Статья из Коммерсант-Власть №7
Кит-самоубийца
Дальноходная торпеда 65-76 «Кит», из-за которой, вероятнее всего, погиб «Курск», была разработана в ленинградском ЦНИИ «Гидроприбор» на рубеже 60-70-х годов. Конструкторам приказали создать дальнобойное, скрытное и мощное оружие, позволяющее советским подводным лодкам поражать авианосцы и прочие крупные корабли противника, не входя в зону их противолодочной обороны.
Ноу-хау
Ради этого пришлось отказаться от принятых на флоте стандартов. Калибр торпеды был увеличен с 533 до 650 мм, длина — до 11,3 м (вместо стандартных 7-8), а масса — с 2 до 4,45 т. Благодаря этому «Кит» развивал скорость до 50 узлов (92 км/ч) и поражал цели на расстоянии до 50 км. При крейсерской скорости 30-35 узлов (60 км/ч) дальность возрастала до 100 км. Субмарины могли стрелять торпедой с больших (до 480 м) глубин, двигаясь со скоростью 13 узлов. Такой торпеде был нужен новый двигатель. Традиционный электромотор не годился:
рост мощности требовал увеличения размеров аккумуляторов. Ставку сделали на агрегат принципиально иного типа —тепловую силовую установку (ТСУ). ТСУ, по сути, это обычный турбовинтовой двигатель, как у самолета Ан-12 или вертолета Ми-8. Принцип действия тот же: получаемые при сгорании керосина газы под давлением подаются на лопатки турбины, которая и приводит в движение гребной винт. Под водой, однако, отсутствие внешней воздушной среды вынуждает поддерживать эффективный процесс горения заправленного в торпеду искусственного окислителя, в качестве которого была выбрана перекись водорода.
Производство
Тепловые («перекисные») торпеды были созданы в Германии и Японии во время второй мировой войны. Японцы использовали их против американского флота. После войны СССР, США и Великобритания начали собственные разработки в этой сфере. Первая тепловая торпеда типа 53-57 калибра 533 мм была принята на вооружение советского ВМФ в 1957 году. А к моменту создания «Кита» промышленность освоила
крупносерийное производство уже нескольких типов (53-57, 53-61, 53-65 и др.), приспособленных также для запуска с надводных кораблей и вертолетов. Так что изготовление 650-миллиметровой суперторпеды было во многом задачей чисто технической. Ее первый (прямоходный) вариант 65-73, оснащенный ядерной боевой частью, начал поступать на флот в 1973 году. Спустя три года торпеду оснастили системой самонаведения, а специальную боевую часть заменили на обычную мощностью 765 кг в тротиловом эквиваленте. Так родилась вторая модификация — 65-76, которой и был вооружен «Курск» в своем последнем походе. Производство «Китов» было развернуто в Алма-Ате на Машиностроительном заводе имени Кирова. Выпускалось 60 изделий в месяц. Раньше всех новое оружие получила головная атомная подводная лодка проекта 671 РТ «К-387», вступившая в строй в 1972 году. В дальнейшем торпедой оснастили субмарины проектов 670М, 671 РТМ, 945, 971, 949 и 949А. «Малокалиберные» тепловые торпеды находились и продолжают оставаться в арсеналах подавляющего большинства дизельных подлодок и надводных кораблей. Поставлялись они и за рубеж. Ими, в частности, вооружены новейшие индийские лодки проекта 877ЭКМ российской постройки.
Безопасность
Эти торпеды всегда считались капризными, поскольку требовали более осторожного обращения, чем электрические. Размещение в одном корпусе огромного заряда, а также окислителя и горючего, способных самовоспламеняться при взаимном контакте, поначалу было крайне рискованным. Взрыв на английской подлодке в 1955 году подтверждает это, однако Британия и Америка отказались от своих торпед не только из-за него. Дорогие и сложные, они оправдывают себя именно в противокорабельном варианте. Однако по количеству крупных океанских кораблей советский флот всегда сильно уступал Западу. Его главной силой и основной «головной болью НАТО» всегда были многочисленные подводные лодки. Но для борьбы с ними лучше подходят электроторпеды, более дешевые и простые. За 45 лет эксплуатации на нашем флоте «перекисные» торпеды ни разу не привели к сколь-либо серьезным авариям, не говоря уже о катастрофах. И этот факт дает основания предполагать, что главная причина гибели «Курска» — «флотское разгильдяйство».
Перспективы
Отказ от «Китов» серьезно снизит потенциал российского флота. В боезапасах субмарин «Киты» можно легко заменить противолодочными ракето-торпедами 86-Р «Ветер». Но тогда лодки проектов 671 РТМ и 971, составляющие костяк наших подводных сил, лишатся главного противокорабельного калибра. На лодках типа «Курска» (проект 949А) такая замена отразится в гораздо меньшей степени: их главное оружие — ракеты «Гранит». Предстоит также пересмотреть состав вооружения уже строящихся лодок новых проектов 885 «Ясень» и 955 «Борей». В случае же тотального избавления от тепловых торпед дизельным лодкам и надводным кораблям придется обходиться исключительно электроторпедами, благо их последние модели значительно прибавили в скорости и дальности. И, наконец, России будет необходимо скорректировать свои военно-экспортные программы, в которых присутствуют тепловые торпеды под индексами ТТ-1, ТТ-3, ТТ-4, ТТ-5. Владимир Саввин