Пилот разбившегоcя Су-25 спасен федералами
Летчик штурмовика Су-25, разбившегося в понедельник на юге Чечни при выполнении боевого задания, спасен и доставлен на авиабазу Моздок. В 14.27 по московскому времени он был взят на борт поисково-спасательного вертолета военно-воздушных сил. Об этом сообщил "Интерфаксу" заместитель Главкома ВВС РФ генерал-лейтенант авиации Юрий Гришин.
По словам генерала, с утра во вторник поиски летчика осуществлялись с воздуха только при помощи самолета Ан-12. В 13.30 по московскому времени в предгорья Чечни, контролируемые боевиками, был направлен вертолет поисково-спасательной службы ВВС. Сам летчик постоянно выходил на связь с военным командованием с помощью портативной радиостанции "комар".
В Минобороны РФ полагают, что причиной аварии самолета-штурмовика, по мнению специалистов, мог стать невыход из боевого блока после пуска неуправляемого реактивного снаряда. Эти выводы основаны на наблюдениях летчика, который на втором штурмовике Су-25 следовал за этим самолетом.
Ведомый летчик наблюдал, как ведущий катапультировался, однако не увидел места его приземления из-за низкой облачности - менее 100 метров.
Подбиты два вертолета федеральных сил, один экипаж погиб
В минувшие сутки в ходе поисково-спасательных работ по розыску летчика штурмовика Су-25, пропавшего в понедельник днем в Шатойском районе, федеральные силы в Чечне потеряли два вертолета.
Как сообщили во вторник "Интерфаксу" в руководстве российской группировкой на Северном Кавказе, вертолет поисково-спасательной службы Ми-8 и боевой вертолет армейской авиации Ми-24 были подбиты боевиками на земле, когда их экипажи начали наземный поиск летчика Су-25.
Несмотря на полученные повреждения, Ми-24 смог взлететь, однако дотянуть до авиабазы в Моздоке ему не удалось. Вертолет перевернулся в воздухе и рухнул на землю. Погибли шесть военнослужащих. Экипаж поисково-спасательного вертолета Ми-8 был эвакуирован.
Во вторник поиски пилота штурмовика продолжались. По сведениям российских военных, летчик жив и захватить его боевикам не удалось.
Lenta.ru
Грозный возьмут по просьбе Ельцина
Министерство обороны России спустя сутки признало потерю в Чечне двух вертолетов – Ми-8 и Ми-24. Между тем совершенно закрытыми остаются сведения о том, сколько мирных граждан вышли из блокированного Грозного. Военные заявляют, что независимо от того, как будет идти эвакуация, они возьмут город под полный контроль к 24 декабря.
Что случилось со штурмовиком Су-25, выполнявшим боевое задание в Шатойском районе Чечни в понедельник, пока неизвестно. Чеченцы утверждают, что самолет был ими сбит. Военные категорически опровергают их и говорят, что машина потеряна в результате технического сбоя. В частности, высказывается предположение, что Су-25 упал из-за нештатного срабатывания вооружения – несхода боевого блока неуправляемой ракеты С-13, повредившей конструкцию планера. Однако с учетом того, что военные скрывают точное место падения штурмовика, получить какую-то дополнительную информацию крайне сложно. Летчик, согласно показаниям пилота благополучно вернувшейся ведомой машины, катапультировался, его парашют раскрылся, но засечь место его приземления ведомый не смог из-за очень низкой облачности.
На поиски пилота и обломков самолета сразу же были отправлены спасательные службы. Они оказались в районе падения штурмовика через четыре с половиной часа – около 17.00 по московскому времени. В момент посадки двух машин на предполагаемом месте падения обломков самолета вертолеты были обстреляны боевиками. Военные этот факт с неохотой, но признали еще в понедельник вечером.
Дальше показания федеральных военных и боевиков на протяжении суток диаметрально расходились: боевики утверждали, что вертолеты были уничтожены, наши военные официально вообще опровергали факт потери техники, а неофициально сообщали следующее. Один вертолет, поисково-спасательный Ми-8, оказался сильно поврежден и не смог взлететь, но его экипаж был благополучно эвакуирован. А армейский вертолет огневой поддержки Ми-24 взлетел, но не дотянул до базы – из-за полученных повреждений он потерял управления и рухнул на землю. Погибли шесть человек. Только в два часа дня сегодня Минобороны официально подтвердило эту информацию, признав, что 13 декабря в Чечне были потеряны не только штурмовик, но и два вертолета.
Всего в поисково-спасательной операции участвовали 15 вертолетов. Хотим особо отметить, что вся информация о потере двух вертолетов и шести человек на протяжении суток замалчивалась военным ведомством без всякого объяснения причин. Штаб группировки продолжает практиковать сокрытие от общественности реальной картины боевых действий в Чечне, включая и данные о потерях.
Вокруг Грозного ситуация между тем остается неопределенной. С одной стороны, войска продолжают постепенно сжимать кольцо окружения и уже на некоторых направлениях находятся буквально на окраинах города. Однако активность проявляют и боевики – в минувшие сутки они попытались выбить федералов из Ханкалы. Наш штаб утверждает, что ничего у них не получилось и Ханкала по-прежнему наша. О потерях с обеих сторон в ходе этих столкновений – ни слова.
Нет точной информации и об общем количестве гражданских лиц, вышедших из города по требованию российских военных. По неофициальным оценкам, их число не превышает двух тысяч человек. Официальных данных опять-таки нет – военные не хотят признаваться в провале собственной инициативы с ультиматумом. Впрочем, их решимость взять Грозный к Новому году не иссякла – теперь в качестве «крайнего срока» установления контроля над Грозным называется 24 декабря. Каким образом это намерение может быть реализовано, непонятно. Сами военные обещают действовать «нетрадиционными способами», как любит выражаться первый замначгенштаба генерал Манилов. Получается, что боевиков, не намеренных сдаваться, либо натурально усыпят газами (говорят, у нас уже появилось такое оружие — экспериментальное), либо придется открыть им коридор и дать гарантии безопасности на 25—30 км – пока они не доберутся до гор. Иных способов взятия Грозного просто не существует.
Между тем спешка с Грозным с логической точки зрения совершенно необъяснима. Спешить, по большому счету, некуда, тем более что даже Запад слегка поостыл в своем стремлении защитить права человек в Чечне любой ценой. Разгадка ожидает нас, видимо, непосредственно перед праздниками.
Говорят, президент на одной из личных встреч с маршалом как-то поинтересовался: «А что, возьмем Грозный к Новому году?». Маршалу, ясное дело, ничего не оставалось, как ответить: «Так точно, Борис Николаевич!». Вот теперь генералы в Моздоке ломают головы — а как, собственно?..
Андрей Матяш Газета.ru
Работами по спасению пилота руководит первый заместитель Главкома ВВС генерал-полковник авиации Владимир Михайлов
In knowledge we trust!