"Залатанные" крылья
Источник: Независимая газета
Авиационная история Старой Руссы началась в середине 30-х гг., когда на окраине старинного города стали строить авиаремонтные мастерские. В апреле 1940-го директивой Генштаба ВС СССР их выделили в самостоятельное предприятие, так что в этом году на крупнейшем в России авиаремонтном предприятии ВВС - 123-м авиационном ремонтном заводе (АРЗ) юбилей.
За шесть десятков лет своего существования чего только не ремонтировали на заводе! Сегодня завод занимается в основном ремонтом самолетов и двигателей военно-транспортной авиации. В последние же годы речь идет об Ан-12 и Ил-76.
В этом году 123-й АРЗ первым в России получил сертификат соответствия системы качества (она была презентована на авиасалоне МАКС-99) по ремонту авиатехники государственной авиации. Успешно прошел и независимый аудит качества, и теперь завод имеет определенное преимущество перед конкурентами, что немаловажно, если учесть, что рынок авиаремонта весьма узок.
Что касается конкуренции, то становится она, по словам начальника завода полковника Андрея Сахарова, более здоровой, медленно, но уверенно преодолевая рецидивы старой болезни - попыток выиграть заказ не за счет качества и цены ремонта, а благодаря административным связям.
Несколько лет назад АО "Рыбинские моторы" начали очередную акцию под девизом "тянем одеяло на себя", пытаясь сконцентрировать на своих площадях ремонт всех двигателей к Ил-76. Параллельно "Рыбинские моторы" как завод-изготовитель на порядок подняли цены на запчасти к двигателям, а в довершение ко всему стали распространять ложную информацию о плохом качестве ремонта авиатехники своими главными конкурентами - рушанами.
Старорусские авиаремонтники потребовали сатисфакции в судебной инстанции по двум статьям: о недобросовестной конкуренции и о монопольно высокой цене на запчасти. Как ни странно (суд был в Ярославле) - оба "дела" выиграли. И рыбинские коллеги вынуждены были снизить цены на запчасти до реальных.
В прошлом году начальник завода решился подать в суд на Министерство обороны, которое "забывало" расплачиваться за госзаказ. После того как в январе 1988 г. министерство перечислило заводу в первом квартале всего лишь полтора десятка млн. руб. из стомиллионного долга, а затем до декабря не заплатило ни копейки, заводчане нашли в первопрестольной солидную юридическую контору и начали тяжбу. Привлекли "тяжелую артиллерию" - губернатора Новгородской области Михаила Прусака и все равно не смогли пробить брешь в "железобетонной" обороне министерства.
Потом юристы выяснили, что если подключить судебных приставов, Минобороны может "влететь" не только на 114 млн. руб. долга, но и на приличный штраф. Тогдашний председатель комитета по безопасности Госдумы РФ Виктор Илюхин четко и внятно объяснил это в письме на имя министра обороны, и уже через неделю деньги были перечислены.
У старорусского завода ряд преимуществ перед конкурентами. Во-первых, проведение комплексного ремонта - самолета и двигателей. Во-вторых, это единственный из авиаремонтных военных и гражданских заводов, который имеет свою взлетно-посадочную полосу.
Через 2-3 месяца, надеются на заводе, аэродром этот будет внесен в реестр аэродромов гражданской авиации. То есть его можно будет использовать в гражданских целях.
С прошлого года заводчане начали работу над "иностранной техникой", то есть уже отремонтировали два Ил-78 (заправщик истребителей на базе Ил-76) для Алжира. Сегодня прорабатывается контракт на ремонт нескольких Ил-76 и Ил-78 для Индии. Таможенный и пограничный контроль проходится прямо в Старой Руссе - соответствующие ведомства пошли навстречу.
В общем, у завода хорошие виды на будущее, причем от этих перспектив зависят не только заводчане. Бюджет Старорусского района на 60-70% обеспечивается налоговыми поступлениями от 123-го АРЗа. Только в прошлом году авиаремонтники перечислили району 32 млн. руб. "живыми" деньгами - это чуть ли не полностью доходная часть бюджета района.