2mol_alex
Народ ну вы блин даете, да система МАКС не идеал, но по крайний мере у неё есть технический задел для развития.
Что мы даем? Нам как раз хочется, чтобы
отечественный пилотируемый траспортник
летал и возил людей на МКС и/или буде
куда еще, а не превратился в маниловский
прожект.
Ты пойми, что наша страна сейчас не в том
состоянии, чтобы реально выполнить настолько
новаторский проект как МАКС, он нам не по
карману в силу огромных затрат на НИОКР- тут
уже внятно написали, что из заложенного в проект
нужно сделать и отработать фактически заново,
т.е. что не летало НИКОГДА ни в каком виде.
А летать-то на орбиту люди будут, потребность
в этом есть (как ни крути а МКС строится) и
очень реальная и будет реальной судя по всему
только за счет одной МКС еще лет 20, не меньше.
Технический задел по выводу КА с помощью
РН у нас гораздо больший кстати, нежели
чем многоразовыми НОСИТЕЛЯМИ. Многоразовый же
пилотируемый корабль - скорее всего даже
выгодная вещь, если не перегибать палку с ее
навороченностью.
И никакого ущерба национальному престижу
от реально работающей транспотрной системы,
но не слишком амбициозной, не будет, скорее
напротив.
Я просто перечислю страны и сумму которую они вложили в проект МАКС.
Это каким образом СТРАНЫ такие как
Германия и Франция вложили средства в МАКС?
Частные инвесторы - я еще пойму, но СТРАНЫ-
что тут не так. Что, есть межнацинональный
консорциум? И эти 700 лимонов от РФ какая
организация внесла?
Очень мне кажется, что это именно уставной
капитал, т.е. цифра по сути декларативная.
Для тех кто никогда фирм своих не делал
покажется диким, но это так - можно заявить
почти любой уст. капитал, потом его не вносить
годами или внести скажем "интеллектуальной
собственностью", в данном случае хоть чертежами
Бурана - лишь бы нашлась комиссия которая их
нужным образом оценила.
А 2 млрд "зеленых" - это простите на
разработку нового КК Союз на 5 человек
хватит почти за нефиг делать.
Это лучше всего говорит в каком состоянии их системы.
Уставной капитал ни о чем не говорит,
мне приходилось видеть фирмы-однодневки с капиталом в миллионы бакс.
Да многие проекты задумывались как легкий корабль для доставки и возвращения грузов или людей. Но почему-то они разрастались до приличных весовых категорий.
Видимо от того, что хочется и рыбку съесть
и все остальное. Хочется и заменить PH и
сделать вдобавок заменитель пилотируемым
и возвращаемым, т.е. запрячь в одну повозку
сами знаете что.
Штатовци делают системе спасения, Х-37 весит мало, доставляется в «Шатле» садится самостоятельно на парашюте.
Ясен перец, что в США его на Шаттле будут
возить, не на чем больше. А почему нам похожее
не возить на Зените или Протоне, все дешевле
вышло бы нет?
Народ МАКС надо доводить, использовать ту базу и те наработки что уже есть.
Кому - надо? И для чего надо? За чей счет?
Есть реальная отрганизационая и техническая
потребность в доставке грузов НА орбиту.
Возвращать уже 20 лет как можно а нечего и
пока не предвидится. Есть только КОГО назад.
Если Молния хочет делать многоразовик, то
единственно реалистичная ниша для него выглядит
как малоразмерный пассажирский аппарат.
Космический грузовик таксакющий 2/3 балласта -чересчур по-моему круто.
Теперь о наработках. Финансового расчета
я так и не увидел -все очень декларативно
и с явным допущением, что технически все
пройдет гладко. Мол, у американцев все дорожает,
потому как трудности есть, а у нас дешево,
потому как все ништяк и уже сделано. Давайте
посмотрим, что реально сделано а что нужно
делать.
Итак, список по технологическому заделу с
Космический корабль Буран:
Высокая степень реализуемости МАКС обеспечивается научно-техническим заделом:
- для разработки МАКС создана кооперация из предприятий авиационной и космической отраслей, ранее участвовавших в создании элементов системы "Энергия-Буран";
Как известно за последние 12 лет этой
кооперации пришел не то чтобы трындец,
а полный конец. Достаточно посмотреть,
чем занят ангар с недостроенными Буранами.
Ушли сотни и тысячи специалистов, и они
уже никогда не вернутся. О кооперации
с подрядчикми из стран СНГ и говорить
не хочется а сколько их было?
- создан и испытан летный образец самолета Ан-225 "Мрия";
Да создан, но до конца не испытан, сейчас
находится в нелетном состоянии (уже
несколько лет), его ресурс в значительной
степени выработан. Есть еще одно обстоятельство -
самолет не принадлежит НПО Молния и вообще
почти иностранный.
- разработан эскизный проект по МАКС и ряд дополнений к нему;
Что правда, то правда. Эскизный проект есть.
Кто знает, что такое эскизный проетк, тот поймет
как далеко это хотя бы от начала атмосферных
испытаний. Об этом чуть подробнее ниже.
- глубоко проработаны варианты применения системы и оценена ее эффективность;
Всякий смыслящий в бухгалтерии в этой
проработке находит достаточно мест под очень
блоьшим вопросом. В частности я не нашел
запаса на "непредвиденные расходы
в связи возникшими техническими трудностями".
Одного этого уже более чем достаточно.
- проведена предварительная конструктивная проработка основных элементов конструкции орбитального самолета и внешнего топливного бака;
Ага, еще мол один пункт. Он же и так однознчно
вытекает из наличия эскизного проекта. Справка
для неинженеров:
quote:
Эскизный проект (ГОСТ 2119-73) - совокупность конструкторских документов,
которые должны содержать принципиальные
конструктивные решения, дающие общее
представление об устройстве и принципе работы
изделия, а также данные, определяющие назначение,
основные параметры и габаритные размеры
разрабатываемого изделия.
- При разработке ЭП необходимо:
выполнить конструктивную проработку нескольких
вариантов изделия в достаточном объеме для
анализа и сопоставления;
- изготовить и испытать пробные образцы;
- оценить изделие на соответствие оказателям
стандартизации и унификации, требованиям
эргономики и технической эстетики,
требованиям технической безопасности;
- проработать основные вопросы технологии и
оценить технологичность изделия.
- ЭП включает в себя пояснительную записку +
чертеж общего вида.
- существует большой конструкторский задел по двигательным установкам орбитального самолета, натурный макет маршевой установки демонстрировался на международных выставках ("Авиадвигатель-92");
Демонстрация макета - конечно существенный
задел.
Летал ли этот двигатель хоть раз?
И вообще хоть огневые испытания были?
- изготовлены натурные макеты наиболее важных составных частей орбитального самолета и заканчивается изготовление конструктивно-подобного макета внешнего топливного бака;
См. ссылку про эскизный проект - макеты
просто необходимы по требованиям ГОСТ.
И как известно наличие макета ничего
не доказывает, это лишь объемная
иллюстрация к ЭП.
- создана уникальная экспериментальная база, использовавшаяся для обеспечения разработки ОК "Буран" и ракеты-носителя "Энергия", которая будет использована при создании системы МАКС;
Возникает вопрос - а в каком она состоянии
сейчас? Ответы частично есть на самом сайте,
и ответы неутешительные.
- в конструкции орбитального самолета используется задел по ОК "Буран";
Резонно его использовать раз есть. А вот
насчет удачности общей компоновочной
схемы Шаттлов-Бурана:
quote:
...несмотря на больший полезный объем
конфигурации Спирали , было принято решение
выполнять Буран по конфигурации, подобной
конфигурации Шаттла .
из интервью Г.Е. Лозино-Лозинского на том
же сайте.
Вопрос так сказать в сторону - почему не
использовать наконец компоновку Спирали в
МАКС? Ведь борьба за экономическую отдачу
идет.
- создана криогенная база на космодроме Байконур;
Это уже просто вне логики. Одним из основных
достоинств МАКС подается его независимостть
от космодромов и возможность работы
с любого аэродрома (что очевидно нереально).
- имеется комплекс средств обучения экипажей;
Имеется, но скептик типа меня возразит, что
степень подготовки экипажей с ее помощью
на деле проверена в ПОЛНОМ объеме не была.
А комплекс подготовки экипажей например Союза
имеет проверенную историю в несколько
десятилетий.
- имеются положительные заключения головных институтов авиационной промышленности на эскизный проект МАКС (ЦАГИ, ГосНИИАС, НИИАТ, ВИАМ, НИИЭПУ).
Это конечно да. Но еще раз - это Эскизный проект,
ни меньше но и не больше.
Критиковать все мастера но лучшего никто не сделал.
МАКС не сделан!!! Во всяком случае еще.
А лучшее для нашей страны сейчас и в ближашем
будущем - надежно и эффективно с точки
зрения стоимости работающее.
Кстати тебе уже варианта три или четыре привели
более реальных к воплощению.
Насчет экономичности на сайте МАКСа приводится таблица расчетов. Тут кроме слов я невежу других данных.
Таблицы РАСЧЕТОВ я там не видел, есть таблица
сравнения ЛТХ и ценовых хар-к, заявленных в
эскизном проекте. Нет даже разделения в долях,
сколько затрат на НИОКР, сколько на
летные испытания, сколько на производство.
Какие уж тут расчеты....
PS: Это уже ко всем - мне все больше кажется,
что МАКС это что-то типа недавнего проекта
скростной ж/д магистрали. Т.е он нужен и сделать
его в принципе можно, и конотора были даже
конструторская документация, а дороги -не будет.
[Редактировалось vmalukh (02-10-2000 в 15:13).]