РОССИЯ И КИТАЙ ПОЛЕТЯТ ВМЕСТЕ
Без Украины и запорожских двигателей
Дмитрий Сидоров
НАЧАВШИЙСЯ визит в Россию председателя Китайской Народной Республики Цзян Цзэминя должен принести нашему авиапрому первые после десятилетнего перерыва контракты на поставку авиационной техники. Хорошая новость для нас - и плохая для наших соседей. Украинские авиастроители, собиравшиеся предложить китайцам многострадальный транспортник Ан-70, теперь вряд ли могут рассчитывать на успех - судя по всему, КНР фактически уже сделала выбор в пользу грузового варианта российского Ту-204. Не решен, правда, единственный принципиальный вопрос: какими двигателями будет оснащен 204-й для Китая, производства АО "Пермские моторы" или британской компании Rolls-Royce. Но для заказчика, похоже, в этом вопросе важно одно: главное, чтобы это был не украинский двигатель.
Украинский Ан-70 был показан на авиашоу в Китае в ноябре 2000 года. По его итогам российско-украинский консорциум "Средний транспортный самолет", реализующий программу Ан-70, заявил о том, что интерес к самолету проявили китайские военные. Для проекта, уже отвергнутого к тому времени Европой, забрезжил было лучик надежды. Но Комитет по оборонной науке, технике и оборонной промышленности КНР толком даже не успел приступить к изучению характеристик и возможностей Ан-70. В январе 2001 года единственный образец самолета упал в Омске из-за отказа дефектного двигателя, изготовленного запорожским АО "Мотор-Сич", и китайцы предпочли отложить переговоры на неопределенный срок. Начнутся ли они когда-нибудь вообще - этот вопрос, с учетом всех последних событий, уже можно считать почти риторическим.
Репутацию злополучного двигателя Д-27, отказавшего в небе над Омском, возможно, окончательно похоронил совсем недавний скандал. Героические усилия омских авиастроителей, успевших восстановить развалившийся надвое Ан-70 к июньскому авиасалону в Ле Бурже, оказались невостребованными - французы предпочли не рисковать и просто не пустили на выставку самолет с ненадежным украинским двигателем.
На днях генеральный директор консорциума "СТС" Леонид Терентьев вынужден был признать, что реализация проекта Ан-70 упирается в проблемы с доводкой и дальнейшими испытаниями мотора Д-27. Необходимый объем работ только по двигателю оценивается более чем в 20 миллионов долларов. У украинской стороны таких денег нет. А Россия денег на Ан-70 уже не дает. Потому что в целесообразности дальнейшего финансирования этой программы из российского бюджета возникает все больше и больше сомнений. Тем более что нам предложено поучаствовать в программе по созданию европейского транспортного самолета A400M, машины того же класса, что и Ан-70. В рамках соглашения, подписанного в начале июля "Росавиакосмосом" и крупнейшей европейской авиакосмической корпорацией EADS, российский авиапром и космический комплекс в течение 10 лет могут получить заказы на сумму до 1,8 миллиарда долларов.
Тем временем европейские производители авиационных двигателей создают альянс по производству двигателя TP400, которым будет оснащаться воздушный грузовик A400M. Главными акционерами совместного предприятия Aero Propulsion Alliance выступят одно из дочерних подразделений корпорации DaimlerChrysler AG, британская Rolls-Royce Plc, а также французская компания Snecma. Участие запорожского АО "Мотор-Сич" в этом предприятии не предусмотрено. Финансовые детали проекта не разглашаются, известно лишь, что примерная стоимость разработки и доводки двигателя TP400 оценивается в 1 млрд. долларов. A400M должен поступить на вооружение военно-транспортной авиации стран ЕС в 2007 году, и коммерческие контракты на поставку 215-230 самолетов, по данным Reuters, будут подписаны до конца сентября.
Зарубежные авиапроизводители сегодня все более дистанцируются от украинского авиапрома. Иранская компания, которая с недавних пор осуществляет серийную сборку Ан-140 под маркой Iran-140, подтверждает свои намерения перенести сборку двигателей для этого регионального пассажирского самолета в Иран. Участие АО "Мотор-Сич", поставившего в Иран несколько силовых установок для Iran-140, похоже, этими объемами и ограничится: официальный Тегеран настаивает на самостоятельном производстве двигателей, разработанных, кстати, российским КБ имени Климова. А до тех пор, пока их выпуск не будет освоен иранскими заводами, двигатели для Iran-140 будут завозиться из России.
smi.ru