На самолетах ВВС
Хочет летать столичная авиакомпания "Атлант-Союз"
Илья Хренников
Ведомости
23 марта 2004
Принадлежащая правительству Москвы авиакомпания "Атлант-Союз" собралась выйти на уникальный рынок перевозок крупногабаритных грузов. Для этого мэр Юрий Лужков готов выделить компании $60 млн на ремонт и переоборудование пяти самолетов "Руслан" из резерва Минобороны. Но в федеральном агентстве по управлению имуществом отмечают, что эти суда являются мобилизационным резервом и не могут быть переданы Москве.
"Атлант-Союз" эксплуатирует 16 грузовых самолетов Ил-76, два пассажирских Ил-86 и пять Ту-154. В прошлом году компания, по ее данным, перевезла около 30 000 т грузов и более 140 000 пассажиров. 51% акций "Атлант-Союза" принадлежит правительству Москвы, 49% - менеджменту и физлицам. Финансовые показатели компании не разглашаются.
Ан-124 ( "Руслан") - военно-транспортный самолет грузоподъемностью 120 т. Он разработан на украинском АНТК им. Антонова и выпускается на ульяновском заводе "Авиастар". В гражданских грузоперевозках задействовано 24 "Руслана". Из них девять принадлежат авиакомпании "Волга-Днепр", восемь - "Антоновским авиалиниям" ( "дочка" АНТК). Воронежская авиакомпания "Полет" эксплуатирует семь "Русланов", из них три собственных, а четыре арендованы у Минобороны под реализацию проекта "Воздушный старт" (Air Launch - запуск легких космических аппаратов с борта самолета). "Русланы" формируют уникальный рынок авиаперевозок крупногабаритных грузов, объем которого в прошлом году, по оценке авиакомпании "Волга-Днепр", превысил $400 млн (перевезено около 120 000 т грузов).
Как рассказал "Ведомостям" гендиректор "Атлант-Союза" Станислав Лейченко, его авиакомпания собирается обзавестись самолетами Ан-124 ( "Руслан"). Речь идет о пяти самолетах из состава ВВС России, которые с 1994 г. простаивают на аэродроме Сеща (Брянская область) из-за выработки ресурса двигателей и агрегатов. По его словам, правительство Москвы предлагает передать эти самолеты в его собственность, а затем провести их восстановительный ремонт и модернизировать в "гражданскую" версию - Ан-124-100 для осуществления международных грузоперевозок. Модернизированные самолеты планируется передать в эксплуатацию "Атлант-Союза".
Советник мэра Москвы Валерий Миницкий говорит, что это делается в рамках договоренностей Юрия Лужкова и главкома ВВС Владимира Михайлова, достигнутых в прошлом году. Ремонт и переоснастка самолетов на ульяновском заводе "Авиастар", по словам Миницкого, обойдется в $10 - 12 млн за один самолет. Передачу самолетов в собственность города Москва собирается компенсировать финансированием достройки самолета Ту-214 для Минобороны России, удлинением взлетно-посадочной полосы на военном аэродроме в подмосковном Чкаловском, материально-техническим снабжением ВВС, трудоустройством летчиков 224-го летного отряда и др.
Другие эксплуатанты "Русланов" считают логичным желание "Атлант-Союза" заняться перевозками крупногабаритных грузов. "Грузовой самолет Ил-76 уже не пускают по шумовым и экологическим требованиям ни в Америку, ни в Европу, - говорит вице-президент группы компаний "Волга-Днепр" Сергей Шкляник. - А один "Руслан" заменяет три Ил-76, к тому же позволяет возить уникальные грузы". Он отмечает, что в ведении Минобороны находится около 20 военно-транспортных самолетов Ан-124. По словам Шкляника, многие грузоперевозчики хотели бы получить их в собственность или аренду. Однако он сетует, что этому мешает строгий порядок процедуры выбытия и реализации военного имущества. "У правительства Москвы возможностей [для получения у ВВС самолетов] больше", - говорит Шкляник. Впрочем, источник в федеральном агентстве имущества говорит, что передача военных "Русланов" Москве недопустима по действующему законодательству. "Как можно передать в собственность имущество, обремененное мобилизационным предписанием? " - удивляется чиновник. Представитель авиакомпании "Полет" считает, что о конкуренции со стороны "Атлант-Союза" на рынке крупногабаритных перевозок можно будет говорить, лишь когда компания получит у ВВС "Русланы" и отремонтирует их. Ремонт каждого самолета, по его словам, занимает около трех месяцев.