Вооружение: сегодня и завтра
Записал Владимир ДЕРНОВОЙ.
Для того, чтобы Российская армия соответствовала требованиям ХХI века, она должна быть оснащена современным вооружением и военной техникой (ВВТ). Необходимость этого со всей очевидностью продемонстрировала и контртеррористическая операция на Северном Кавказе. Как сегодня оцениваются состояние и перспективы развития ВВТ, какое положение складывается с государственным оборонным заказом - эти и некоторые другие вопросы стали предметом обсуждения на встрече журналистов «Красной звезды» с начальником вооружения ВС РФ генерал-полковником Анатолием СИТНОВЫМ.
Выступая перед журналистами, Анатолий Петрович отметил, что прошедшее десятилетие было исключительно трудным для Вооруженных Сил и оборонно- промышленного комплекса России. Вместе с тем это десятилетие показало и другое: высокую самоотверженность наших воинов и жизнестойкость нашей «оборонки», ее ведущих научных и производственных коллективов. Это позволило за счет максимальной концентрации выделяемых ресурсов на ключевых направлениях сохранить независимость России в области разработки и производства основных видов вооружений, создать конструкторско-технологический задел для технического переоснащения Вооруженных Сил и тем самым обеспечить обороноспособность страны в обозримой исторической перспективе.
Сегодня идет оптимизация боевого и численного состава Вооруженных Сил, их структурная перестройка, выработка таких организационных форм, которые бы позволили максимально задействовать и развивать имеющийся потенциал группировок войск (сил). При этом решается основная задача - переход от количественных показателей к качественным. В первую очередь - на основе наращивания информационной базы, совершенствования систем разведки, управления войсками и оружием. От уровня информационного обеспечения войск (сил) напрямую зависит эффективность выполнения ими поставленных задач, в том числе действенность всей системы ядерного сдерживания.
Безусловно, хроническое недофинансирование, экономический кризис, коснувшийся в первую очередь оборонно-промышленного комплекса, сказались на уровне технического оснащения наших Вооруженных Сил и развитии ВВТ.
В области новых разработок ВВТ по некоторым параметрам мы отстаем на 5-7 лет от лучших мировых образцов. Тем не менее по мобильным стратегическим ракетам «Тополь» и «Тополь-М», по танкам, бронетранспортерам, боевым машинам пехоты, реактивным системам залпового огня и самоходной артиллерии Россия продолжает лидировать. А по техническому уровню морской составляющей стратегических ядерных сил с США у нас сохраняется паритет. По стрелковому оружию также не отстаем.
По действующей ныне Программе вооружения на 1996-2005 гг. планировалось не только на 80 процентов поменять устаревшие ВВТ, но и изменить их типаж. Однако за прошедшие годы Программа вооружения была профинансирована менее чем на четверть, что привело к серьезному отставанию в развитии ВВТ и техническом оснащении ВС по всем направлениям. Поэтому в прошлом году в правительство была представлена новая Концепция развития вооружения до 2015 г., и сейчас разрабатывается Программа вооружения на 2001-2010 гг. В них ставится задача наполовину обновить штатные ВВТ, а ныне действующие образцы модернизировать до уровня образцов поколения 4, 4+. При этом отдельные образцы штатных ВВТ по своим характеристикам будут доведены до уровня образцов 5-го поколения.
Выполнение этих задач является жизненно необходимым для наших Вооруженных Сил. И вот почему. В начале 90-х годов наша армия по технической надежности систем вооружения обладала десятилетним запасом «прочности». Теперь этот запас «съеден». Например, в Ракетных войсках стратегического назначения основные сроки эксплуатации ракетных комплексов заканчиваются в 2003 г. Проводимые работы позволят их продлить до 2007 г., а по отдельным образцам - до 2008 г. По морской стратегической составляющей срок эксплуатации систем может быть увеличен до 2012 года.
Одновременно большие работы ведутся в области создания средств индивидуальной защиты воина. Как подтвердили боевые действия на Северном Кавказе, использование бронежилетов, защищающих жизненно важные органы человека, позволяет сократить потери личного состава примерно в 2,5 раза. Однако бронежилеты не защищают от поражения конечности и голову. Для комплексного решения этой проблемы у нас созданы современные средства индивидуальной броневой защиты, среди которых особо можно выделить комплект «Пермячка». Он делается из сверхпрочного нового материала - терлона и включает шлем, бронежилеты различной степени защиты до категории 3 (от винтовочного патрона), различные навески и разгрузочный бронежилет. Прошедшие испытания подтвердили его высокие характеристики.
Высоких оценок удостоен и отечественный индивидуальный паек, который завоевал первое место среди армейских комплектов питания западных стран. В него включен сублимированный продукт, обеспечивающий высокую калорийность при малом объеме.
Обновляется и стрелковое оружие. Уже поступает на вооружение новый автомат «Абакан». В перспективе основным оружием Российской армии станет автомат с полностью сбалансированной автоматикой, которая позволяет вести прицельный огонь из неустойчивых положений.
Практически готовы новые БТР, БМП и САУ.
Продолжается модернизация реактивных систем залпового огня: «Град» теперь стреляет на дальность 40 км, «Ураган» - на 50 км, «Смерч» будет вести огонь до 120 км. Следующий шаг - создание для них новых систем управления, прицеливания и самонаводящихся высокоточных боеприпасов.
Шла речь и о космической группировке. Здесь есть свои проблемы. 80 процентов летающих космических аппаратов эксплуатируются за пределами ресурса технической надежности. Для их замены необходимо создать и запустить в космос еще столько же новых космических аппаратов, что в принципе экономически сейчас невозможно. Поэтому базовое направление – переход на малые спутники и на платформы со сроками эксплуатации от 8 до 12 лет.
Не так давно российский ВМФ пополнил тяжелый атомный крейсер «Петр Великий» водоизмещением 26 тыс. тонн, на вооружении которого находится 24 противокорабельные ракеты «Гранит». Его называют убийцей авианосцев. Таких кораблей нет ни у одной страны мира. В целом же приоритет сейчас отдается малотоннажному флоту, кораблям водоизмещением не более 5.000 тонн.
Наша стратегическая авиация продолжает базироваться на Ту-160, Ту-95МС. Это хорошие и надежные самолеты. Основная задача - приспособить их для применения обычного вооружения, нарастить информационный канал для обеспечения возможности использования различных средств разведки в едином реальном масштабе времени. Для этого создаются бортовые информационно-управляющие системы на основе магистрально-модульных вычислительных машин, которые строятся по единому принципу. За последние годы мы приблизились к лучшим мировым аналогам таких систем.
Коль скоро речь зашла о компьютерных технологиях, необходимо отметить, что в России в этой области наработано математическое обеспечение очень высокого уровня. Создаваемые за рубежом многопроцессорные суперкомпьютеры не способны реализовать свой потенциал без распараллеливания работы процессоров. Россия же владеет такой математикой, которая позволяет увязать такие многопроцессорные системы в единую (материал на эту тему читайте на 4-й стр. «Российским математикам есть чем гордиться». - Прим. ред.).
Создание и внедрение супервысоких компьютерных технологий в военное дело - исключительно важное направление развития ВВТ. Именно на этой основе Соединенные Штаты идут на технологический отрыв не только от России. Они поставили задачу обеспечить с помощью супервысоких технологий отрыв от Европы и всего остального мира.
В США уже есть так называемая терафлопная ЭВМ с быстродействием порядка 1х1012 операций в секунду и к концу этого года планируется создание машины с быстродействием 3,7 терафлопа. К 2010 г. американские специалисты планируют довести ее быстродействие до 10 и, может быть, до 100 терафлопов. Это свидетельствует о том, что новейшие компьютерные и другие, пока что нетрадиционные технологии будут играть ключевую роль в обеспечении национальной безопасности развитых государств и что мир стоит на пороге нового поколения войн - информационных.
Россия создать процессор, соизмеримый с последним интеловским, пока не в состоянии. Нужны аналогичные затраты, на что государство пойти не может. Поэтому, по словам Анатолия Ситнова, в целях сокращения технологического отставания России в области микроэлектроники в условиях ограниченного финансирования мы пошли путем комплексной оптимизации совокупности «микропроцессор - ЭВМ - программное обеспечение». Благодаря этому были созданы отечественные вычислительные и управляющие системы, сопоставимые по своим основным ТТХ с лучшими зарубежными аналогами.
Создание таких систем дало возможность, например, ОКБ «Русская авионика», вокруг которого сломано уже столько копий, модернизировать бортовое радиоэлектронное оборудование самолета МиГ-29. При этом вес оборудования кабины уменьшился на 630 кг, что позволило установить на самолете дополнительный топливный бак. Локатор этой боевой машины теперь работает не только в традиционном варианте «воздух - воздух», но и в варианте «воздух - поверхность» в режиме радиокартографии. В результате МиГ-29, который ранее мог находиться в воздухе не более часа, сегодня может барражировать в районе боевых действий 4,5 часа, при этом сражаться в воздухе и поражать цели на земле. Подобный принцип многофункциональности реализуется и за рубежом.
В целом перевод на новую элементную базу позволяет вооружению 4-го поколения - самолетов МиГ-29, Су-27, Су-30 перейти в поколение 4+. Перед нами стоит и более ответственная по своей важности задача - создание легкого многофункционального самолета 5-го поколения морского и сухопутного базирования - воздушного бойца, способного работать по земле. Если это сделано не будет, Россия потеряет международный рынок.
Оснащение Российской армии новым ВВТ, как подчеркнул генерал-полковник Ситнов, во многом зависит от объема и уровня выполнения государственного оборонного заказа. В прошлом году он был профинансирован на 80 процентов по НИОКР и закупкам ВВТ. Вселяет надежду то, что Президент РФ дал указание в этом году с «оборонкой» рассчитаться полностью.
В ходе встречи начальник вооружения ВС РФ ответил на вопросы журналистов.
www.redstar.ru