"МиГ"
Российская
самолетостроительная
корпорация ПРЕСС-РЕЛИЗ
ВЫПОЛНЕН ПЕРВЫЙ ПОЛЕТ
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИСТРЕБИТЕЛЯ "ИЗДЕЛИЕ 1.44"
29 февраля 2000 г. Жуковский, Московская обл. – Сегодня опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МиГ", известный как "Изделие 1.44", выполнил свой первый полет на летно-испытательной и доводочной базе (ЛИ и ДБ), расположенной на аэродроме Летно-испытательного института им. М. Громова в г. Жуковский.
Летные испытания "1.44", проводимые РСК "МиГ" на собственные средства, являются частью программы, нацеленной на то, чтобы максимально использовать результаты широкомасштабных работ по созданию истребителя следующего поколения, которые на протяжении многих лет велись РСК "МиГ" в сотрудничестве с сотнями подрядчиков, но вследствие глобальных политических и экономических процессов последнего десятилетия оказались невостребованными.
Руководство РСК "МиГ" считает, что было бы крайне недальновидно и расточительно не использовать в интересах страны возможность проведения натурных испытаний и доводки многочисленных технических инноваций, интегрированных в "1.44".
"Мы уверены, что многое из того, что было заложено в опытно-экспериментальный истребитель "Изделие 1.44", может быть использовано при создании истребителя пятого поколения, — отмечает генеральный директор - генеральный конструктор РСК "МиГ" Николай Никитин. – У нас есть довольно четкое понимание того, каким должен быть российский истребитель пятого поколения. Более того, сегодня мы работаем над перспективным планом, который в максимальной степени учитывает современные экономические и политические реалии. Данные, полученные в ходе летных испытаний, должны составить солидный фундамент для предложений РСК "МиГ" по созданию истребителя следующего поколения для ВВС и ПВО России".
Полет, продолжавшийся 18 минут (с 11:25 по 11:43 московского времени), проходил в полном соответствии с полетным заданием. Самолет набрал высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости 500-600 км/час, после чего успешно выполнил посадку.
"Полет, которого все мы так долго ждали, прошел на удивление буднично, - сказал шеф-пилот РСК "МиГ" заслуженный летчик-испытатель, герой России Владимир Горбунов. – Машина вела себя послушно, хотя очевидно, что по своим пилотажным качествам это принципиально новый самолет. Так что вся работа еще впереди".
Разработка "Изделия 1.44" началась в начале 80-х годов в рамках программы создания советского истребителя пятого поколения, призванного в 90-е годы заменить парк фронтовых истребителей МиГ-29 и Су-27. Однако в связи с изменением советской военной доктрины финансирование программы "1.44" было практически прекращено, и работы по ней велись ОКБ им. А. И. Микояна (ныне структурное подразделение РСК "МиГ") в инициативном порядке.
Концепция и технический облик нового истребителя строились на основе действующей в советское время военной доктрины, отражающей геополитические реалии холодной войны и глобального противостояния супердержав. Предполагалось, что новый истребитель будет способен эффективно действовать против нового поколения американских тактических самолетов F-117, F-22, F-23, стратегических бомбардировщиков В-1 и B-2, новых крылатых ракет и других потенциальных целей тактического и стратегического назначения.
Изменение политической картины мира в конце 80-х годов и постепенное изменение военной доктрины СССР и России в 90-е годы привели к серьезному переосмыслению роли истребительной авиации в структуре Вооруженных сил России.
Руководство страны и вооруженных сил пришло к выводу, что наиболее эффективным образом сегодняшним потребностям России отвечает не создание нового поколения истребителей, а широкомасштабная программа модернизации существующего парка фронтовой авиации, включающего значительное количество современных истребителей МиГ-29 и Су-27.
Несмотря на то, что "Изделие 1.44" не может стать прототипом нового истребителя для ВВС и ПВО России, проект является чрезвычайно важным для дальнейшего развития отечественной авиации. В первую очередь это связано с тем, что в "Изделии 1.44" использован целый ряд принципиально новых технических решений, которые никогда ранее не применялись в практике военного самолетостроения.
"В случае успешной реализации в будущих проектах эти технические решения способны существенно повысить боевой потенциал истребительной авиации", - подчеркивает Николай Никитин.
Среди технических решений, которые требуют получения экспериментального подтверждения – способность истребителя выполнять крейсерский полет на сверхзвуковой скорости, управление полетом на закритических углах атаки за счет совместного отклонения аэродинамических поверхностей и вектора тяги двигателей, снижение заметности самолета в тепловом, радиолокационном и визуальном диапазонах.
Принципиально новые подходы к формированию информационного поля истребителя, системы управления вооружением и кабины экипажа также требуют серьезной экспериментальной отработки.
В программе создания "1.44" принимают участие ведущие российские разработчики авиационной техники – в первую очередь двигателестроительная компания "Люлька-Сатурн" (Генеральный конструктор – Виктор Михайлович Чепкин), успешно создавшая двигатель пятого поколения Ал-41, МНПО "Авионика" (Генеральный директор — Вячеслав Мефодьевич Петров), разработавшая уникальную электродистанционную систему управления самолетом; МПО "Родина" (Генеральный конструктор – Борис Васильевич Белевитин) разработавшая и освоившая производство принципиально новых силовых приводов поверхностей управления самолетом.
РСК "МиГ" – крупнейшая в России самолетостроительная компания, объединившая в себе профильные организации, обеспечивающие все элементы жизненного цикла производимых летательных аппаратов – от разработки концепции, эскизного и рабочего проектирования до маркетинга, серийного производства и технической поддержки в процессе эксплуатации.
В число основных оборонных программ РСК "МиГ" входят работы по модернизации существующих военных самолетов МиГ-29, МиГ-31 и МиГ-21, особое место в которых занимает многоступенчатая программа совершенствования семейства МиГ-29. Предполагается, что боевые самолеты МиГ-29, модернизированные до стандартов "МиГ-29СМТ" и "МиГ-29СМТ-2", работы над которыми идут сейчас на РСК "МиГ", смогут полностью удовлетворять потребностям как российских ВВС и ПВО, так и иностранных заказчиков на протяжении ближайших 10-15 лет. При этом каждый заказчик сможет получить самолеты, оптимизированные именно под его конкретные требования – от минималистских, базовых, относительно недорогих вариантов с узким кругом решаемых задач, до оснащенных самым совершенным оборудованием и вооружением, и следовательно весьма дорогих, многофункциональных истребителей МиГ-29 поколения "4 плюс", в том числе и корабельного базирования.
Среди других стратегических направлений деятельности РСК "МиГ" - программа создания учебно-тренировочного самолета нового поколения МиГ-АТ, широкомасштабная конверсионная программа развертывания серийного производство 100-местного магистрального пассажирского лайнера Ту-334 и проект многоцелевого легкого самолета МиГ-110.
Сегодня РСК "МиГ" обладает современной проектно-конструкторской и опытно-экспериментальной базой (сконцентрированной вокруг инженерного центра "ОКБ им. А.И.Микояна"), хорошо оснащенными производственными мощностями на заводах в Москве, Луховицах и Калязине, эффективными финансовыми и маркетинговыми структурами, а также развитой глобальной системой технической поддержки своей продукции. На предприятиях РСК "МиГ" трудятся более 13 тысяч высококвалифицированных сотрудников различных специальностей.