Добрый вечер.
Вуду>- Но это было шесть десятилетий не с 1840 по 1900 год. Это было с 1940 по, скажем, 2000 год. Когда мало какая отрасль развивалась так интенсивно, как авиационная промышленность, и, в особенности, её военная компонента.
Иногда ерунда это. Суждение моё неожиданно, но таков мой взгляд на прогресс, в авиации, в частности. Сроки внедрения подобных решений от первых проб до всеобщей моды сопоставимы с жизнью нескольких поколений преподавателей и инженеров. Сейчас этот взгляд я отстаивать не буду, потом. Очевидно другое: КОС пробовали мало.
>>"Вон и крыльям малого удлинения до сих пор придумывают новинки, пример: LCA."
Вуду>- Если новинки производственно-технологические, то это процесс непрерывный, а новинки аэродинамические - что за открытия там вдруг появились? Поподробнее, пожалуйста.
Не здесь, тему буду держать. У LCA щели в центроплане, чего так боялся aaz. LCA я уже пытался на Форуме обсуждать и ещё буду.
Я так вырабатываю новые для меня знания, прямо из пальца, из обсуждения то есть, спасибо всем участвующим.
>>…От достигнутого не отказались, но и внедрять наработки не стали. Вот моя констатация.
Вуду>- Так потому внедрять и не стали, что в реальном бою на этих углах атаки (следовательно, на минимальных скоростях) просто делать нечего - это вне диапазона скоростей для боя.
Тут долго можно писать, но не стали, давайте допустим, что не важно почему, попробуем изнутри познакомиться с ценностями и целями новых разработок. Так можно приблизиться к пониманию развития. Важнее не то, от чего отказались, а то, что предпочли.
Вуду>- Да профессионалы росийские отнюдь бы не против, просто один высокопоставленный (не помю, как зовут) намедни сказал, например, что БРЛС типа той, что стоит на F-22, строить не будем - слишком дорого потому как.
Слишком часто слова о дороговизне ничего, кроме недостатка желания не показывают. Нам реальные люди с их субъективностью и недоразумениями, разумеется, да ещё адаптируя для публики, да ещё посредством журналистики, да ещё в неизвестном нам контексте что-то сообщают. Как по словам судить?
Я участвовал в некоторых проектах, имевших общественный интерес. Всякий раз, когда появлялись цитаты в газетах или материалы, за голову хватался: «как нас можно было ТАК понять?», «кто им сказал, что наш начальник хотя бы умён и имеет какое-то отношение к делу?», «почему на всех фото в газете тот интеллигентный в очёчках и с усиками, а не этот толстый небритый в свитере, который всё и делал?». Я не утверждаю, что пресса не является источником, но вот верить словам их не надо, это искажённые проекции. Принимаемые ответственно решения совсем иное дело, правда видно их редко и долго после того, как они реализованы, потому приходится к истории обращаться, «судить по делам их».
Так вот, я бы интерпретировал так: «БРЛС типа той, что стоит на F-22, строить не будем — не хотим». Учтя, что все мы понимаем, что построить именно такую, как на F-22 мы не можем, иначе и первую часть высказывания придётся пересмотреть.
Д.В.Ж.>>Дык, Вы не поняли писанного мною. КОС не для сверхманёвренности. КОС для аэродинамики, дальности, лёгкости, при достигнутом высоком уровне манёвренности. Оно — одно из возможных решений, вот только некоторым иным, новым ценностям оно противоречит, во всяком случае, мне так кажется.
Вуду>- Каким, например?
Писал же. Малозаметности, компактности, простоте, малому риску разработки.
Д.В.Ж.>>Перечисляя достоинства КОС, я упирал на аэродинамику, остальное вторично, манёвренности не мешает и ладно.
Вуду>- На крыльях малого удлинния не будет существенного улучшения характеристик, а сделать КОС большого удлинения нвозможно из-за недостаточной жёсткости даже самых лучших на сегодня конструкционных материалов. Капкан.
Но ведь на С-37 крыло относительно большого удлинения, сравните с F-22 и даже Су-27 (правда, тут бы цифры, глаз может подвести). Думаю идея планера С-37 такая: к готическому крылу очень малого удлинения (наплыв+законцовки) «приделывается» относительно небольшое КОС и ПГО.
Создана композиция, которая должна хорошо работать на взлёте и крейсерском дозвуке (КОС), а также на сверхзвуке и больших УА (крыло сверхмалого удлинения). Мои вопросы вызывают только законцовки. Думаю, они имеют какой-то смысл именно на больших углах.
Д.В.Ж.>>Новые материалы, технологии — присущи новому поколению тактических самолётов в любом случае, как и требование высокой манёвренности. О том, что КОС на таком самолёте может не быть тяжелее я писал.
Вуду>- Пока - не может.
Откуда известно? Ведь слова о 30% можно истолковать и так: применение КОС позволило увеличить нагрузку на крыло на 30% (бес знает, что за 30% нагрузки). Если что-то подобное справедливо, то меньшее крыло легче, даже если плотнее, жёстче. Но это гадания, разумеется.
Д.В.Ж.>>…точное знание потребует исследований, но влияние аэродинамической дивергенции на максимальные расчётные нагрузки не очевидно.
Вуду>- Расшифруйте этот момент, пожалуйста.
Если максимальная нагрузка на крыло возникает во время манёвра с большим углом атаки (а это вероятно), то деформация консоли, приводящая к дивергенции даст относительно (по отношению к горизонтальному полёту) малое приращение УА, а значит и нагрузки на консоль. То есть наибольшие расчётные нагрузки возрастут не столь сильно, сколь у лайнера с КОС, скажем. Следовательно, крыло лайнера будет более перетяжелённым, чем манёвренного самолёта. Так понятно?
Д.В.Ж.>>Зато аэродинамическое качество на крейсерских режимах таких самолётов у КОС выше, крыло компактнее.
Вуду>У каких самолётов и нaсколько?
Обсуждаемых, насколько неведомо ни мне, ни Вам. Но вот борьба с индуктивным сопротивлением это один из главных способов увеличения аэродинамического качества самолётов со скоростью M<1.3.
Д.В.Ж.>>"Варианты самолётов с КОС рассматривались в программе АТФ (Ф-22) и ЙСФ (Ф-35), а вот в программах ВФКС (Ф-14), ФКС (Ф-15) и ЛВФ (Ф-16) я о подобных не ведаю. Вот Вам тенденция интереса, она ничего не доказывает, но показывает внимательному кое-что."
Вуду>- Показывает она единственное: рассмотрели, плюнули и вернулись к традиционным схемам. Решили, надо полагать, что "овчинка выделки не стоит"...
Вы же поняли то, что я написал? Тенденция есть, интерпретировать её можно как угодно.
Дмитрий Журко
С уважением к участникам обсуждения, Дмитрий Журко. Кёнигсберг (Калининград)