[image]

«Каталина»

PBY-5A «Catalina»
Теги:авиация
 
+
-
edit
 

Planer

новичок
Кто-нибуть , что-нибудь, знает о амереканской самолете-амфибии? ответьте где можно информацию узнать.
   
?? Serge Pod #28.01.2000 14:52
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Тут есть.

[html_a href=http://www.catalina.demon.nl/<PBY Catalina pages</html_a]

и здесь.
http://home.wxs.nl/~boelpvt/
   
?? Serge Pod #28.01.2000 15:21
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Е! Первая ссылка, исправление.
http://www.catalina.demon.nl/
   
Consolidated PBY Catalina (Model 28)
патрульная летающая лодка; 19 мая 1936г.

В октябре 1933 г. компаниям Консолидейтед и Дуглас было предложено построить прототипы патрульного гидросамолета под обозначением Консолидейтед XP3Y-1 и Douglas XP3D-1. Фирма Дуглас построила только один опытный образец, в то время как гидросамолетам XP3Y-1 компании Консолидейтед было суждено стать самыми широко строившимися в истории авиации летающими лодками. Компания назвала свой проект Consolidated Model 28, руководил его созданием инженер Исаак Ладдон.

PBY стала самым распространённым гидросамолётом в мире - было построено 1853 летающих лодки и 1428 амфибий. Некоторые самолёты оставались на службе в резерве ВМС США до января 1957г., а затем долго использовались на гражданской службе. В 2001г Catalina "снималась" в рекламном ролике туалетной воды, вероятно, как самый красивый гидроплан.

Совершивший первый полет 28 марта 1935г. самолет XP3Y-1 был вскоре передан в ВМС США для летных испытаний. В октябре 1935г. опытный образец был возвращен в компанию Консолидейтед для необходимых доработок, включая установку двигателей R-1830-64 (900л.с.), предназначавшихся для 60 экземпляров PBY-1 (это обозначение применялось для патрульных бомбардировщиков). В это же время было перепроектировано вертикальное оперение, и 19 мая 1936г. XPBY-1, как был обозначен этот прототип, совершил первый полет. Небольшие изменения в оборудовании самолетов второго серийного заказа, размещенного 25 июля 1936г., привели к новому обозначению - PBY-2.

Модификация PBY-3 была заказана 27 ноября 1936г., а PBY-4 - 18 декабря 1937 года. Они имели соответственно двигатели R-1830-66 мощностью 746 кВт (1000 л. с.) и R-1830-72 Твин Восп (1050л.с.). Все первые экземпляры PBY-4 обладали восхитительными блистерами, закрывающими позиции пулеметчиков в средней части фюзеляжа на месте боковых люков. Это стало характерной особенностью последующих серийных самолетов.

В апреле 1939г. последний экземпляр серийных самолетов PBY-4 был возвращен в компанию для установки колесного шасси, после чего эти аппараты могли эксплуатироваться как амфибии, и это сделало разносторонним их применение. Когда в ноябре 1939г. переоборудование этих самолетов было завершено, они появились под обозначением XPBY-5A. Испытания подтвердили значительные преимущества амфибийной конфигурации, и 33 самолета из оставшегося контракта флота США на вариант PBY-5 были выпущены как амфибии PBY-5A, а 25 ноября 1940г. дополнительно были заказаны еще 134 таких самолета.

PBY-5A

Широкая летная эксплуатация летающих лодок показала, что конструкция фюзеляжа требует гидродинамических улучшений. Военно-морской авиационный завод провел все необходимые исследования и доработки и по их завершении получил заказ на 156 таких модифицированных самолетов под обозначением PBN-1 Nomad (" кочевник"). Между апрелем 1944г. и апрелем 1945г. компанией Консолидейтед была построена заключительная серийная версия, обозначенная PBY-6A.

Вот что сказал о Каталине советский авиаконструктор Четвериков, создатель Че-2: "В "Каталине" до предела были развиты качества именно морского самолета: очень большая продолжительность полета, мореходность, способность совершать взлет и посадку в открытом море при достаточно сильном волнении, а главное - универсальность ее применения. В результате "Каталина" просуществовала почти 40 лет. Концепция подобных гидросамолетов взяла верх в ряде стран, в том числе и у нас. Еще в 1943 году Бериев начал разработку лодки Бе-6, которая после войны более 20 лет использовалась и для разведки, и для поиска подводных лодок, и для транспортных полетов"

ОПИСАНИЕ

Подобно предшествующему P2Y, он имел крыло типа парасоль. Однако в новом проекте крыло поддерживалось над фюзеляжем с помощью мощного центрального пилона и двух небольших двойных обтекаемых подкосов. За счет этого Модель 28 освободилась от многочисленных стоек и расчалок, увеличивавших лобовое сопротивление и ухудшавших тем самым летные характеристики предшествующих конструкций. Другой новинкой, повышающей аэродинамическую эффективность, было обеспечение самолета стабилизирующими поплавками, которые в убранном полетном положении формировали обтекаемую законцовку крыла.

Конструкция фюзеляжа с двумя реданами была очень похожа на фюзеляж самолета P2Y, но Модель 28 имела чистое крестообразное хвостовое оперение, которое также было консольным, без подкосов. Цельнометаллическая конструкция лодки состояла из шпангоутов, лонжеронов, стрингеров и обшивки, толщиной от 0,75 до 1,5 мм. Крепление обшивок к каркасу выполнялось с помощью заклепок с выступающей чечевицеобразной головкой.

5 шпангоутов имели водонепроницаемые переборки с герметичными люками для прохода, делившие лодки на шесть изолированных отсеков, что обеспечивало плавучесть при повреждении наружной обшивки днища. В целом конструкция лодки была ажурной, многодетальной и трудоемкой в изготовлении, однако очень легкой. Полное ее водоизмещение составляло 6460кг.

Крыло состояло из центроплана, стыковавшегося с фюзеляжем с помощью 2 пар подкосов и пилона, и 2 отъемных консолей. Конструктивно-силовая схема центроплана и консолей была рациональной и оригинальной. Все нагрузки, действовавшие в полете на крыло, воспринимались его средней частью, имевшей 2 лонжерона, мощную обшивку, набор стрингеров и нервюр. К средней силовой части крыла спереди подстыковывался носок, закрывавший проводку управления двигателями, электрожгуты и другие коммуникации, а сзади крепилась съемная хвостовая часть крыла, воспринимавшая только местные воздушные нагрузки. Задняя часть крыла была изготовлена из легких дюралюминиевых профилей и обтягивалась полотном. Рули и элероны также имели полотняную обшивку. В центроплане под съемным носком крыла размещались маслорадиаторы двигателей и откидные трапы для обслуживания двигателей, когда самолет находился на плаву.

На концах консолей крыла устанавливались подкрыльные поплавки, обеспечивавшие остойчивость самолета на воде. В полете стойки и фермы крепления поплавков складывались вдоль размаха крыла, при этом поплавки занимали место законцовок консолей. Выпуск и уборка поплавков - с помощью электромеханизма или вручную.

Силовая установка - два звездообразных двигателя воздушного охлаждения. В разных вариантах использовались моторы самых различных марок: "Райт-Циклон", "Пратт-Уитни" (например, Pratt & Whitney R-1830-54 Twin Wasp мощностью 825 л.с.), а на гидросамолетах ГСТ советской постройки М-87, М-88 и М-62. Мощность моторов менялась от 860 до 1200 лс. На последних вариантах ГСТ применялись также моторы АШ-82ФН мощностью 1850 лс. Обдув двигателей в полете регулировался с помощью управляемых жалюзи - "юбки", установленной на выходе воздуха из-под капота. Бензосистема включала два бака общей емкостью 4500 л. Баки представляли собой загерметизированную межлонжеронную часть центроплана.

В состав экипажа гидросамолета, использовавшегося в варианте разведчика, входили два пилота, штурман, радист, бортмеханик, для которого была оборудована кабина в фюзеляжном пилоне крыла, и два стрелка. Бортовое вооружение состояло из 4-5 пулеметов калибра 7,62 или 12,7 мм. Бомбы общим весом до 1000 кг размещались на наружной подвеске под крылом на четырех держателях.

ЭКСПОРТ

СССР

В середине 30-х гг. к этим самолетам был проявлен интерес Советским Союзом. В СССР "Каталина" впервые появилась в 1937 году. За год до этого советский летчик Сигизмунд Леваневский, находясь в США, посетил фирму "Консолидейтед". Леваневскому удалось договориться о закупке трех летающих лодок этого типа. Вскоре они были доставлены в СССР. Начались переговоры об их лицензионном строительстве в России. Обозначенные ГСТ ("гидросамолёт транспортный"), эти серийные самолеты оснащались звездообразным двигателем Микулина М-62, являвшимся усовершенствованным вариантом двигателя М-25 (строившегося по лицензии фирмы Wright Cyclone) и имевшим мощность 900-1000 л.с. Первые самолеты ГСТ начали появляться в конце 1939г., и впоследствии их количество переросло в несколько сотен машин, построенных во время ойны. В мирное время их большей частью передавали в Главсевморпуть для транспортных полетов в Арктике. А с началом Великой Отечественной войны ГСТ (еще одно его обозначение - МП-7) "переквалифицировали" в дальний морской разведчик-бомбардировщик. Использовался он в основном на Севере и на Тихом океане для патрульных полетов в районах военно-морских баз, для поиска и уничтожения подводных лодок противника.

[ слишком длинный топик - автонарезка ]
 
После прекращения выпуска ГСТ в Советском Союзе из США в счет поставок по ленд-лизу было передано нашим военно-морским силам большое количество этих самолетов - в основном PBY-5A "Каталина" в варианте амфибии с трехколесным убирающимся шасси.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Интерес Европы к этим самолетам начался с покупки Британским министерством воздушного транспорта одного экземпляра для оценки. Этот самолет был обозначен как Модель 28-5. Перелетев через Атлантику, он был передан в июле 1939 года на экспериментальную базу морских самолетов в г. Феликстоу (графство Саффолк). Начало войны вынудило окончить испытания, но первая партия из 50 самолетов была заказана под обозначением Catalina Mk I. Всего Королевские военно-воздушные силы получили около 700 этих самолетов, и все они, за исключением 11 самолетов PBY-5A, арендованных Британией у флота США, были чистыми (не амфибиями) летающими лодками. Они включали 100 самолетов Сatalina Mk I, аналогичных самолетам флота США PBY-5, 225 самолетов Catalina Mk IB (PBY-5B), 36 самолетов Catalina Mk IIA (PBY-5), 11 самолетов Catalina Mk III (PBY-5A), 97 самолетов Catalina Mk IVA (PBY-5), 193 самолета Catalina Mk IVB, строившихся компанией Boeing Aircraft в Канаде под обозначением PB2B-1 и в общем одинаковых с гидросамолетом PBY-5, и 50 самолетов Catalina Mk IV, строившихся компанией Boeing под обозначением PB2B-2 и имевших вертикальное оперение большего размаха. Именно в Англии в 1939 году летающая лодка и получила название "Каталина", признанное впоследствии и американцами. Как считают англичане, "Каталина" поставила последнюю точку в морской войне с Германией, потопив 7 мая 1945 года немецкую субмарину.

ФРАНЦИЯ

В начале 1940г. компания Консолидейтед приняла заказ Франции на 30 самолетов. Этим самолетам было дано обозначение Модель 28-5MF, но ни один из них не был поставлен до падения Франции. Другие иностранные заказы пришли примерно в то же время и включали в себя 18 самолетов для Королевских военно-воздушных сил Австралии и 48 - для правительства Голландии для использования в колониях Восточной Индии.

КАНАДА

Канада имела непосредственное отношение к Каталине и в качестве производителя, и в качестве покупателя. По соглашению, заключенному между правительствами Канады и США, компаниями Boeing Aircraft в г. Ванкувере и Canadian Vickers в г. Картевилле были установлены конвейерные линии. Общее количество произведенных компанией Боинг самолетов равняется 362, включая 240 самолетов PB2B-1, поставленных в Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, 50 самолетов PB2B- 2 для Великобритании, 17 чистых гидросамолетов (не амфибий) Catalina и 55 самолетов-амфибий для Королевских военно-воздушных сил Канады, обозначенных Canso. Компанией Канадиан Викерс всего было произведено 379 самолетов, аналогичных самолетам PBY-5A, 149 из которых были поставлены в Королевские военно-воздушные силы Канады. Из оставшихся 230 самолетов 183 под обозначением PBV-1A планировал приобрести флот США. В действительности же он не получил ни одного из них - все самолеты были поставлены Военно-воздушным силам США, ранее получившим 56 самолетов PBY-5A непосредственно от флота США под обозначением OA-10. Эти самолеты на всем протяжении Второй мировой войны использовались на поисково-спасательных работах, и некоторые из них несли под каждым крылом сбрасываемые надувные спасательные лодки. 230 самолетов, построенных компанией Канадиан Виккерс, в Военно-воздушных силах США были обозначены OA-10A. Последние 75 самолетов PBY-6A были построены компанией Консолидейтед и обозначены OA-10B.

ВАРИАНТЫ

P3Y (Model 28): 1935г. прототип PBY (рег.номер 9459) с двигателями P&W R-1830 по 825л.с. Первый полёт: 21 марта 1935г (пилоты Bill Wheatly и конструктор лодки Isaac M.Laddon). Успешные испытания прототипа привели к заказу на 60 самолётов, переобозначенных как PBY;

PBY-1: 1935г., первый серийный вариант, патрульный самолёт и торпедоносец. Построено 60. Цена каждого - 95000$;

PBY-2: 1936г., установлено 4 узла подвески вооружений под крыльями (общая нагрузка 1000кг), киль сделан цельным, построено 50 самолётов. Из них в мае 1937г. была сформирована первая эскадрилья PBY - VP-11, базировавшаяся на Гавайях.

PBY-3: 1936г., установлены модифицированные двигатели R-1830 Double Wasp по 1000л.с., воздухозаборники карбюраторов перемещены на верх гондол двигателей. Построено 69, в том числе 3 для СССР (переданы вместе с лицензией на производство);

PBY-4: 1936г, двигатели R-1830 с мощностью, увеличенной до 1050л.с. Появились большие выпуклые блистеры наблюдателей. Построено 32;

XPBY-5A: 1939г., один переделанный PBY-4 (номер 1245);

PBY-5: 1939г., двигатели R-1830 по 1200л.с., новый руль, большие блистеры. Построено 884, в том числе 50 для береговой авиации ВВС Великобритании как Catalina I;

PBY-5A и 5B: 1940г, амфибия. Построено для ВМС США 1227 самолётов, ещё 56 для ВВС США как OA-10, 145 PBY-5B для ВВС Великобритании как Catalina IB, 36 канадской постройки как Catalina IIA, 12 PBY-5A канадской постройки как Catalina III, ещё 11 как Catalina IV и 70 PBY-5B как Catalina IVA (итого 1557 самолётов). Амфибии были тяжелее и медленнее летающих лодок, зато намного удобнее в эксплуатации;

PBY-6A: амфибии с радаром для распознавания надводных целей. Внешне отличались более высоким килем. Построено 175, в том числе 75 в канаде фирмой Vickers для ВВС США под наименованием OA-10, один для береговой охраны США как PBY-6AG и 48 для СССР.

Гражданские варианты

Consolidated 28-1: 1937г, 4 гражданских самолёта, рассчитанных на перевозку 12-24 пассажиров.Устанавливались двигатели P&W Twin Wasp SBG/S1 номинальной мощностью 900л.с. и взлётной 1050л.с. Один из самолётов (рег.номер NC777, собственное имя Guba) был построен для планировавшейся музеем натуральной истории (директор доктор Richard Archbold) экспедиции в Новую Гвинею. Однако, вместо этого самолёт приобрёл сэр Hubert Wilkins и участвовал на нём в безуспешных поисках пропавшего самолёта Леваневского. Затем самолёт был передан ВМС СССР (он стал четвертой "Каталиной" в СССР, первые три были закуплены Леваневским ранее) и в 1942г потопил подводную лодку;

Richard Archbold всё-таки получил свой самолёт NC777 Guba, но это уже был другой экземпляр. 2 июня 1938г он начал долгий перелёт над океанами (пилоты Steve Barinka, Russel Rogers) и вернулся в Сан-Диего только 6 июля 1939г, став первым гидросамолётом, облетевшим вокруг земного шара, причём в экваториальных широтах;

Consolidated 28-4: гражданские PBY-4 с двигателями P&W R-1830 по 1050л.с. Один передан авиакомпании American Export Lines и 1 Великобритании;

Consolidated 28-5: 1940-1942г, 222 лодки, заказанные гражданскими организациями, но конфискованные из-за войны. 174 было передано ВВС Великобритании, а 48 - Нидерландской восточной Индии (колониальным войскам Нидерландов).

ИСТОЧНИКИ

Полная академия мировой авиации
В. Кондратьев, Летающая лодка "Каталина", журнал "Моделист-Конструктор" № 1
Сайт Aerofiles
Сайт Virtual Aircraft Museum
Сайт Warplanes
Сайт Watson Military
ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристики PBY-5A
Тип и количество двигателей 2 звездообразных ПД
Марка двигателя PW R-1830-92 Twin Wasp
Мощность взлётная, л.с 1200
Масса взлетная максимальная, кг 16100
Масса пустого самолёта, кг 9485
Размах крыльев, м 31,7
Длина самолёта, м 19,5
Высота самолёта, м 6,15
Площадь крыла, кв.м. 130,6
Максимальная скорость,км/ч (на высоте,м) 297 (2600)
Экономичная скорость, км/ч 188
Практический потолок, м 7500
Дальность максимальная, км 4100
Бомбовая нагрузка, кг 1800
Вооружение 2 7,62мм пулемета в носу;
1 7,62мм и 2 12,7мм назад
Экипаж, чел 5-7
 

aaz
Aaz

модератор
★★
для Бурундук -
Уважаемый, не надо приводить в форуме длиннющие описания - он не для этого существует. Ссылки вполне достаточно.
   

Aaz

модератор
★★
Бурундук>Уважаемый, этих текстов пока в интернете нет.
Вы хотели сказать, этих КОМПИЛЯЦИЙ в интернете нет? :)
Столь же длинные тексты, которые вы даете в других разделах, столь же "уникальны"? ;)
   

muxel

Энтузиаст реактивного движения
★★
Бурундук, давайте вы лучше будете сразу странички для Авиабазы делать? :)
   
RU <Бурундук> #14.04.2003 17:22
+
-
edit
 
Для aaz -
Уважаемый, этих текстов пока в интернете нет.
 
Бурундук - в принципе, наверное, к таким текстам стОит добавлять (с) Моделист-Констуктор, (с) Музей "Ил-2:ЗС" ... ;)
 
RU <Бурундук.> #14.04.2003 20:03
+
-
edit
 
Muxel, спасибо за предложение.

To aaz:
где компиляции, где перевод - в общем, как в большинстве статей в российских авиационных журналах.
Но если человек спрашивает - я думаю, ему приятно получить ответ по существу.
 
IL Serge Pod #15.04.2003 09:09
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

aaz>для Бурундук -
aaz>Уважаемый, не надо приводить в форуме длиннющие описания - он не для этого существует. Ссылки вполне достаточно.

Что можно приводить в форуме, а что нельзя - решает модератор.
   
IL Serge Pod #15.04.2003 09:11
+
-
edit
 

Serge Pod

администратор

Vale>Бурундук - в принципе, наверное, к таким текстам стОит добавлять (с) Моделист-Констуктор, (с) Музей "Ил-2:ЗС" ... ;)

Достаточно указания использованых источников.

Бурундук - так держать!
Будут вопросы по созданию страниц - обращайтесь.
   
RU Анатолий К #09.05.2019 04:50
+
+1
-
edit
 

Анатолий К

аксакал

Освобождение Сахалина.
Прикреплённые файлы:
ajat5lcuvfdrb6wa_1024.jpg (скачать) [1024x692, 233 кБ]
 
ibxmtcpbpvef6w9p_1024.jpg (скачать) [1024x691, 199 кБ]
 
 
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 17.05.2019 в 04:09
RU Анатолий К #17.05.2019 04:12  @Анатолий К#09.05.2019 04:50
+
+1
-
edit
 

Анатолий К

аксакал

Е.Халдей 2-30 сентября 1945г.
Прикреплённые файлы:
0b35colvazrch3hx_1024.jpg (скачать) [1024x691, 163 кБ]
 
jjqd6xk8zlegcbei_1024.jpg (скачать) [1024x677, 225 кБ]
 
iivdagwfxe6sjhsd_1024.jpg (скачать) [1024x677, 212 кБ]
 
1t26xlamjyu9tmwv_1024.jpg (скачать) [1024x690, 206 кБ]
 
 
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 17.05.2019 в 04:27
RU Анатолий К #17.05.2019 04:28  @Анатолий К#17.05.2019 04:12
+
+1
-
edit
 

Анатолий К

аксакал

А.К.> Е.Халдей 2-30 сентября 1945г.Над Порт-Артуром.
Прикреплённые файлы:
soc242kecpkczt9l_1024.jpg (скачать) [1024x680, 229 кБ]
 
fbwp5xdkgjq8zuun_1024.jpg (скачать) [1024x678, 251 кБ]
 
 
   52.052.0
Это сообщение редактировалось 17.05.2019 в 04:41

  • VAS63 [17.05.2019 08:13]: Редактирование параметров темы
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

aw

новичок
Разыскивается информация по "Каталинам" в бухте Врангеля (Залив Находка):

Подпись на обороте: "Фото 3-7-1947 г. --- б/х Врангель. --- 47-й ОАЭ --- Снимок на площадке аэродрома. Впереди бухта, на фоне самолеты "Каталина"
Прикреплённые файлы:
922928267061-OK-redo2.jpg (скачать) [1660x1200, 569 кБ]
 
 
   108.0.0.0108.0.0.0
Последние действия над темой

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru