном Джамбуле.

2).25 апреля 1984 г. боевая потеря самолета Су-17м3 156-го апиб (Мары-2), вылет с аэродрома Баграм. Пара: ведущий ст. л-т Соколов Сергей Александрович, ведомый ст. л-т Грушковский. Полет на поиск передвижной радиостанции в районе аэродрома Баграм (ближе к Кабулу). В горизонтальном полете на Н=1500м ведущий почувствовал сильный удар по самолету и тут же доклад ведомого “Серега, прыгай!!!”. Летчик катапультировался , после приземления сразу вступил в перестрелку и был тяжело ранен. Вертолета ПСО в данном районе не было (должна была работать пара Ми-8 50-го осап) и пришлось перенацеливать из другого района ближайшую пару Ми-8МТ 262-й овэ капитанов С.Ефимова - А.Бойкова. Всегда в районе работы в 5-6 км висел вертолет, но не в этот раз. Вертолетчики слышали доклад ведомого на едином боевом канале, и уже знали что сбит самолет. По команде с самолета-ретранслятора они направились на выручку летчику, но пара находилась у входа в Панджшерское ущелье, и, даже выжимая максимальную скорость из машин, смогла подойти только через 20 минут. Вышли в квадрат и, ориентируясь по по дыму горящего на земле самолета, стали снижаться на ПМВ. Вскоре к-н Бойков на фоне желтых барханов заметил кресло летчика, а с борта Ефимова заметили в стороне, на пригорке, отстреливающегося окровавленного Соколова, лежащего на животе. Вертушка Сергея Ефимова подоспела в последний момент. Когда группа ПДГ и б/т ст. л-т А.Марчук подбежали к пилоту, он был уже без сознания, подняли его на борт в таком же положении. Борттехник ст. л-т Анатолий Маркуша уже в кабине стал осматривать пилота, чтобы уточнить ранение, и увидел, что под животом в руке сжата граната с выдернутой чекой. Он осторожно разжал ладонь и выбросил гранату за борт в еще открытую на взлете дверь. Сергей Соколов прошел долгое лечение, в ИБА он уже не летал. Герой РФ. Для к-на С.Ефимова это был уже второй спасенный летчик.

3).15 июня 1984 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис №01 927-го иап (Береза). Наносивший БШУ в составе звена, в районе н.п.Чарикар в 6 км от Баграма, самолет к-на Гордиюка А.А., на выводе из пикирования попал под огневое воздействие с земли, потерял управление и перешел во вращение, после чего на Н=800м летчик катапультировался и был подобран парой вертолетов Ми-8МТ 262-й овэ к-на С. Ефимова, обеспечивающей ПСО БШУ (ЛШ ст.л-т С. Бухаров, БТ ст.л-т Киншаков) в последний день своей командировки (крайний боевой вылет экипажа). Летчик приземлился возле арыка в 700м от кишлака Баяни-Бала, в 500 м от сдвоенной цели в 5час.48 мин. кабульского времени. Единственный кто видел парашют в небе - ЛШ Сергей Бухаров из зоны дежурства над аэродромом за 10км, "прикрывавший в паре выше и 1000-1200м сзади" КЗ ДВАЖДЫ доложил "626 вошел в землю, парашют не вижу". Через 3мин. подсел и вертолет ПСС. За протянутую руку и поясной ремень летчика подняли на борт. В период с декабря 83-го это был уже третий летчик, спасенный к-ном С.Ефимовым. Причина потери - выполнение приказа вышестоящего начальства о работе по "сдвоенным целям" с одним курсом (-"выполняется крайний устный ПРИКАЗ зам.командира ап согласно устава СА", вопреки приказу командира ап под магнитофон "для прокурора"), несмотря на высокую плотность стрелкового воздействия в районе "сдвоенной цели" и выводом прямо над кишлаком Баяни-Бала. В результате катапультирования к-н А.Гордиюк получил компрессионный перелом 2-х позвонков, но через полтора года восстановился на одноместном истребителе без ограничений (кроме самолетов и вертолётов на авианосце). Закончил летать в 1992 году на МиГ-29.

4).22.05.1984 (северные отроги Гиндукуша, район н.п. Бану) во время выполнения боевой операции по поиску в Панджшерском ущелье Ахмад Шах Масуда группой спецназа (2 вертолета Ми-8МТ по 10 человек на каждом борту) под личным руководством генерал-майора Мадяева на вертолете к-на Ефимова в результате выстрела из автомата десантника по команде приготовить оружие загорелся правый двигатель. Экипаж потушил пожар, выключил этот двигатель и совершил аварийную посадку, развернувшись назад, на маленькой площадке склона. Группа спецназа заняла круговую оборону, ведомый вертолет осуществлял прикрытие сверху. Была вызвана группа техпомощи, которая заменила поврежденный двигатель на новый и к ночи с обожженными проводами Ми-8 (Константинов-Ефимов-Марчук) успел благополучно вернуться в Баграм. Оформлены и отправлены наградные документы. Никто из экипажа (командир С.Ефимов – третье представление, летчик-штурман С.Бухаров - второе, борттехник - первое) НЕ НАГРАЖДЕН!
Прикреплённые файлы:
IMG_20170712_154708.jpg (скачать) [767x1047, 256 кБ]
 
IMG_20170712_154828.jpg (скачать) [795x1079, 251 кБ]
 
 
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 01.01.2019 в 19:12

626

новичок

ПЕРВЫМ спасенным "свистком" в Баграме летчиками "свежей" смены 83-84 у 262овэ стал нач.разведки 927иап Игорь Долгих. В общем списке из спасенных ВЕРТОЛЕТЧИКАМИ на МиГ-21 - это ПЯТЫЙ (предпоследний) за 1979-84 годы войны. БЛАГОДАРЯ ПСО все ПЯТЬ не только живы, но и дальше летали в ИА без ограничений даже на Су-27, МиГ-29. ВОСЬМЕРЫМ (включая 4 разведчика, 3 истребителя и советника генерал-майора Власова) не повезло выжить на войне, семеро погибли в кабине, восьмого рас стреляли еще на парашюте... Шестого из выживших Ми-8 подобрать не смогли из-за сильного противодействия по ним и он попал в плен, впоследствии был выкуплен, продолжил летать уже на ан-26
(запись на одном уважаемом и объективном сайте):

"29 октября 1983 г. боевая потеря самолета МиГ-21бис 927-го иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм, начальник разведки АП м-р Игорь Долгих. В составе группы из 8 МиГ-21бис наносил БШУ по цели юго-западнее н.п.Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на а/б Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 16 км от аэродрома. На поиск сразу была направлена пара вертолетов Ми-8МТ 262-й эскадрильи, выполнявшая санзадание. Экипаж замполита аэ Семина - ком звена Бушева (фио БТ забылись через 35 лет) подобрал летчика под огнем противника."


Из "честного дневника" (обнародованного в 2009г. на одном авиасайте) участника того вылета - зам.командира 927иап и командира группы 4-х МиГ-21БИС (где крайним 4-м летел И.Долгих), организующего боевые вылеты полка, тактические "замыслы" ударных групп и составлявшего боевые донесения, а также ведущего журнал боевых действий полка по своим функц.обязанностям.
(К слову, мой однокурсник С.Путятин (как и я, выпускник ХВВАУЛ-79 ровно 4 года назад - 29 октября 1979г.) тогда еще был ст.лейтенантом и "белые" страницы "дневника" никак не могли знать и УЖЕ повысить нас в звании, что капитанами мы с Путятиным станем только через 3 месяца в январе 1984г. Заметьте на будущее - "честный дневник" определяет всего ДВА направления атаки север-юг в Бамианском ущелье!):

"...29 октября 1983 г. События этого дня навсегда останутся в памяти. Три желтые страницы с записью радиообмена с магнитофонов на КДП и Ан-26РТ. Начало записи в 12 часов 03 минуты, конец в 12 часов 36 минут, всего 33 минуты, определившие выбор между жизнью и смертью.
День начался бестолково. Назначенные на утро удары по группе опорных пунктов «духов» в ущелье юго-западнее Бамиана не состоялись. Сначала вертушки ПСО опоздали с вылетом, потом оказалось, что цель закрыта облаками. К полудню погода улучшается, и мы получаем приказ на вылет. По замыслу моя пара (в тот день вместо В.Скворцова, который дежурил в ДЗ, я летал с капитаном С.Путятиным – позывной 545) подавляет средства ПВО, вторая пара (штурман полка Виталий Евтухов - 907 и начальник разведки Игорь Долгих - 908), а так же летчики последующего звена - нашего командира полка Петра Петровича Тарасевича (901), наносят удар по целям бомбами. У нас с Путятиным по четыре разовых бомбовых кассеты РБК-250АО2,5, у остальных - по две пятисотки ФАБ-500ШН. Нормальных бомб на складе сегодня нет, тыл за нами не успевает, приходится возить духам то, что осталось. Взлетаем, разворот с набором высоты на запад. Справа внизу остается Бамиан со знаменитыми статуями Будды в скале и пещерным храмом. Пара вертушек ПСО уже ждет в десяти километрах севернее цели.
Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените - огонь с земли не виден.
12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26рт) , 905 отработал?
- 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь Долгих вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908, на боевом 180.
12.04. Слежу за ним, сброс, парашюты бомб, взрывы, вывод! Через несколько секунд:
- 908, загорелась лампа «Пожар»!
-(905) Проверь параметры двигателя. Дыма за тобой не вижу.
- 908, нормально.
- 907, пожар не подтверждаю.
- 103, кто доложил пожар?
- (905) У 908 сработала сигнализация.
12.05 – 908, лампа погасла.
- 908, упало давление в основной гидросистеме.
Совокупность отказов настораживает. Сигнализация о пожаре иногда срабатывает из-за отказа датчиков, но сейчас еще и отказ гидросистемы.
- (905) Проверь давление в бустерной.
- 908, в норме.
- (905) Давление в основной?
- Ноль.
Догоняем в развороте самолет Игоря. Развернувшись на восток, медленно набираем высоту.
12.07 – (905) 103, передайте на «Элипс» (сменный позывной Баграма), пусть обеспечат 908 внеочередную посадку.
- «Элипс», 103 обеспечьте 908 внеочередную посадку.
- «Элипс» понял.
Под нами сплошные горы, вертушки ПСО остались над целью. События продолжают закручиваться в невеселую спираль.
12.09 - 908, в бустерной тоже упало!..
...Под нами плоское предгорье, далее зеленка.
12.17 - 239 (позывной ведущего Ми-8), взлет.
- Взлетайте.
Это руководитель полетов Анатолий Иванович Кулешов отловил пару Ми-8, севшую на площадке Баграмского госпиталя, направляет ее нам навстречу.
12.18 – 908, будем снижаться?
- (905) Снижаемся.
Вдруг за хвостом самолета Игоря возникает и разрастается почти без дыма, в полной тишине длинный, метров на 20, колеблющийся огненный хвост – картина, в реальность которой трудно поверить.
12.19. – (905) Игорь горишь, прыгай!
- (907) 908 , катапультируйся, горишь!
Доли секунд растягиваются в вечность, почему не прыгает?
Кричим еще раз в эфир одновременно с Виталием:
- 908, катапультируйся!
У нас время остановилось. Почему ждет? Ведь обычный исход пожара – взрыв баков. Наконец, отлетает фонарь, вспышка, и кресло с летчиком выбрасывается наружу. Горящий самолет, медленно опуская нос, заваливается влево и крутой спиралью уходит вниз. Все внимание креслу. Вот точка разделяется на две части, и раскрывается купол парашюта. Высота 2500 (4000), встаем в круг.
- (905) Парашют раскрылся,
12.19 - (РП) 239 связь с 905.
- 413 (ведомый Ми-8) на месте.
- 905, я 239.
- (905) 239 подходи по посадочному курсу удаление 30-32.
- (РП) 905, остаток?
- 700, наблюдаю 908, высота 2000.
- 905, 239 отхожу с курсом 220.
- (905) С этим курсом.
12.21- (239) 905, какой населенный пункт?
Достать карту и искать название невозможно:
- (905) По посадочному, километров 10 юго-западнее Карабага, большое ровное место.
- (РСП) 905 ваше удаление 32, азимут 210.
- 905, на посадочном, южнее Карабага.
- (РП) В азимуте 200- 220.
Крутим пологую спираль со снижением. Внутри разворота маленькая фигурка на парашюте. Помочь Игорю уже не в силах!
- (905) Высота парашюта 1200.
- (905) 239, подходи правее большой дороги, характерный вход в ущелье справа от дороги, большое желтое место.
12.22. - (РП) 545, остаток?
- 450.
- (РП) 907 и 545, на точку, на восьмой – РП понимает, что они уже лишние.
12.25 – (905) Парашютист приземлился! 239, смотри, открытое место, желтое пятно, южнее парашют.
- (РСП) 905, уменьшите радиус виража.
- 905, сейчас прохожу над ним, перпендикулярно большой дороги грунтовая, южнее ее метров 300.
-239, подхожу на 2000.
Снижаюсь, от места приземления до ближайшей крепости метров 200, рядом несколько колодцев. К парашюту бегут несколько человек. Вертолетчики уже надо мной.
- (239) 905, это ты в вираже внизу?
- (905) Прохожу над местом, парашют южнее белого пятна.
- (РП) 905, остаток?
- (905) Пока побуду!
12.29 – (905) 239, смотри, обозначаю место из пушки.
Отхожу в сторону, разворот. Кнопка перезарядки - пушка отзывается глухим стуком под фюзеляжем. Пологое пикирование. Пора! Длинная очередь, торопливое рокотание пушки, выбрасывающей по 50 снарядов в секунду. Первые разрывы ложатся правее парашюта возле фигурок людей, конец очереди крошит стены дувала.
- (905) 239, смотри северо-западнее разрывов, парашют. Пыль видишь, он вначале трассы.
- (239) Не вижу.
- (905) Смотри пыль, северо-западнее белый паращют.
- 413, наблюдаю.
- 239, где?
12.30 - (413) Он подо мной, маленький белый парашют, южнее его лежит.
- (413) 239, переводи на снижение.
- 239, куда снижаться?
- 413, виноград, справа в районе первых выстрелов, по дороге влево и туда.
12.32 - (413) 239, пройдите по дороге.
- (413) 239, вправо 30.
- (413) 239, наблюдаете слева?
- (239) 413, слева впереди?
- 239, наблюдаю парашют.
- 239, сажусь.
Все, мне пора уходить, топлива почти нет – расходомер перевалил половину последнего 200- литрового деления, но аэродром рядом, должно хватить.
- 905, захожу на посадку.
- 905 (РП), на посадку.
12.34 - 239, парашютист живой, все нормально.
12.36 – 239, взлетел, летчик на борту, невредим.
- 413, на месте...
Пока заруливал на стоянку, вертолеты уже подошли к аэродрому. Встречаем их на стоянке. Открывается дверь, ставят трап, показывается Игорь, бледный (11 минут на земле не прошли даром), поцарапанный, в одном ботинке, главное живой! Потери - сбитый самолет, ботинок, НАЗ, ЗШ и три пробоины в вертолете не сравнимы с этим фактом!
Стакан спирта от стресса, небольшой разбор, кто, что видел, доклад наверх. В связи со счастливым концом обычный этап «наказания невиновных» очевидно не состоится..."




(P.S. за прошедшие 35 лет с дня ВТОРОГО рождения Игоря Долгих ("привлеченный из медсанбата" и попавшийся "под руку" нашему РП А.И.Кулешову экипаж Семин-Бушев-(БТ не помню) на последних секундах 10-минутной перестрелки Игоря с мисцэвыми из ПМ (16 патронов в 2-х обоймах и 17-й в стволе) решил философский вопрос "быть или не быть" в его пользу. Как пишет автор "дневника" выше - в связи со счастливым концом ОБЫЧНЫЙ ЭТАП ОГЛАШЕНИЯ ВСЕГО СПИСКА УЧАСТНИКОВ СПАСЕНИЯ (рисковавших ТРЕМЯ жизнями ради спасения ОДНОГО)- как очевидно: так и НЕ СОСТОЯЛСЯ во всех вариантах "мемуаров" кандидата военных наук даже на 36-м году "второй жизни" крайнего летчика из его звена...

Никто "не забыт"?
Ничто "не забыто"?
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 01.01.2019 в 21:10

626

новичок

Из "честного дневника" (обнародованного в 2009г. на одном авиасайте) участника того вылета - зам.командира 927иап и командира группы 4-х МиГ-21БИС (где крайним 4-м летел И.Долгих), организующего боевые вылеты полка, тактические "замыслы" ударных групп и составлявшего боевые донесения, а также ведущего журнал боевых действий полка по своим функц.обязанностям.

"Три желтые страницы радиообмена..." - эта запись 29.10.83 в "дневнике" никак не возможна - страницы радиообмена еще не пожелтели от старости. А если "дневник" писался по памяти спустя 25 лет - все "сходится": бумага желтеет СПУСТЯ годы, память "подводит": очень много "памятных" ляпов, особенно ВСЕМИРНОИЗВЕСТНЫХ в планетарном масштабе - 21.07.83 кандидат военных наук "успел" записал о УЖЕ СБИТОМ Су-15 южнокорейский боинге на Д.Востоке - но его собьют только через полтора месяца ночью 1 сентября 1983!!!):

(ни один Google и др. не подтвердят "честный правдивый дневник" кандидата военных наук что он уже 21.07.83 ЗНАЛ И ЗАПИСАЛ это событие):

"Катастрофа Boeing 747 над Сахалином — крупная авиационная катастрофа, произошедшая в ночь на четверг 1 сентября 1983 года (среду 31 августа по Гринвичу) неподалёку от острова Сахалин и ставшая одной из крупнейших в истории авиации.
Авиалайнер Boeing 747-230B авиакомпании Korean Air Lines (KAL) выполнял международный рейс KE007 (позывной — KAL 007) по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул, а на его борту находились 23 члена экипажа и 246 пассажиров. Полёт до Сеула должен был проходить над нейтральными водами Тихого океана, когда самолёт по неустановленной причине стал отклоняться вправо от назначенного курса. Спустя некоторое время он настолько отклонился на запад, что вошёл в закрытое воздушное пространство СССР, после чего пролетел над Камчаткой, пройдя ряд военных объектов, а затем уже над островом Сахалин. Над последним он был перехвачен, а затем сбит советским истребителем Су-15, после чего рухнул в пролив Лаперуза в 37 километрах к юго-западу от Сахалина. Погибли все находившиеся на его борту 269 человек."

(P.S. "...Потери - сбитый самолет, ботинок, НАЗ, ЗШ и три пробоины в вертолете не сравнимы с этим фактом!.."


Еще один "факт" потери не упомянут в "дневнике" - до этого случая штатный для НАЗ-7Б автомат АКС74У и 4 магазина к нему размещались внутри ранца НАЗа. НАЗ не резиновый, потому резиновая лодка (или плотик) "отдыхала" - в горно-пустынной местности Афгана она могла пригодиться только для приводнения в водохранилище Суруби (единственная электростанция возле Кабула). После заедания замка молнии НАЗа у Долгих (замок иногда заедало на изгибе и в "мирной дружественной" обстановке на тренажах ПДС) АКС74У переложили ИЗ внутренностей НА ПОВЕРХНОСТЬ НАЗа и прикрепили к 3м лямке от лодки - "дёрнул за веревочку": НАЗ висит на 15м ниже а автомат уже готов "к бою" в руках с присоединенным магазином. ПЕРВЫЙ тревожный командирский вопрос выходя из Ми-8 на земле я услышал "автомат где? ты его забрал?", а потом уже куча "второстепенных": бомбы успел сбросить? что случилось?.. Так что кандидат военных наук не мог забыть записать ТОГДА 29.10.83 в ЕЩЕ БЕЛЫЕ ЛИСТКИ про "потерю автомата" Долгих. А спустя 25 лет забыть записать глядя на УЖЕ ПОЖЕЛТЕВШИЕ листки - годы идут, возраст. Тогда был молодой подполковник - зам.командира полка, спустя годы - полковник и кандидат военных наук. Но так и остался сыном адмирала...
Я уже упоминал, что на МиГ-21 (повторяю - статистика только для "веселых") из СЕМИ катапультировавшихся (одного убили еще на парашюте, второй с этой спарки попал в плен, все 5 летчиков на МиГ-21Р из РА, еще 3 из ИА и 2 советника погибли) летчиков ПЯТЕРЫХ спасли ГЕРОИ-ВЕРТОЛЕТЧИКИ, сознательно садившиеся (фифти-фифти там не катит - 80-90% что собьют ЗАВИСАЮЩИЙ до 0-левой скорости Ми-8!) в "зеленку" на глазах у духов под их автоматным огнем - и НИКТО из этих ПЯТИ Ми-8 не был сбит! ("вентиляционные" пулевые дырки не в счёт!). Смелость города берет! Да и откровенная "наглость" ПСОшников "подставляться" (после "веселых", сбитых на скоростях 900-1000км/час у земли - около 250м/сек.) на своих 250км/час, замедляющихся у земли до нулевой скорости "давила" не только на психику, но и на автоматов мушку. Поэтому (я так думаю) ПРЕСТУПНО по отношению к летчикам ПСО замалчивать такие случаи, не замечать, забывать, не награждать НАСТОЯЩИХ ГЕРОЕВ! На дворе уже 2019 год и 40-, 30-летние годовщины начала и окончания афганской войны а "кандидат военных наук" (за 5 лет 1980-84 г. из 18 потерь МиГ-21 у 4-х полков и 1-й развед.аэ - свою лепту ид 33℅ внес и 927иап всего за год, где этот "кандидат военных наук" "играл" соло-скрипку в должности зам.командира полка - "генератора" организации БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ на ударах по земле и организации БОЕВОГО ДЕЖУРСТВА В СИСТЕМЕ ПВО, т.е. как размещены самолёты и на земле в ДЗ для соблюдения нормативов времени своевременного взлета - ЧЕТЫРЕ МиГ-21БИС стоящие "кучей" на войне вместе сгорели в ДЗ от ПРЯМОГО попадания всего одного снаряда).
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 02.01.2019 в 14:36

626

новичок

ЗА ГОД БОЕВОЙ "ЭСТАФЕТЫ 83-84" 262овэ ПОТЕРЯЛА
-05.10.83 Ми-24(ДВО, погибли трое-КВС, БТ, техник-стрелок из пулемета, штатный летчик-оператор спасся на пристегнутом с земли парашюте);
-24.12.83 Ми-9(ВКП, Джамбул, сбит на высоте 100м при заходе над аэродромом после ретрансляции, погибли двое-ЛШ и БТ, КВС Кухтин спасся на пристегнутом с земли парашюте, но из-за травмы позвоночника при приземлении больше не летал).


И САМ НЕ ПОГИБАЙ, И ТОВАРИЩЕЙ ВЫРУЧАЙ
За то же время экипажами Ми-8 (Джамбул, САВО) 262овэ за ЧЕТЫРЕ посадки в "зеленке" (29.10.83, 19.12.83, 25.04.84, в КРАЙНИЙ боевой день 15.06.84) реально на последних минутах и секундах с максимальным для себя риском (при этом и спасенные живы, и сами вертолёты не сбиты в ОПАСНОЙ стреляющей из автоматов зоне "неорганизованной" ПВО) тоже ЧЕТЫРЕХ: ДВА летчика с Су-17М3 (Мары-2, ТуркВО) и ДВА летчика с МиГ-21БИС (Береза, БелВО).
Прикреплённые файлы:
 
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 07.02.2019 в 01:01

626

новичок

(от "дневников" 2009 и 2018 годов - с "корректировкой" памяти кандидата военных наук возвращаемся на 10 лет назад - в 1998 год. Тогда "дневник" и память были всего в 15 годах от события 29.10.83 во время БШУ автора, с претензиями на военные мемуары, т.е. ПРАВДИВОСТЬ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ на афганской войне (выделение текста заглавными буквами - мое):

ЖУРНАЛ "МИР АВИАЦИИ" 1998/01
(серия статей "УСТАМИ ОЧЕВИДЦЕВ", В.Марковский как пересказчик "истории боевых действи авиации" тогда еще "отдыхал")

"Афганистан. Рассказ третий. Памяти летчиков, погибших в Афганистане
Николай КАРЕВ Москва


927 Кенигсбергский ордена Aлекcaндра Невского Краснознаменный истребительный авиационный полк, базировавшийся на аэродроме Осовцы (Береза) в Белоруссии, принимал участие в войне в Афганистане с июня 1983 по июль 1984 г. Полк, вооруженный в то время истребителями МиГ-21бис, отличался высоким уровнем подготовки летного состава.
Автор этих строк прибыл в Березу после окончания ВВА M.W. Ю. А. Гагарина в 1981 г. Выпускник Качинского ВВАУЛ 1973 г., в период службы в Афганистане занимал должность заместителя командира полка. В ДРА выполнил 585 боевых вылетов.
В настоящее время военный летчик 1-го класса, кандидат военных наук полковник Н. Г. Карев является заместителем начальника кафедры тактики и оперативного искусства ВВИА и.и. проф. 11. Е. Жуковского.

...Первым сбили четвертого летчика в моем звене начальника разведки майора И. Долгих. Произошло это 29 октября 1983 г. при ударе восьмерки МиГ-21 по цели в провинции Бамиан и использовании бомб ФАБ-500ШН (других в этот период как раз не было) с пикирования. Условия вылета были чрезвычайно сложные и позволяли выполнять удар ТОЛЬКО С ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, что позволило противнику вести заградительную стрельбу из ЗГУ. Это с учетом более низкого вывода из пикирования И СТАЛО ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПОРАЖЕНИЯ. Самолет получил несколько пробоин от снарядов, были повреждены топливная и обе гидросистемы. При подходе к аэродрому легкий туманный шлейф из пробитых баков внезапно превратился в огненный хвост длинной свыше 20 м.
Летчик катапультировался, на место его приземления командиром группы были наведены вертолеты, поднятые с аэродрома Баграм. До подхода спасателей летчики группы огнем из пушек прикрывали потерпевшего, одновременно обозначая место приземления. Со второго захода ведомый пары вертолетов по пыли, поднятой от взрывов снарядов, обнаружил парашют, и уже через 10 минут после приземления летчика-истребителя благополучно эвакуировали."

("Опять 25 - и опять без фамилий главных "виновников" 2-го дня рождения И.Долгих!" - ни журнал боевых действий 927иап подполковника - зам.командира полка, ни память полковника - кандидата военных наук, ни желто-белые листочки "дневника" командира группы, в которой И.Долгих был 4-м крайним летчиком - не оставят В МИРОВОЙ ИСТОРИИ на все последующие годы фамилии тех летчиков Ми-8МТ, которые на последних минутах (сами "схлопотали" несколько несущественных пулевых дырок грузовой кабины вертолета) "отбили" возле кишлака летчика, достреливающего последние патроны 2-й обоймы ПМ (гранат кажется не было, ранец НАЗа с автоматом внутри заело на изгибе замка-молнии). Для полной информации ("служи по уставу - завоюешь честь и славу!") командир звена Бушев, сидевший справа от Семина - награжден НЕ БЫЛ за спасение ВЫЖИВШЕГО начальника разведки полка! А ведь если БЫ не РИСКУЮЩИЕ своими жизнями, судьбами своих семей ТРОЕ летчиков Ми-8 ради спасения ЖИЗНИ ОДНОГО катапультировавшегося - сын адмирала (помощника министра обороны СССР по расквартированию войск) не стал бы орденоносцем Красного Знамени, даже папа не помог БЫ стать командиром полка. Хотя на этом через 2года командирская карьера и закончилась. Без помощи "со стороны" - по своей "инициативе" новый командир полка накануне назначенных им же полетов в две смены устроил ночную тревогу по-гитлеру в 4ч. ночи и... погиб молодой летчик: ошибся при выполнении первого в его жизни переворота на малой высоте. От имени нового командира полка зам.по летной и командир звена погибшего получили "служебное несоответствие ЗА ПЛОХУЮ ПОДГОТОВКУ ЛЕТЧИКА К ПОЛЕТАМ". И опять "память подвела" нового командира полка со стажем 1 год - оба начальника уже 2 недели как убыли в отпуск и никакого отношения к ночной тревоге, а тем более к "слабой подготовке летчика к полетам, приведшей к его ошибке на пилотаже на малой высоте" после этой тревоги и 15-тичасового 4.00-19.00 "рабочего торчания" на аэродроме не имели...)

P.S. Спустя 15 лет кандидат военных наук в *Мире авиации" утверждает что
"...Условия вылета были чрезвычайно сложные и позволяли выполнять удар ТОЛЬКО С ОДНОГО НАПРАВЛЕНИЯ, что позволило противнику вести заградительную стрельбу из ЗГУ. Это с учетом более низкого вывода из пикирования И СТАЛО ОСНОВНОЙ ПРИЧИНОЙ ПОРАЖЕНИЯ."
А спустя 25 лет читаем в "дневнике" зам.командира полка "от противного - все наоборот":
"...Ущелье довольно глубокое – даже с пикирования заход только с двух сторон. Мы с Путятиным в двух заходах сбрасываем РБК - они рассыпаются по склонам у цели небольшими вспышками осколочных бомб. Виталий атакует с курсом на север, пикирование, сброс, видны тормозные парашюты штурмовых бомб, взрывы, расходящийся круг ударной волны, столбы дыма, всплески пыли от падающих крупных осколков. Солнце в зените - огонь с земли не виден.
12 часов 03 минуты - 103 (представитель ВВС 40 Армии на борту АН-26рт) , 905 отработал?
- 905, работает ударная группа.
Замыкающий в нашей группе Игорь Долгих вводит в пикирование вдоль ущелья с курсом на юг.
- 908, на боевом 180."

Перед потомками (любителями воспоминаний афганской войны) через ...дцать лет ребром встанет проблема: кому же верить про ОДНО-ДВА НАПРАВЛЕНИЯ работы с БК в ТОМ БШУ 29.10.83? Зам.командиру полка из "дневника" с желтыми страницами - или кандидату военных наук и его статье в солидном авиажурнале? Тем более что "оба" носят одну и ту же фамилию и были НЕПОСРЕДСТВЕННЫМИ участниками событий и "сидели" в одной и той же кабине одноместного МиГ-21БИС...

"А что скажет маршал Жуков?" (читаем "маршал" - подразумеваем "писатель-историк-документалист". Читаем "Жуков" - подразумеваем "В.Марковский"...
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 03.01.2019 в 15:44

Lamm

аксакал

626> (от "дневников" 2009 и 2018 годов - с "корректировкой" памяти кандидата военных наук

Материалы интересные. И фотографии и факты. Но на мой взгляд, много сумбурности. Про отношение к кандидату наук уде поняли, услышали, лично не знаем все равно, ну и каждый раз читать утомительно. Кстати... При папе по расквартированию мог бы карьеру покруче, поденежнее и поспокойнее выбрать, а то, что в летчики пошел, вызывает уважение.
Про подонка КЗ... Да мог человек не заметить парашют, он же не к аэродрому отошел с набором 10000 метров.. Про"бал, так и не такое про"бывали, подонок уж совсем не в дугу.
Про ненагражденных... Что греха таить, было часто начиная с первой мировой. Это сейчас- сбили, погиб- Героя РФ сразу.
Чего ты Марковского полощешь- возьми, напиши сам. Только без истерии. Фактов и документов достаточно. Участники еще живы в большинстве своем. И найти их нетрудно. И материалами поделятся. Отредактируй в стройное изложение. Интересно будет и востребовано.
Пиши. Тока без кандибоберов. Интересно.
   1818

626

новичок

Карев>"...6 мая 1984 г. Приехал из ЦНИАГа Игорь, пока врачи отстранили его на 45 суток, потом снова ехать на ВЛК, это все же лучше прежнего вывода!...Вечером по ЗАС звонит Главком ВВС, Игорь уложенный на снятую с петель жесткую дверь, уже полностью в "разобранном" состоянии."
Марковский>"...Сам Долгих рассказывал: «После приземления отстегнул привязную систему, освободившись, огляделся и достал пистолет. Рядом был кишлак. Обернулся на шорох, увидел ползущего «духа», не целясь, выстрелил первым. Тот убежал – удачно, что он был безоружным. Только он был не один – тут же послышались выстрелы из-за стены ближнего дома. В том направлении сделал несколько выстрелов. С пистолетом долго не продержаться, так что полез в НАЗ, достал автомат. Тут увидел, что к месту приземления бежит целая толпа вооруженных людей. Но в эти же минуты подоспели вертолеты, один с ходу сел. Вертолетчики тут же подхватили меня внутрь и пошли на взлет. Взлетали под обстрелом, в вертолете потом увидели несколько пробоин.
Марковский>Когда выгружались, меня сразу положили на принесенную дверь – вдруг поврежден позвоночник при катапультировании. Принесли спирта, чтоб снять стресс, ну и сами «причастились» за то, что все обошлось. Потом госпиталь, и через три месяца снова летал».
Издание2011>...Эта книга – первое серьезное исследование боевого применения советской авиации в Афганистане, основанное на ранее не публиковавшихся документах, секретных отчетах и закрытых материалах, а также воспоминаниях непосредственных участников событий и обобщающее бесценный боевой опыт последней войны СССР.

В своем "дневнике-2" кандидат военных наук "не знает, не помнит, не записал" что Игорь Долгих НЕ воспользовался АКС74У по очень "уважительной" причине - заело молнию на углу ранца НАЗа. И жизнь летчика его звена "стояла под БОЛЬШИМ вопросом". "Кандидат", получается, утаил печальный боевой опыт. И "вернули" жизнь Игорю (несколько "неиспользованных" пуль в ПМ он привёз "домой" - еще на 2-3 минуты жизни "попугать" приближающихся духов) - летчики Ми-8 из 262овэ, которых он как зам.командира ап "забыл" записать в свой "дневник" или в журнал боевых действий 927иап (сохранил себе на память).
"Историк-документалист" Марковский в своих 3-х книгах "бесценный боевой опыт последней войны СССР" для истории (и, к примеру, сирийской войны) извратил по принципу "если БЫ я БЫЛ там..." - до откровенной отсебятины и глупости. Легко, лежа на диване, написать "полежз в НАЗ". А слабО ВДУМЧИВО по Читать, потом поСЧитать на пальцах, что с октября 1983 до мая 1984 прошло не "три месяца и снова летал", а больше семи? Кроме марковских "понятий" (как при описании случая со сбитым Проказиным и "страдающей аэродинамики в трансзвуке со штопором") существуют и др.документы, регламентирующие медицинские показатели здоровья. По приказу МО СССР #220-79г. с компрессионным перелом тел позвоночника без нарушения его функции ВСЕ летчики отстранялись от полетов ВЛК: с 1 позвонком не менее чем на полгода, с 2-мя - на год, с 3-мя - "на всю оставшуюся жизнь". "Неудобно" как-то получается у Марковского с его "понятиями" даже о военной медицине на войне на аэродроме, когда заведомо знают что Ми-8 привез катапультировавшегося летчика и встречать его подъехал медицинский УАЗик, в котором вместо двух "штатных" носилок возят... снятые с петель входные двери.
Ну никак не тянет Марковский и "эта книга на первое серьезное исследование боевого применения..." в описании боевого опыта ПСО на Ми-8, которые до сих пор состоят на вооружении многих стран...
   58.0.3029.8358.0.3029.83

626

новичок

Н.Карев> МиГ-21 (21.12.2005 17:21) "В 83-84 гг был зам ком 927 иап (Береза.) Потери. 29.10.83 МиГ-21 бис, летчик - начальник разведки полка майор И.Долгих при ударе 10 МиГ-21 юго- западнее Бамиана. Самолет поврежен над целью, при подходе к аэродрому на удалении 40 км самолет загорелся, летчи катапультировался. Пара МИ-8, находившаяся в районе аэродрома была перенкацелена в район приземления. Летчики группы огнем из пушки прикрывали район от подходящих духов и обозначаль место приземления. По пыли снарядов ведоумый МИ-8 обнаружил и забрал летчика, получив несколько пулевых пробоин. Летчик невредим."
Жирохов>"12. 29 октября 1983 г. — боевая потеря самолета МиГ-21бис, 927-й иап (Береза). Вылет с аэродрома Баграм. Летчик — начальник разведки полка майор И. Долгих в составе группы из 10 МиГ-21 наносил бомбовоштурмовой удар по цели юго-западнее населенного пункта Бамиан. На выходе из атаки самолет Долгих получил повреждения от огня ДШК, были пробиты топливные баки, что привело к утечке топлива. При возвращении на аэродром Баграм самолет загорелся, летчик катапультировался и приземлился в 40 км от аэродрома. На поиск летчика была направлена пара вертолетов Ми-8, которая подобрала его под огнем противника."

Жирохов создал форум в 2001г. для книги памяти о ВСЕХ погибших (титанический труд!, особенно "уточнения): от рядового и служащих СА всех родов войск до генералов. После "премьеры" в "Мире авиации" 1998/01 наш зам.внес свою очередную "дурочку" - на БШУ летало уже 10 самолетов! А ведь в Афгане был 1 раз, командирская карьера "скончилась" через 2 года "с натяжкой" 11 месяцев (это после КАТАСТРОФЫ!!! - гибели молодого летчика после ночной командирской тревоги накануне полетов в 1-ю смену!) чтоб вышел срок "на полковника". "Что-то с памятью его стало? все что было там не с ним - "помнит"!) Чтоб не завязался на века очередной узелок "исторического казуса" - я опять в "курсе дела" (так сложились звезды!), хотя как ст.летчик летал в 3 раза меньше зама (по неделе в ДЗ-ДПВС-БШУ). У него за 13 месяцев 585, у меня за "почти" год (10 дней "не дотянул") - 192,5 вылета.
В Баграме (в Шинданде-Кандагаре аналогично) на 20 летчиков на 29.10.83 было 2 спарки, 4 БИСа в ДЗ, 10 на стоянке. "Как обычно" на удары два звена, два - запасных на случай отказа (15 июня мой крайний вылет состоялся как раз на запасном). 29 октября в Бамиан (разведшкола, военная "академия" Гульбетдина Хекматдиара) планировалось 2 звена, еще пара - на прикрытие 10-ки "полосатых" по отдыхающему после ночного перехода каравану с оружием где-то в районе Бану (панджшерская парафия Ахмад-Шах-Масуда). Там было много "свеженьких в масле" ДШК и мы должны были подстраховать Ми-24 если их начнут "обкатывать" по атакующим (все-таки наша скорость в 4 раза больше на выводе - около 250м/сек.), но с парой "невостребованных" С-24 мы вернулись домой - В этой паре я был ведомым и был СЛУШАТЕЛЕМ того события в эфире. Сели мы раньше Ми-8 и сразу - на стоянку 262овэ. Там уже первые ряды "партера" возле зарулившего Ми-8 были заняты большой толпой: 26 дней назад сбили Ми-24 а теперь и наша "очередь" подошла. Тягостное не было, потому что "летчик на борту, взлета" слышали еще с воздуха. Предложили свои "услуги" (по паре С-24 - это "надёжнее" по промаху чем ФАБы), остаток позволял, но "поезд уже ушел" и Семин-Бушев тоже взлетели. Повторюсь - если БЫ не отловил их наш РП над медсанбатом - наземной паре ПСО не хватило бы "той самой" минуты для спасения. Хотя мы из Березы на войну вылетали в понедельник (день тяжелый!) да еще 13 числа июня - вернулись 100%-м составом без 6-ти "боливаров". И "на прощание" молодым лейтенантам политорганы поставили задачу "на коня" сделать фото всех летчиков с семьями, детьми возле своего самолета. Кое-кто из летчиков отказался по суеверию, но я не стал "жадничать" - а вдруг... хоть память детям останется... И когда стоял возле Ми-8 думал - ПОВЕЗЛО Игорю, мне ПОВЕЗЕТ больше и ничего "такого" не будет. Теперь с "высоты" третьей жизни (тогда было 26,5 лет, с 01.01.2011 пошел третий "срок" по 26,5) я был "прав" - ПОВЕЗЛО! Особенно с ПСО Ефимов-Бухаров-Киншаков, хотя "прикрывавший" КЗ поставил "крест" ДВАЖДЫ...
   58.0.3029.8358.0.3029.83

626

новичок

П
Прикреплённые файлы:
IMG_20190310_170705.jpg (скачать) [791x582, 244 кБ]
 
IMG_20180417_113750.jpg (скачать) [1280x715, 123 кБ]
 
IMG_20180530_004546.jpg (скачать) [800x968, 207 кБ]
 
IMG_20190326_203023.jpg (скачать) [1268x714, 245 кБ]
 
 
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 26.03.2019 в 21:43

626

новичок

За 1983-84г. 262овэ потеряла 2 вертолета с экипажами.
В октябре 1983 (в книге ошибочно указано "лето 1983") в Пачахаке спасся только молодой штурман-оператор, погибли командир Меньшойкин, борттехник и наземный специалист, напросившийся пострелять из пулемета.
22.12.83 была вторая боевая потеря НАД СВОИМ АЭРОДРОМОМ Баграм небоевого вертолета Ми-9 (ВКП), который поднимался в воздух только над аэродромом (охраняемая зона от средств ПВО моджахедов) для ретрансляции связи с экипажами 262овэ, улетавшими далеко в горы: УКВ связь с наземной группой руководства работает только при прямой видимости антенн. Об этом я (после гепатита был дома на реабилитации) услышал от Павла Корчагина. Наш командир полка П.П.Тарасевич при совпадении возможности (желание у него было всегда) напрашивался "подлетнуть" для развития кругозора - может и он ему сгодится на пенсии? Ведь набор высоты проходил над медсанбатом и др.частями, снижение - тоже. Но в тот день у него не сложилось - свои вылеты (3 летчика гепатитили, один по своей дурочке уехал в ЦНИАГ для списания, двое "подсобляли" в Шинданде - там гепатитили аж 6 летчиков) и между ними надо было успеть в столовую, иначе - "пролет" с обедом по распорядку. Не знаю что пошло в воздухе не так в деталях (похоже, что как аппарат с меньшей скоростью затянул 3-й разворот чтоб пропустить "Антона" и приблизился к опасной зоне ПВО) - Ми-9 был подбит а потом потерял управляемость. К тому же в это время заходил на посадку Ан-26 и эфир был загружен радиообменом. Из экипажа спасся только командир с предельной высоты, и то получил травму позвоночника, списали с летной работы.
Если учесть что Ми-8 заслуженно называли "пчелкой" (пахали как пчелки -
экипажи летом налетывали на 1-2 часа меньше СВЕТОВОГО времени дня! - время для заправки топливом перед очередной высадкой десанта) и уязвимость для ПВО выше чем у истребителей, то 2 потери вертолётов за год должны дать повод летчикам (которые соображают) - МиГ-21 потеряно в 3 раза больше: 6 самолетов! И полк - самый подготовленный из 5-х предшественников (4 полка и разведаэ). И зам.командира, организатор боевой работы - самый "подготовленный"! И причины этих потерь он "подытожил" в своих мемуарах журнала "Мир авиации" 1998/01. Опять же для тех, кто не просто читает текст на скорость (как в 1-м классе), а учил матчасть настоящим образом...


Схема (вверху) спасения сбитого Ми-24 экипажа Меньшойкина взята из книги участника операции (см.ниже)
Схема поражений авиатехники в околицах Баграма за 1979-89г.(не все возможно, из неофициальных источников - возможны неточности):
красный - связаны с гибелью членов экипажа;
синий - потеря только авиатехники, летчики катапультировались, ДВОЕ здесь обозначенные синим - сверху из ТРОИХ (третий Су-17 упал около Кабула) спасены ОДНИМ командиром экипажа Ми-8МТ 262овэ Ефимовым С.А. (100% точность);
зеленый - повреждения обнаружены только на земле без последствий для летательного аппарата.

ПОПРАВОЧКА для eduarda b. - столкновение (не 12 мая - 13 мая 1984) на ВПП Баграма налетевшей афганской спарки МиГ-21УМ (в передней кабине комэска-афганец, в задней наш советник, фио уже не помню - оба погибли еще в кабине под лопастями) в пыли на кабульскую еще не взлетевшую пару ПСО Ми-8 (никто не пострадал, кроме одного борта) видно на 3-м фото сверху. Снято с южного торца. Слева дымит спарка (упала между 2-мя рядами 50-60 Ми-8 с запущенными двигателями, поднявшими эту "коварную" пыль во 2-й половине полосы) -начали сходить нурсы с УБ-16 строго параллельно стоящим вертолетам, справа дым Ми-8. Чудом не зацепили десант...
Прикреплённые файлы:
IMG_20190310_175724.jpg (скачать) [1280x512, 162 кБ]
 
IMG_20190310_224140.jpg (скачать) [633x932, 372 кБ]
 
 
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 11.03.2019 в 00:32
+
-
edit
 

spam_test

аксакал

Lamm> Пиши. Тока без кандибоберов. Интересно.
Он не сможет, обилие капса, обычно признак психического заболевания. Это не на наезд, это констатация факта.
   72.0.3626.12072.0.3626.120

626

новичок

eduardu b.
Прикреплённые файлы:
IMG_20190326_203214.jpg (скачать) [1025x648, 264 кБ]
 
 
   58.0.3029.8358.0.3029.83
Это сообщение редактировалось 26.03.2019 в 21:48
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Цымбал Андрей #13.04.2019 12:01
+
-
edit
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru