[image]

Одноразовые vs многоразовые

Теги:космос
 
1 67 68 69 70 71 72 73
+
-
edit
 

Naib

аксакал

Zenitchik> А вот тут я попрошу! Al-Mg-Li-Sc! Скандий (порядка 1%) нужен для снижения склонности к горячим трещинам. Ещё серебро хорошо. И тоже дорого.

Большая часть мирового скандия, ЕМНИП, производится в России, причём как побочный продукт от других процессов. Что берут американцы? Или таки серебро?

Во-вторых, почему так много? Для микролегирования скандия нужны доли процента.
   80.0.3987.14980.0.3987.149
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Zenitchik> Именно, именно по удельной прочности и отличается.

Только по ней? Или есть еще какие важные нюансы, типа прочности/надёжности сварных соединений (не зна, как это правильно называется), коррозионных свойств, еще чего-то, что влияет на конструкции?

И насколько они по цене отличаются?

Zenitchik> UPD: В принципе, если делать многоразовую первую ступень, целесообразно использовать на ней алюминий-литиевые сплавы.

Ну так очевидно же, что для многоразовой целесообразны любые материалы, к-е позволяют уменьшить сухую массу, пусть они хоть на порядок дороже.


Хотя с другой стороны цена самого конструкционного материала и в одноразовой ракете составляет небольшую долю. Если, грубо, не вдесятеро дешевле, то лучше бы всё-таки литиевые. Скорее возиться не хотят из-за нетехнологичности, а не цены.
   51.051.0
RU Дмитрий В. #13.04.2020 14:10  @Naib#13.04.2020 07:14
+
+1
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

Naib> Во-вторых, почему так много? Для микролегирования скандия нужны доли процента.

Да, оптимальное содержание скандия примерно 0,25%, но можно и меньше (до 0,1%)
Прикреплённые файлы:
 
   81.0.4044.9281.0.4044.92
+
+1
-
edit
 

PSS

литератор
★★☆
Zenitchik> Сплавы Al-Mg-Li как раз были моими "любимыми" на 4 и 5 курсе (включая диплом).
Zenitchik> Кстати, не только Бериев. МиГ-29 тоже с АМг-6 на 1420 переводили (мне документы попадались).


Об этом Фридляндер в своей книге писал. Также, насколько помню, там был и пример экономии по весе, но что-то в доступных в сети отрывках я это не вижу


Меня смущает жесткость сварной конструкции. Истребитель испытывает не только силовые перегрузки, резко меняется и температура: от 150 °С при максимальной скорости во время воздушного боя – до -70 °С при спокойном полете. Заклепочные соединения позволяют некоторую подвижку соединяемых частей при силовых или температурных перегрузках. Сварная конструкция жесткая, не ясно, как она поведет себя в этих ситуациях. Опытный специалист ВИАМ по электронномикроскопическому анализу алюминиевых сплавов В.С. Сандлер устанавливает, что по кромке сварного шва в основном металле идет узкая пластичная закаленная полоса. Значит, свобода для маневра у сварной конструкции есть.

Тем временем к ноябрю 1986 г. уже сделаны три машины. Одна проходит статические испытания, вторая и третья – летные. Обычно в случае неудач при испытаниях конструкторы тут же нападают на разработчиков сплавов, объясняя происшедшее какими-либо неподходящими свойствами. Но микояновцы молчат, значит испытания идут нормально, несмотря на это или благодаря этому обстановка вокруг сплава 1420 все больше накаляется.

Принято решение о запуске в крупную серию МиГ29 в алюминиево-литиевом варианте с выходом в конечном счете на многие сотни машин в год сразу на двух больших серийных заводах. Сухопутный вариант – на московском “Знамя труда”, и на Горьковском заводе – морской вариант с посадкой на авианосцах, которые заложены в планах Министерства обороны. Поэтому все работы идут в лихорадочном темпе под девизом: надо все прояснить пока еще есть время до серии. Но КУМЗ заявляет, что он не может осилить предлагаемую программу выпуска сплава 1420, не говоря уже о сплавах с литием для конструкторских бюро Туполева, Ильюшина и Антонова. Им всем отказано, приоритет – истребителям. Особенно расстраивался главный конструктор машины Ту204, рассчитывавший широко применить сплав 1420 и сэкономить на этом много килограмм веса.КУМЗ настаивает на необходимости строительства специального цеха для плавки и литья алюминиево-литиевых сплавов.

С завода “Знамя труда” сообщают, что у них нет подходящего сварочного оборудования, а Научный институт авиационной технологии (НИАТ), который должен разработать это оборудование, утверждает, что вначале надо изменить состав сплава 1420 и сделать его пригодным для сварки.

Тем временем сделан третий самолет, а за ним в нарастающем темпе в КБ Микояна идет уже малая серия. Сварщик ВИАМ доктор технических наук В.И. Лукин строит статистическую кривую – с каждой последующей машиной число дефектов уменьшается, сказывается приобретение опыта работы со сплавом 1420. Летные и статические испытания первого и второго самолетов идут очень успешно. Это усиливает желание ВВС скорее получить эту машину, они обращаются в ЦК и правительство. В свою очередь туда же обращается КБ Микояна. Оборонный отдел ЦК направляет комиссии на КУМЗ и “Знамя труда”.

Секретарь парткома ВИАМ известный специалист в области жаропрочных сплавов и технологии производства лопаток для газотурбинных двигателей Е.Н. Каблов (ныне член-корреспондент РАН) организует совместный партком всех участвующих в работе заводов и организаций, это дает дополнительный толчок. Темпы работы усиливаются. В 1987 г. начато производство сварных самолетов на заводе “Знамя труда”, сваркой там заправляет опытный специалист В.В. Гринин. Отработкой технологии на “Знамя труда” руководит заместитель министра авиационной промышленности А.Г. Братухин. В свое время он много лет работал главным металлургом на заводе в Горьком и участвовал в освоении стального самолета МиГ25. Горьковский опыт очень пригодился ему и на заводе. Позднее А.Г. Братухин с успехом защитил докторскую диссертацию, посвященную алюминиево-литиевым сплавам, в Киеве в институте Патона.

В ВИЛС произошли перемены, он вплотную занялся алюминиево-литиевыми сплавами. Я уже отмечал склонность к окислению сплава 1420 в процессе сварки, но и плавке и литью нужна защита аргоном. Под руководством доктора технических наук В.Г. Давыдова была создана конструкция, где весь процесс – плавка, переливка из печи в миксер и из миксера в кристаллизатор протекает под надежной защитой аргоном. В дальнейшем эта конструкция была доведена и улучшена на КУМЗ стараниями директора завода Б.И. Пасынкова и главного металлурга С.М. Можаровского.

Много лет спустя я и В.Г. Давыдов были на фирме Алькоа (алюминиевая компания Америки) и осматривали там их установки для плавки и литья алюминиево-литиевых сплавов. Через год специалисты Алькоа побывали на КУМЗе и согласились, что наши установки более совершенны и обеспечивают лучшее качество металла.

В НИАТ подготовлен проект автоматизированного сварочного аппарата, оснащенного ЭВМ, для алюминиево-литиевого самолета. Он зачищает кромки, сближает их, сваривает, осуществляет наклеп сварного шва и его ультразвуковой контроль.

Завод готов переходить к серийному выпуску сотен сварных алюминиево-литиевых МиГ29. Но уже в 1990 г. конфронтация с США закончилась, производство было остановлено, заказы сняты.
 
   66
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Fakir> важные нюансы, типа прочности/надёжности сварных соединений

Это решаемые проблемы задачи.
Куча народу (и я к ним слегка примазался) работало и работает над тем, чтобы всю разницу между Al-Mg и Al-Mg-Li можно было свести к удельной прочности.

Конечно, сварка алюминий-литиевых сплавов сопряжена с рядом проблем. Но способы решения этих проблем - уже десятками напридумывали.

С коррозией тоже есть некоторые проблемы, но в принципе, аналогичные проблемам сплавов с высокой долей магния.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
Это сообщение редактировалось 13.04.2020 в 19:33

Zenitchik

старожил

PSS> что вначале надо изменить состав сплава 1420 и сделать его пригодным для сварки.

1420 успешно сваривается при
- качественной подготовке поверхности;
- правильном выборе режима сварки;
- правильном выборе присадки.

Основная проблема этого сплава - склонность к пористости. И решение этой проблемы сводится к названным выше трём пунктам.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Naib> Во-вторых, почему так много? Для микролегирования скандия нужны доли процента.

Могу ошибаться, но, если бы речь шла о микролегировании, элемент бы не указывали как полноценного участника системы.
   80.0.3987.16380.0.3987.163
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
А что насчёт цены? Насколько велика разница? Причём как стоимости материалов, так и конструкций из них?
   51.051.0
+
+2
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Fakir> А что насчёт цены? Насколько велика разница? Причём как стоимости материалов, так и конструкций из них?

Не знаю. Я учился на инженера-технолога по сварке летательных аппаратов. Думать о цене оных аппаратов нас не учили. Ну, разве что в контексте "вот эта трещина будет стоить больше, чем твоя зарплата".
   80.0.3987.16380.0.3987.163
BY Naib #13.04.2020 18:17  @Дмитрий В.#13.04.2020 14:10
+
+1
-
edit
 

Naib

аксакал

Д.В.> Да, оптимальное содержание скандия примерно 0,25%, но можно и меньше (до 0,1%)

Обалдеть :eek:
Всё-таки они это сделали!
В 12-м году разговаривал с мужиками, которые создавали технологию извлечения скандия из красных шламов.
Схема, ЕМНИП, не очень эффективна по степени извлечения, но элегантна и технологична. И финишем у них была та самая скандиевая лигатура.

Один, кстати, на Куру служил. Рассказывал байки про то, как разок ракета попала точно в их наблюдательный пост и как там мишки шалили.
   80.0.3987.14980.0.3987.149
RU m-s Gelezniak #08.05.2020 11:08  @Alexandrc#04.02.2019 14:33
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Alexandrc> Не, таки X-37 :D
Alexandrc> Появилось изображение первого российского гиперзвукового космического дрона - РИА Новости, 04.02.2019
После продувок за 5М от этого варианта планера мало что останется.
Пока это компьютерные рисунки мальчика.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
MD Wyvern-2 #08.05.2020 14:54  @Zenitchik#13.04.2020 17:23
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
PSS>> что вначале надо изменить состав сплава 1420 и сделать его пригодным для сварки.
Zenitchik> 1420 успешно сваривается при
Zenitchik> - качественной подготовке поверхности;
Zenitchik> - правильном выборе режима сварки;
Zenitchik> - правильном выборе присадки.

Это TIG-сварка?
   74.074.0
RU Zenitchik #08.05.2020 15:52  @Wyvern-2#08.05.2020 14:54
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Zenitchik>> 1420 успешно сваривается при
Zenitchik>> - качественной подготовке поверхности;
Zenitchik>> - правильном выборе режима сварки;
Zenitchik>> - правильном выборе присадки.

Wyvern-2> Это TIG-сварка?

Я предпочитаю отечественную терминологию. Речь идёт обо всех видах АрДЭС. Понятно, что в случае сварки неплавящимся электродом без присадки, пункт про присадку отпадает.
   81.0.4044.13281.0.4044.132
MD Wyvern-2 #08.05.2020 16:05  @Zenitchik#08.05.2020 15:52
+
-
edit
 

Wyvern-2

координатор
★★★★★
Wyvern-2>> Это TIG-сварка?
Zenitchik> Я предпочитаю отечественную терминологию. Речь идёт обо всех видах АрДЭС.

А почему "Ар"? Гелий не применяют?
   74.074.0
RU Zenitchik #08.05.2020 16:09  @Wyvern-2#08.05.2020 16:05
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Wyvern-2> А почему "Ар"? Гелий не применяют?

На нашем континенте аргон дешевле гелия. Так геологические пласты сложились.
А вообще - применяют, конечно.
   81.0.4044.13281.0.4044.132
RU m-s Gelezniak #08.05.2020 17:16  @Wyvern-2#08.05.2020 16:05
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Wyvern-2>>> Это TIG-сварка?
Zenitchik>> Я предпочитаю отечественную терминологию. Речь идёт обо всех видах АрДЭС.
Wyvern-2> А почему "Ар"? Гелий не применяют?
Гелий в промышленных масштабах до Второй Мировой был доступен в Америке. Из-за этого кстати Цеппелины были на водороде. Ситуацию исправила промышленная добыча природного газа. Там гелий побочный продукт.
Плюс у гелия высокая теплопроводность. Кто дышал кислород-гелиевыми смесями с этим знаком. Коченеешь быстрее.
PS Была не удачная правка поста.
Факир, перенесите это в отдельный топик.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
Это сообщение редактировалось 08.05.2020 в 20:30
RU m-s Gelezniak #08.05.2020 17:19  @m-s Gelezniak#08.05.2020 17:16
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

del
   49.0.2623.11249.0.2623.112
Это сообщение редактировалось 08.05.2020 в 20:28
DE Fakir #08.05.2020 20:03  @m-s Gelezniak#08.05.2020 17:19
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Ну и нафига оффтопить? Это имеет отношение к исходному вопросу?
И в любом случае, совершенно избыточны два коротких поста подряд, да еще с цитированием (!) исходного своего же.
Неужели трудно было отредактировать предыдущий, и дописать, что хотелось?!
В дальнейшем такое будет считаться оверквотингом, с соотв. штрафом.
   51.051.0
+
-
edit
 

Zenitchik

старожил

Fakir> Ну и нафига оффтопить? Это имеет отношение к исходному вопросу?[/color]

Может, имеет смысл отделить нашу сварку куда-нибудь всторону?
   81.0.4044.13281.0.4044.132
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
По ссылке в самом конце немного рассуждений на тему многоразовости и некоторая информация к размышлению.
Всё очень любительское, конечно, и к цифири мульон вопросов - но для ориентира любопытно.

Многоразовость движков.
 


 


Конечно, в силу повышенной любительскости в куче кони и люди (гусары, молчать!!). В табличке свалены цены продажи для одних движков и себестоимость для спейс-иксовых, причём очень похоже, что это даже не себестоимость, а прямые затраты. Ну, это не говоря об общем для СпейсИкса тумане по стоимостным вопросам, и всему ли стоит верить. Не учитывается стоимость межполётного обслуживания и рефурбишмента (что особенно очевидно на примере SSME). Для РД-180 игнорируется тот факт, что одноразовость обусловлена не столько движком, сколько носителем (многие современные "одноразовые" ЖРД на самом деле многоразовые - тестируются прожигом перед полётом). Ну и так далее по мелочи.
   51.051.0

Naib

аксакал

Fakir> Конечно, в силу повышенной любительскости в куче кони и люди (гусары, молчать!!). В табличке свалены цены продажи для одних движков и себестоимость для спейс-иксовых, причём очень похоже, что это даже не себестоимость, а прямые затраты. Ну и так далее по мелочи.


В куче люди, кони, пони, ну а сверху макарони.

А так - у Раптора и тяги не достигли, и давления, и УИ. И метан на взлёте в атмосфере - так себе топливо. Ну и далее сплошные "мелочи". Кстати, РД-170 в составе Зенита летал побольше, чем F-1, так что зря его исключили.
   81.0.4044.13881.0.4044.138
RU m-s Gelezniak #12.05.2020 17:29  @Naib#10.05.2020 21:05
+
-
edit
 

m-s Gelezniak

аксакал

Naib> ... РД-170 в составе Зенита летал побольше, чем F-1, так что зря его исключили.

РД-171
Впрочем 170ые, предназначенные под 3 и 4 пуски переделывались в 171ые. Как и оставшийся задел комплектующих.
   49.0.2623.11249.0.2623.112
RU Alexandrc #24.07.2020 17:23
+
+2
-
edit
 

Alexandrc

аксакал

Россия представила макет многоразовой ракеты легкого класса "Крыло-СВ"

Макет первой российской крылатой многоразовой ракеты "Крыло-СВ" представлен в военном технополисе "Эра", передает корреспондент РИА Новости. РИА Новости, 24.07.2020 //  ria.ru
 
АНАПА, 24 июл - РИА Новости. Макет первой российской крылатой многоразовой ракеты "Крыло-СВ" представлен в военном технополисе "Эра", передает корреспондент РИА Новости.
Макет чуть выше человеческого роста, выкрашен в белый и голубой цвета. На ракете красуются логотипы Фонда перспективных исследований (ФПИ), "Роскосмоса", Объединенной авиастроительной корпорации и головного научного института ракетно-космической отрасли России ЦНИИмаша.
В феврале сообщалось, что научно-технический совет ФПИ принял решение о начале разработки летного демонстратора первой российской многоразовой ракеты-носителя "Крыло-СВ". Начало летных испытаний демонстратора, то есть его первый полноценный пуск, планируется на рубеже 2023 года.
"Крыло-СВ" - это многоразовая крылатая ступень ракеты легкого класса, аванпроект которой был подготовлен и защищен 29 мая 2019 года в ФПИ с положительной оценкой. Он выполнялся рабочей группой, где головным предприятием выступил АО "ЭМЗ имени В.М. Мясищева".
Ракета будет иметь размеры шесть метров в длину и 0,8 метра в диаметре. Демонстратор ракеты будет размером в одну треть от оригинала. Ракета будет перемещаться на гиперзвуковых скоростях - до 6 чисел Маха. Пуски будут проводиться с полигона Капустин Яр в сторону Каспийского моря. Специально для ракеты разрабатывается новый двигатель, получивший название "Вихрь". Планируется, что после отделения второй ступени, которая продолжит полет, первая многоразовая ступень будет возвращаться на космодром на крыльях.
 

В ТГ канале есть картинка:
Прикреплённые файлы:
 
   84.0.4147.8984.0.4147.89
RU Дмитрий В. #25.07.2020 22:07  @Alexandrc#24.07.2020 17:23
+
-
edit
 

Дмитрий В.

опытный

Alexandrc> Россия представила макет многоразовой ракеты легкого класса "Крыло-СВ" - РИА Новости, 24.07.2020

Перепевы "Байкала" и ещё более древнего крылатого блока А. И что они упёрлись в концепцию поворотного прямого крыла?
   84.0.4147.8984.0.4147.89
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
DE Fakir #25.07.2020 22:51  @Дмитрий В.#25.07.2020 22:07
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
"Потому что он хороший!"

Ну нормальная концепция же. Альтернатив, чтоб прям радикально лучше - где взять?
А тут - 1) малое доп.сопротивление на участке разгона 2) отн. простота 3) высокое АК на планировании с дозв. скоростью + малая посадочная скорость.
Сложнее промежуточный сверхзвуковой этап торможения, но, возможно, это решаемо (напр., не планировать на с/з, а тормозить брюхом).

И, по-моему, высокое АК (=> большая перегоночная дальность возврата + боковой манёвр) и, в особенности, малая посадочная, сильно упрощающая автопосадку, снижающая требования к длине ВПП, снижающая ударные нагрузки, повышающая вероятность безаварийной посадки - это очень значимый выигрыш, стоящий головняков.
   51.051.0
1 67 68 69 70 71 72 73

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru