[28 Apr 2000] /ПРАЙМ-ТАСС/ Экспериментальный истребитель, известный на
Западе как проект "1.42" и изготовленный на Российской самолетостроительной
корпорации (РСК) "МиГ", совершил второй 22-минутный испытательный полет. Об
этом сообщил ПРАЙМ-ТАСС генеральный директор РСК Николай Никитин.
По его словам, в полете был проверен ряд самолетных и двигательных систем. В
отличие от первого полета на истребителе выпускалось и убиралось шасси.
Этот истребитель предназначен для отработки технологий, необходимых для
создания истребителей 5-го поколения, заявил Н. Никитин. Его разработка
началась в начале 80-х годов в рамках программы создания советского
истребителя пятого поколения, призванного в 90-е годы заменить парк
фронтовых истребителей МиГ-29 и Су-27. Однако в связи с изменением советской
военной доктрины финансирование программы было практически прекращено, и
работы по ней велись ОКБ им. А.И. Микояна (ныне структурное подразделение
РСК "МиГ").
Концепция и технический облик нового истребителя строились на основе
действующей в советское время военной доктрины, отражающей геополитические
реалии холодной войны и глобального противостояния супердержав.
Предполагалось, что новый истребитель будет способен эффективно действовать
против нового поколения американских тактических самолетов F-117, F- 22, F-23,
стратегических бомбардировщиков В-1 и B-2, новых крылатых ракет и других
потенциальных целей тактического и стратегического назначения.
Несмотря на то, что "1.42" не может стать прототипом нового истребителя для
ВВС и ПВО России, проект является чрезвычайно важным для дальнейшего
развития отечественной авиации. В первую очередь это связано с тем, что в "1.42"
использован целый ряд принципиально новых технических решений, которые
никогда ранее не применялись в практике военного самолетостроения.
Среди технических решений, которые требуют получения экспериментального
подтверждения - способность истребителя выполнять крейсерский полет на
сверхзвуковой скорости, управление полетом на закритических углах атаки за
счет совместного отклонения аэродинамических поверхностей и вектора тяги
двигателей, снижение заметности самолета в тепловом, радиолокационном и
визуальном диапазонах.
В программе создания "1.42" принимают участие ведущие российские
разработчики авиационной техники - в первую очередь двигателестроительная
компания "Люлька- Сатурн", успешно создавшая двигатель пятого поколения
Ал-41, МНПО "Авионика", разработавшая уникальную электродистанционную
систему управления самолетом; МПО "Родина", разработавшая и освоившая
производство принципиально новых силовых приводов поверхностей управления
самолетом. Истребитель оснащается двумя двигателями АЛ- 41Ф 5-го поколения,
цена каждого из них составляет 3-4 млн долл.
На Нижегородском авиационном заводе "Сокол" в настоящее время имеются два
собранных фюзеляжа для опытных самолетов. При необходимости завод готов
ускорить их выпуск с тем, чтобы в программе летных испытаний использовалась
не одна, а три машины.
РСК "МиГ" является крупнейшей в России самолетостроительной компанией,
объединившей профильные организации, обеспечивающие все элементы
жизненного цикла производимых летательных аппаратов - от разработки
концепции, эскизного и рабочего проектирования до маркетинга, серийного
производства и технической поддержки в процессе эксплуатации. На
предприятиях РСК "МиГ" трудится более 13 тыс сотрудников различных
специальностей.
ПРАЙМ-ТАСС, (28.04.2000)