Источник: 19.08.00 Время MN
В правительстве проведено совещание, посвященное выживанию гражданской
авиации. В ближайшее время планируется потратить 4,1 млрд. бюджетных
рублей на создание жизненно важной для отечественных авиаперевозчиков
системы кредитования лизинговых сделок. Лизинг, предполагающий аренду
авиакомпаниями самолетов на условиях возврата их хозяевам денег в течение
определенного срока, пока в России практически не работал. Немногие
авиакомпании могут позволить себе брать в лизинг самолеты под 40% годовых
при сроке погашения всего 5 – 8 лет. Государство теперь обещает создать
систему кредитования лизинга на вполне приемлемых условиях – не более 10%
годовых при сроке погашения 8 – 10 лет. Это весьма актуально на фоне
повышения цен на новые самолеты Ту – 204, Ил – 114, Ил – 96, подорожавшие с
августа 1998 года более чем в четыре раза. Реально ситуация изменится не
раньше, чем будет принят закон о лизинге, находящийся сейчас лишь на стадии
ведомственной проработки. Согласно последнему, наряду с долгосрочным
кредитованием авиакомпаниям, берущим авиационную технику в лизинг, будет
предоставляться целый ряд льгот: освобождение от налогов на прибыль, на
имущество. Помощник президента России по авиации Евгений Шапошников
считает, что государственная лизинговая компания непременно должна быть
одной из структур Росавиакосмоса, «поскольку здесь сосредоточена вся
авиационная промышленность». Министр промышленности науки и технологий
Александр Дондуков недавно заявил, что поскольку в России пока нет
оснований для скачкообразного перехода на авиационную технику нового
поколения, то «путь модернизации на ближайшие 10 лет является очень
правильным». В то же время, в конце августа ожидается утверждение
«Федеральной программы развития гражданской авиации на период 2001 – 2015
гг.». Она разбита на два неравнозначных этапа. На первом (с 2001 по 2005 год)
при затратах в 58 млрд. руб. намечается окончание доработки и сертификация
самолетов Ил – 96М, Ту – 334, вертолетов Ми – 38, К – 62 и других воздушных
судов, создание которых не было завершено из-за недофинансирования
аналогичной программы на период до 2000 года. На втором этапе (2006 – 2015
гг.), реализация которого потребует уже затрат в размере 126 млрд. руб.,
предусматривается создание новой авиационной техники, конкурентной с
разрабатываемыми в XXI веке за рубежом образцами. При этом правительство
берется профинансировать программу лишь в объеме 30%, все остальное
предполагается добыть из внебюджетных источников. С учетом
государственных нужд и экспорта российская промышленность должна за
предстоящие полтора десятилетия построить от 2500 до 5000 воздушных судов.
Насколько это реально, пока судить рано. Но уже сейчас очевидно, что без
налаживания эффективной лизинговой системы, являющейся ключом к
обновлению воздушного флота, последний скоро будет существовать лишь на
бумаге.