ВТОРОЕ ДЫХАНИЕ "МИРАЖЕЙ"
"Рособоронэкспорт" продвигает на рынок новую версию старого истребителя
Игорь Коротченко
ФГУП "Рособоронэкспорт" совместно с южноафриканской компанией "Марвотех Лимитед" представили на МАКС-2001 продукт международной кооперации авиационной промышленности: российский двигатель СМР-95 и российскую ракету ближнего боя типа "воздух-воздух" Р-73Э в составе авиационного комплекса "Мираж F1". В результате использования существующих отечественных технологий этот самолет 2-го поколения вплотную приблизился по своей боевой эффективности в ближнем бою к машинам 4-го поколения.
Серийный двигатель РД-33, который явился прототипом для нового двигателя, эксплуатируется в ВВС 22 стран мира, серийно выпускается ММПО им. Чернышева в Москве и Омским производственным объединением (ОмПО) им. Баранова.
В начале 90-х годов по инициативе южноафриканской компании "Марвол" был создан российско-южноафриканский консорциум, в который вошли ОКБ им. Климова, ОКБ "ЭГА", ОмПО им. Баранова и фирма "Марвол Менеджмент" (ЮАР). Этим консорциумом был создан двигатель СМР-95 и две коробки самолетных агрегатов соответственно для самолетов "Мираж F1" и "Мираж III", а также проведены их ресурсные испытания.
В процессе работ было выпущено 12 двигателей СМР-95, 8 коробок самолетных агрегатов и 5 комплектов агрегатов. Полностью выполнена программа испытательных полетов. Получены все параметры по ТУ заказчика со значительным запасом.
В результате установки нового двигателя заметно улучшены ТТХ самолета. В частности, уменьшено время разгона и набора высоты.
Была выпущена конструкторская и технологическая документация, изготовлены следующие агрегаты:
- новый хвостовой обтекатель;
- новый канальный кольцевой воздушный теплообменник;
- канальная проставка между существующим каналом и новым двигателем;
- новая панель с управляемой створкой турбостартера;
- гидроцилиндры конуса воздухозаборника и створки турбостартера;
- телескопическое соединение и фильтр КСА для топливной системы;
- средства наземного обслуживания: монтажно-транспортировочная тележка для установки двигателя, устройство подъема двигателя при установке.
Вместо генераторов воздушного охлаждения мощностью 15 кВА были установлены два генератора типа ПГЛ-40 суммарной мощностью до 80 кВА. Новая энергетика с более чем двухкратным увеличением мощности открывает возможности для дальнейшей модернизации.
Южноафриканская фирма "Аэросуд", получившая заказ на доработку фюзеляжа для установки нового двигателя, работала в кооперации с компанией "Марвол", обеспечившей участие в проекте российских специалистов. Были совместно доработаны:
- хвостовая часть фюзеляжа;
- нижняя панель фюзеляжа;
- организован новый узел крепления двигателя;
- доработаны полуконусы воздухозаборника;
- доработаны топливная, гидравлическая, кислородная системы;
- электросхемы управления двигателем и топливной системой;
- установлена контрольно-записывающая аппаратура.
Сегодня назначенный ресурс двигателя составляет 2000 часов, а межремонтный - 1000.
Специалисты ГосМКБ "Вымпел" впервые в истории военно-технического сотрудничества с зарубежными странами выполнили работы по интеграции ракеты высокоманевренного воздушного боя класса "воздух-воздух" Р-73Э в состав вооружения самолета типа "Мираж F1". Ее характеристики таковы, что могут обеспечить превосходство в воздухе даже в бою с более маневренным противником. Разработана универсальная модель адаптации Р-73Э к любому типу самолета - практически без доработки бортовых систем. Для реализации данной концепции разработан переходной пилон-адаптер, обеспечивающий механическую стыковку и преобразование сигналов целеуказания.
На самолете также установлена система нашлемного целеуказания (НСЦ) "Щель-3М".
Модернизированный "Мираж", вооруженный ракетами Р-73Э и оснащенный НСЦ, в ближнем бою может свести на нет преимущества самолета 4-го поколения. Реальные пуски ракет, выполненные летчиками ВВС ЮАР, подтвердили значительное увеличение боевого потенциала истребителя "Мираж F1".