Интересное письмо получил. От тов. Ball. Привожу часть:
Запуск двигательной установки (ДУ) крупной ракеты - вещь весьма сложная и ответственная. В конференции обсуждалось значение отдельных команд, а вообще запуск выглядит примерно как описано ниже.
К запуску ДУ приступают в последнюю очередь, после того, как ракета установлена на старте, заправлена всеми компонентами топлива и сжатых газов, после того как выверена вертикаль и запущены гироскопы, после того, как космонавты заняли свои места, а расчет ушел в укрытия. И после того, как прошли все тесты по всем параметрам. Если нет, запуск отменяют, компонентов сливают обратно в хранилища и подготовка ракеты начинается по сути заново (вспомним запуск Бурана). Запуск ДУ быстротечен, и еще с самых первых баллистических, включая V-2, автоматизирован. Со времен семёрки, а даже и еще раньше сложилась технология запуска и система команд, довольно устойчивые во времени.
К запуску ДУ непосредственно приступают после команды
Ключ на старт
Ну, это все видели. Поворотом специального ключа включают автоматику запуска. После этой команды почти все делается автоматически, расчет следит за прохождением команд и при необходимости может отменить запуск. По этой команде включается система единного времени для стартовой площадки, измерительных пунктов, в ЦУПе и на борту. Ноль - отрыв ракеты от старта. Обратный отсчет придумал в далекиe тридцатые годы кинорежиссер Фриц Ланге для фильма "Женщина на Луне".
После включения автоматики следует записать параметры изделия. Это делается по команде
Протяжка 1
В первые годы шлейф-осцилографы, потом магнитофоны, а сегодня - не знаю что (винты наверное) включаются на несколько секунд и пишут площадку. Регистрируются несколько сот параметров.
Продувка
Топливные магистрали ДУ продуваются инертным газом. Делают это всегда, на любых двигателях, иногда по несколько раз или непрерывно. Цель - избежать реакции окислителя и горючего с воздухом и влаги.
Дренаж
Иногда слышал "ключ на дренаж". Закрывают клапаны дренажа. Дело в том, что баки ракеты включены в систему термостатирования и сообщаются с атмосферой через дренажные клапаны. Через них сбрасывают избыток давления компонентов, а изпарившееся количество восстанавливается подпиткой. В случае криогенных компонентов прохождение команды видно простым глазом: ракета перестает парить.
Наддув
всех баков, иногда перечисляют - центрального блока, боковых блоков. В уже герметически закрытых баков подается сжатый газ для наддува до некоторого давления - часто больше одной атмосферы. В результате баки (и ракета) становятся жёстче, не будут сминатся в процессе опорожнения, и главное - создается давление на входе в турбонасосные агрегаты (ТНА). ТНА - сложный агрегат, сложнее, чем собственно РД. Обладает дикой производительности - например в рокетдайновском движке SSME для Space Shuttle суммарный расход компонентов - с полтонны в секунду, водородный ТНА при массе 345 kg развивает 56 MW мощности. Насос - трехступенчатый, снабжен турбопреднасосом для обеспечения бескавитационной работы. На входе агрегатины - 2 атмосферы при 20 К, на выходе - 485 атмосферы. Расход водорода - 67 kg/s. Для кислородного ТНА - 7 атмосфер, 90 К на входе, 200 атмосфер на выходе при 400 kg/s.
Пуск
По этой команде запускают ТНА всех двигателей. Сначала раскручивают роторы, потом запускают газогенераторы турбин. Компоненты под давлением заполняют магистрали до разривных мембран. Насосы не прокачивают, а только перемешивают компоненты. Обороты ТНА - минимальные. ДУ не может пребывать в таком положение длительное время - последует либо вывод на режим, либо отмена запуска.
Протяжка 2
То же, что и протяжка 1. Проверка важнейших параметров в реальном времени, принятие решения на запуск ракеты.
Земля-борт
Или другая подобная - все коммуникации с землей прерываются, отводится кабель-мачта и заправочная мачта. Подпитка баков с криогенными компонентами прекарщается, бортовые источники питания работают.
Зажигание
В камерах сгорания подается пусковое топливо и воспламеняется. Разрывные мембраны на магистралях вскрываются. Если топливная пара самовоспламеняющаяся, зажигание присходит само собой, без пускового топлива.
Предварительная
ТНА увеличивает обороты и в камеры поступает и основное топливо. Идет быстрый прогрев камер. Пламя двигателей начинает проступать через облако дыма и пыли.
Промежуточная
Часто не фиксируется. Тяга на уровне 20...40% от номинала.
Главная
ДУ развивает полную тягу. Ракета отрывается от стартового устройства. У семёрок при этом быстро расходятся в сторону поддерживающие фермы пускового устройства. Ракета уже в полете.
Ноль на отсчете времени. Дальше следует пословичное: ...секунд полета. Давление в камерах сгорания нормальное. Меньше чем через 10 минут полезная нагрузка будет на орбите.
[Edited by varban (21-06-2000 at 12:58).]