Consolidated PBY Catalina (Model 28)
патрульная летающая лодка; 19 мая 1936г.
В октябре 1933 г. компаниям Консолидейтед и Дуглас было предложено построить прототипы патрульного гидросамолета под обозначением Консолидейтед XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Фирма Дуглас построила только один опытный образец, в то время как гидросамолетам XP3Y-1 компании Консолидейтед было суждено стать самыми широко строившимися в истории авиации летающими лодками. Компания назвала свой проект Consolidated Model 28, руководил его созданием инженер Исаак Ладдон.
PBY стала самым распространённым гидросамолётом в мире - было построено 1853 летающих лодки и 1428 амфибий. Некоторые самолёты оставались на службе в резерве ВМС США до января 1957г., а затем долго использовались на гражданской службе. В 2001г Catalina "снималась" в рекламном ролике туалетной воды, вероятно, как самый красивый гидроплан.
Совершивший первый полет 28 марта 1935г. самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для летных испытаний. В октябре 1935г. опытный образец был возвращен в компанию Консолидейтед для необходимых доработок, включая установку двигателей R-1830-64 (900л.с.), предназначавшихся для 60 экземпляров PBY-1 (это обозначение применялось для патрульных бомбардировщиков). В это же время было перепроектировано вертикальное оперение, и 19 мая 1936г. XPBY-1, как был обозначен этот прототип, совершил первый полет. Небольшие изменения в оборудовании самолетов второго серийного заказа, размещенного 25 июля 1936г., привели к новому обозначению - PBY-2.
Модификация PBY-3 была заказана 27 ноября 1936г., а PBY-4 - 18 декабря 1937 года. Они имели соответственно двигатели R-1830-66 мощностью 746 кВт (1000 л. с.) и R-1830-72 Твин Восп (1050л.с.). Все первые экземпляры PBY-4 обладали восхитительными блистерами, закрывающими позиции пулеметчиков в средней части фюзеляжа на месте боковых люков. Это стало характерной особенностью последующих серийных самолетов.
В апреле 1939г. последний экземпляр серийных самолетов PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, после чего эти аппараты могли эксплуатироваться как амфибии, и это сделало разносторонним их применение. Когда в ноябре 1939г. переоборудование этих самолетов было завершено, они появились под обозначением XPBY-5A. Испытания подтвердили значительные преимущества амфибийной конфигурации, и 33 самолета из оставшегося контракта флота США на вариант PBY-5 были выпущены как амфибии PBY-5A, а 25 ноября 1940г. дополнительно были заказаны еще 134 таких самолета.
PBY-5A
Широкая летная эксплуатация летающих лодок показала, что конструкция фюзеляжа требует гидродинамических улучшений. Военно-морской авиационный завод провел все необходимые исследования и доработки и по их завершении получил заказ на 156 таких модифицированных самолетов под обозначением PBN-1 Nomad (" кочевник"). Между апрелем 1944г. и апрелем 1945г. компанией Консолидейтед была построена заключительная серийная версия, обозначенная PBY-6A.
Вот что сказал о Каталине советский авиаконструктор Четвериков, создатель Че-2: "В "Каталине" до предела были развиты качества именно морского самолета: очень большая продолжительность полета, мореходность, способность совершать взлет и посадку в открытом море при достаточно сильном волнении, а главное - универсальность ее применения. В результате "Каталина" просуществовала почти 40 лет. Концепция подобных гидросамолетов взяла верх в ряде стран, в том числе и у нас. Еще в 1943 году Бериев начал разработку лодки Бе-6, которая после войны более 20 лет использовалась и для разведки, и для поиска подводных лодок, и для транспортных полетов"
ОПИСАНИЕ
Подобно предшествующему P2Y, он имел крыло типа парасоль. Однако в новом проекте крыло поддерживалось над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных обтекаемых подкосов. За счет этого Модель 28 освободилась от многочисленных стоек и расчалок, увеличивавших лобовое сопротивление и ухудшавших тем самым летные характеристики предшествующих конструкций. Другой новинкой, повышающей аэродинамическую эффективность, было обеспечение самолета стабилизирующими поплавками, которые в убранном полетном положении формировали обтекаемую законцовку крыла.
Конструкция фюзеляжа с двумя реданами была очень похожа на фюзеляж самолета P2Y, но Модель 28 имела чистое крестообразное хвостовое оперение, которое также было консольным, без подкосов. Цельнометаллическая конструкция лодки состояла из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки, толщиной от 0,75 до 1,5 мм. Крепление обшивок к каркасу выполнялось с помощью заклепок с выступающей чечевицеобразной головкой.
5 шпангоутов имели водонепроницаемые переборки с герметичными люками для прохода, делившие лодки на шесть изолированных отсеков, что обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища. В целом конструкция лодки была ажурной, многодетальной и трудоемкой в изготовлении, однако очень легкой. Полное ее водоизмещение составляло 6460кг.
Крыло состояло из центроплана, стыковавшегося с фюзеляжем с помощью 2 пар подкосов и пилона, и 2 отъемных консолей. Конструктивно-силовая схема центроплана и консолей была рациональной и оригинальной. Все нагрузки, действовавшие в полете на крыло, воспринимались его средней частью, имевшей 2 лонжерона, мощную обшивку, набор стрингеров и нервюр. К средней силовой части крыла спереди подстыковывался носок, закрывавший проводку управления двигателями, электрожгуты и другие коммуникации, а сзади крепилась съемная хвостовая часть крыла, воспринимавшая только местные воздушные нагрузки. Задняя часть крыла была изготовлена из легких дюралюминиевых профилей и обтягивалась полотном. Рули и элероны также имели полотняную обшивку. В центроплане под съемным носком крыла размещались маслорадиаторы двигателей и откидные трапы для обслуживания двигателей, когда самолет находился на плаву.
На концах консолей крыла устанавливались подкрыльные поплавки, обеспечивавшие остойчивость самолета на воде. В полете стойки и фермы крепления поплавков складывались вдоль размаха крыла, при этом поплавки занимали место законцовок консолей. Выпуск и уборка поплавков - с помощью электромеханизма или вручную.
Силовая установка - два звездообразных двигателя воздушного охлаждения. В разных вариантах использовались моторы самых различных марок: "Райт-Циклон", "Пратт-Уитни" (например, Pratt & Whitney R-1830-54 Twin Wasp мощностью 825 л.с.), а на гидросамолетах ГСТ советской постройки М-87, М-88 и М-62. Мощность моторов менялась от 860 до 1200 лс. На последних вариантах ГСТ применялись также моторы АШ-82ФН мощностью 1850 лс. Обдув двигателей в полете регулировался с помощью управляемых жалюзи - "юбки", установленной на выходе воздуха из-под капота. Бензосистема включала два бака общей емкостью 4500 л. Баки представляли собой загерметизированную межлонжеронную часть центроплана.
В состав экипажа гидросамолета, использовавшегося в варианте разведчика, входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик, для которого была оборудована кабина в фюзеляжном пилоне крыла, и два стрелка. Бортовое вооружение состояло из 4-5 пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. Бомбы общим весом до 1000 кг размещались на наружной подвеске под крылом на четырех держателях.
ЭКСПОРТ
СССР
В середине 30-х гг. к этим самолетам был проявлен интерес Советским Союзом. В СССР "Каталина" впервые появилась в 1937 году. За год до этого советский летчик Сигизмунд Леваневский, находясь в США, посетил фирму "Консолидейтед". Леваневскому удалось договориться о закупке трех летающих лодок этого типа. Вскоре они были доставлены в СССР. Начались переговоры об их лицензионном строительстве в России. Обозначенные ГСТ ("гидросамолёт транспортный"), эти серийные самолеты оснащались звездообразным двигателем Микулина М-62, являвшимся усовершенствованным вариантом двигателя М-25 (строившегося по лицензии фирмы Wright Cyclone) и имевшим мощность 900-1000 л.с. Первые самолеты ГСТ начали появляться в конце 1939г., и впоследствии их количество переросло в несколько сотен машин, построенных во время ойны. В мирное время их большей частью передавали в Главсевморпуть для транспортных полетов в Арктике. А с началом Великой Отечественной войны ГСТ (еще одно его обозначение - МП-7) "переквалифицировали" в дальний морской разведчик-бомбардировщик. Использовался он в основном на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]