F-22A vs F-35

 

MD

координатор
★★★★☆
В американской прессе постоянно появляются публикации, оспаривающие, или, наоборот, подтверждающие, необходимость и эффективность в нынешних условиях (после распада СССР) F-22.
С одной стороны, оппоненты уверяют, что это безумно дорогой оверкилл: нет противника, оправдывающего само существование истребителей по 160 млн. И в ближайшие пару десятилетий не появится. А к тому времени надо будет (и технически возможно будет) сделать что-то совершенно иное.
При этом пишут что, будучи весьма совершенным аэродинамически, по движкам и вообще как "леталка", по борту этот самолет по крайне мере на поколение отстал от принципиально более дешевого, но более молодого F-35.

Сторонники же Раптора приводят в основном три аргумента:
1) Новейшие русские истребители по многим важным характеристикам уже превзошли, и по многим другим - вплотную подобрались к лучшим имеющимся в США на вооружении машинам. При этом эти самолеты, как и технологии, позволяющие их производить и развивать, активно покупаются вероятными противниками США. Ими же, что не менее важно, создаются или приобретаются в других развитых странах т.н. force multipliers - (буквально "умножители силы в несколько раз") - АВАКСы, танкеры, самолеты РЭБ, наличие и использование которых в основном и позволяло американцам так легко расправляться с вполне компетентными (ну, пусть полукомпетентными :) )ВВС различных Ираков.
Это может лишить США ставшей для них привычной и необходимой ситуации абсолютного воздушного доминирования. А этого допустить нельзя.

2)Сумасшедшая цена Раптора связана в основном с расходами на НИОКР, и теперь собственно делать их будет не так уж дорого. И чем больше наделать, тем дешевле на одну штуку выйдет. Типа, если сделать, как планировали в начале - почти 800, то и цена, с учетом инфляции, будет примерно как планировалось. (вопрос остается, куда девать эти 800).

3) Воздушное доминирование - в смысле полный контроль над воздухом - авляется абсолютно, критически необходимым для успешного применения многих создаваемых сейчас, и в перспективе революционно эффективных вооружений - к примеру, airborn laser, или разведывательные и связные беспилотники на уровне вплоть до ротного. А защита противоракетных систем airborn laser, ценой в 1.1 млрд за штуку, вполне оправдывает существование сверхэффективных истребителей по 150 млн. Особенно с учетом возможного урона, нанесенного не сбитой вовремя ракетой.

А я вот подумал, что большинство из критически важных функций, приписываемых F-22, можно было бы выполнить большим числом гораздо более дешевых и универсальных F-35 (даже если потребуется дополнительная модернизация - это все равно несравнимые деньги). А Air Forceовские чины просто хотят иметь самую крутую во дворе игрушку. Потому и волну гонят, какой Америке каюк прийдет без их любимого Раптора.

Кстати, примеры позитивные есть - Команч отменили, Крусейдер отменили...
А вот мнений, что надо F-35 отменить или хотя бы сократить, мне как-то не попадалось; не абсолютное, но все же доказательство, что это будет нужная, рабочая машина, а не второе вундерваффе вроде В-2.

Кто что думает?
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

MD, 05.07.2004 03:52:32:
...оппоненты уверяют, что это безумно дорогой оверкилл: нет противника, оправдывающего само существование истребителей по 160 млн. И в ближайшие пару десятилетий не появится.
 

- А как же творящие чудеса на Су-30 индусы?! :rolleyes: Скрутившие в бараний рог F-15? :o
А к тому времени надо будет (и технически возможно будет) сделать что-то совершенно иное.
 

- Это вряд ли. Боевой БПЛА-истребитель должен появиться обязательно, а в области пилотируемых истребителей что-то сверх уровня F-22 - вряд ли...
Другое дело, что есть бесконечные возможности модернизации БРЭО на F-22.
При этом пишут что, будучи весьма совершенным аэродинамически, по движкам и вообще как "леталка", по борту этот самолет по крайне мере на поколение отстал от принципиально более дешевого, но более молодого F-35.
 

- И кто же заставит ставить на F-22 устаревше на 10 лет, например, оборудование?? Вместо того, чтобы использовать самые последние наработки?
А двигатели там, насколько помнится, идентичные с теми, что на F-35.
А я вот подумал, что большинство из критически важных функций, приписываемых F-22, можно было бы выполнить большим числом гораздо более дешевых и универсальных F-35 (даже если потребуется дополнительная модернизация - это все равно несравнимые деньги).
 

- Но ведь несмотря на повсеместную тенденцию к созданию многоцелевых самолётов (ИМХО - совершенно оправданную) функции этих двух различались с момента проектирования. Если F-22 - истребитель завоевания господства в воздухе (хоть он теперь и F/А-22), то F-35 - больше ударный самолёт. И его цели - преимущественно наземные и надводные...
Тем более: варианты F-35 с вертикальным взлётом и укороченным взлётом накладывают неизбежные ограничения на боевую нагрузку, дальность и продолжительность полёта. Тут уж господство в воздухе не вытанцовывается никак...
А Air Forceовские чины просто хотят иметь самую крутую во дворе игрушку. Потому и волну гонят, какой Америке каюк прийдет без их любимого Раптора.
 

- Ну, зачем так плохо думать о людях! :)
F-22, помимо всего прочего, предполагается ещё для работы этаким небольшим АВАКСом (нужно только заднюю кабину и оператора туда), а так же погонщиком боевых БПЛА-стелсов (опять с оператором).
А вот мнений, что надо F-35 отменить или хотя бы сократить, мне как-то не попадалось; не абсолютное, но все же доказательство, что это будет нужная, рабочая машина.
 

- И не попадётся - на него предварительных заказов уже тыщи полторы!
...а не второе вундерваффе вроде В-2.
 

- B-2 же создавался для той войны, которой, слава Богу, так и не случилось - для войны между сверхдержавами. А тут СССР возьми, да кончись...
А Китай не подымется на дыбы против США ещё лет 30-40...

ИМХО, что нужно обязательно на F-22 - это второго члена экипажа и дальнобойные ракеты на внешние подвески, типа AIМ-155, 8 штук + 4 топливных бака. Отстреляется предварительно, километров со 150-200 - и снова стелс.
И тогда он будет всех видать в гробу и в белых тапках... :F
“The only good Indian is a dead Indian”  
Это сообщение редактировалось 05.07.2004 в 06:57
RU vladimir55 #05.07.2004 09:35
+
-
edit
 

vladimir55

втянувшийся

Здравствуйте.
F-22 амы вряд ли закроют. Как машина для борьбы за господство в воздухе она лучше чем F-35. А воевать на более слабых машинах амы не привыкли.
- И не попадётся - на него предварительных заказов уже тыщи полторы!
 

И это только на внешнем рынке? Вряд ли. Даже если средний предварительный заказ 100 машин, то получается 150 стран мира заказали F-35!!!
 
RU vladimir55 #05.07.2004 10:25
+
-
edit
 

vladimir55

втянувшийся

ИМХО, что нужно обязательно на F-22 - это второго члена экипажа и дальнобойные ракеты на внешние подвески, типа AIМ-155, 8 штук + 4 топливных бака. Отстреляется предварительно, километров со 150-200 - и снова стелс.
И тогда он будет всех видать в гробу и в белых тапках...
 

И придется создавать для этого фактически новый самолет. Что поставит на F-22 жирный крест окончательно.
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

vladimir55, 05.07.2004 08:35:37 :
И не попадётся - на него предварительных заказов уже тыщи полторы!
 

И это только на внешнем рынке? Вряд ли.
 

- Где я говорил, что на внешнем??
Всего.
“The only good Indian is a dead Indian”  
RU vladimir55 #05.07.2004 11:28
+
-
edit
 

vladimir55

втянувшийся

Еще раз здравствуйте.
Не знаю, что нашло. Стран конечно 15, а не 150. Но все равно, цифры явно завышены. Тех же F-16 продали более 2000, но за 25 лет.
 
RU vladimir55 #05.07.2004 11:32
+
-
edit
 

vladimir55

втянувшийся

Если всего, то я слышал почти о 3000 только для США(ВВС, ВМС и КМП). Поэтому и не понял о каких заказах идет речь.
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

>- И кто же заставит ставить на F-22 устаревше на 10 лет, например, оборудование??

Жизнь заставляет. Проблема снятых с производства компонент вычислительной системы одна из приоритетных в программе F/A-22A. Но чего делать с ней толком не ясно.

>А двигатели там,

Двигатели это вещь в себе. Там как раз процесс совершенствования идет постоянно.

>насколько помнится, идентичные с теми, что на F-35.

Нифига они не идентичные. Двигатель F-35 сделан, конечно, на базе F119, но он проще, тяжелее и дешевле.

>F-22, помимо всего прочего, предполагается ещё для работы этаким небольшим АВАКСом

Не надо фигню говорить, никакой он не AWACS.
Учитесь читать.  

MD

координатор
★★★★☆
Nikita, 05.07.2004 01:55:27 :
>А двигатели там,

Двигатели это вещь в себе. Там как раз процесс совершенствования идет постоянно.

>насколько помнится, идентичные с теми, что на F-35.

Нифига они не идентичные. Двигатель F-35 сделан, конечно, на базе F119, но он проще, тяжелее и дешевле.
 


Однако же, по тяге он в классе 40000 фунтов, по сравнению с 35000 фунтов у 119.

Кстати, а чем проще?
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

>Однако же, по тяге он в классе 40000 фунтов, по сравнению с 35000 фунтов у 119.

Одна цифра тяги это почти ничто, значение иммеет график тяги в зависимости от высоты/скорости. То что у земли двигло F-35 дает больше это естественный факт, у него вентилятор здоровее, иначе вертикалке совсем плохо летаться будет (у модификации для Boeing'овского X-32 там вообще такое дуло было) :D А вот на высоте F119 по тяге его спокойно уделает.

>Кстати, а чем проще?

Технологии производства прежде всего проще, отсюда и больший вес. Конструкция тоже проще и опять-таки вследствие этого тяжелее и менее нагружена, например, у F135 турбина низкого давления двухступенчатая, а не одно- как у исходного девайса. Температуры пониже. И т.д.
Учитесь читать.  
+
-
edit
 

AndreyR

новичок
Конечно, самолеты абсолютно разные.

Были у американцев случаи, когда даже принятые на вооружение самолеты сильно урезались в серии или вообще прекращались выпускаться.

А инвестиции, потраченные на НИОКР, остаются в распоряжении своего ( а не чужого) ВПК в виде технологий, материалов, кадров и т.д., так что если даже Ф-22 не получится, то создадут какой-нибудь Ф-32, еще лучше.

А вот Ф-35 - большая удача, хлопот создаст нам до кучи. Да еще и красив, а красивое плохо летать не может.
 
+
-
edit
 

Вуду

старожил

AndreyR> А инвестиции, потраченные на НИОКР, остаются в распоряжении своего ( а не чужого) ВПК в виде технологий, материалов, кадров и т.д., так что если даже Ф-22 не получится, то создадут какой-нибудь Ф-32, еще лучше. [»]
- Совершенно непонятно, почему вся авиафорумная Россия дружно пытается F-22 отпевать, хоронить, объявлять неудачей и др. и пр.? :D Самолёт выпускается, совершенствуется, на ходу модернизируется. Нет и не прeдвидится никаких оснований его хоронить.

“The only good Indian is a dead Indian”  
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Nikita>Конструкция тоже проще и опять-таки вследствие этого тяжелее и менее нагружена, например, у F-35 турбина низкого давления двухступенчатая, а не одно- как у исходного девайса. [»]
- Это как раз для большего отбора мощности на вентилятор...
“The only good Indian is a dead Indian”  

MD

координатор
★★★★☆
Вуду> - Совершенно непонятно, почему вся авиафорумная Россия дружно пытается F-22 отпевать, хоронить, объявлять неудачей и др. и пр.? :D Самолёт выпускается, совершенствуется, на ходу модернизируется. Нет и не прeдвидится никаких оснований его хоронить. [»]

Да нет, не вся всё же... кто пытается, это не от большого ума. Скажем, я читал утверждения (и Вы тоже ), что F-22 - утюг, и РАЗУМЕЕТСЯ, Су-(проставьте номер) в ближнем - т.е. единственно реальном, настоящем, все как у канкретных пацанов - бою его уделает как бог черепаху.

Я же имел в виду другое - самолет задумывался на уровне концепции в восьмидесятых. В начале девяностых - уже летал. Понятно, что в то время это была эпохальная, абсолютно прорывная машина. Цена, кстати, тоже эпохальная. Но время такое было - на цену не смотрели, делали по принципу максимально достижимой технологии. Очень уж угрозы серьезные были...
На вооружение он ставится на пятнадцать лет позже, в другом мире. Угроз подобных близко нет и не предвидится. Противников ему нету. И в стадии создания - тоже нету. Ближайшие - там, где американцы были 10 лет назад (и то неизвестно, будут ли когда-нибудь там, где они сейчас - может, сразу начнут над чем-то принципиально новым работать).

Надо еще понимать, что лет через десять-пятнадцать - когда все Рапторы сделают и деньги потратят, наберет силу Китай. ВВС США, привыкшие быть полными хозяевами в небе за время после СССР, захотят новых игрушек. А им Раптором в нос ткнут - типа, вы же доказывали, что именно это - решение ваших проблем, и без него вам никак. Так что, извините, денег нет и в ближайшие 10 лет не ожидается. Вот тут-то и начнут задницу чесать...

А по состоянию на сегодня для него нету никаких причин - ВВС США при желании могут вынести ВВС всех остальных стран мира, вместе взятых. Даже и не напрягаясь особо... разве что израильтяне поогрязаются, но это ничего не изменит.
Иак нафига тратить немерянные миллиарды на то, что сегодня является абсолютно избыточным, а завтра - или, скорее, послезавтра - с хорошей вероятностью окажется недостаточным?

Даже мой любимый пример с В-2, и тот бледнеет. С В-2 можно хотя бы, при необходимости, корейские ракетные шахты разбомбить, или там дворец Ким Чен Ира, или иранский реактор. То есть, можно себе представить цели, для которых нужен невидимый стратег, наносящий удары с территории США, никого не предупреждая фактом своего перебазирования. А Рапторы для чего могут быть использованы, для чего не достаточно F-15? Что может быть одновременно настолько сложным и настолько важным?
Разве что, когда airborn laser сделают, их охранять? Ну так для этого проще тех же F-15 (А лучше еще модернизированных F-14) наделать, поставить на них движки от Раптора, радар от него же, сверхдальние ракеты Ваши любимые... танкер придать каждой группе в поддержку. Хрен кто подберется.

А ресурсы направить на работу над машиной следующего поколения - в ней нужда рано или поздно обязательно возникнет.



 

Tico

модератор
★★☆
А что вообше сейчас можно назвать следуюшим поколением? Есть какие-то активно разрабатываюшиеся концепции, кроме У-БПЛА? Может, они и есть концепция будушего?
- Барабашка - это научный факт. (с) аФон+  

Nikita

аксакал

Tico> А что вообше сейчас можно назвать следуюшим поколением? Есть какие-то активно разрабатываюшиеся концепции, кроме У-БПЛА? Может, они и есть концепция будушего? [»]

Для ВС США да. А вот для остальных вопрос непростой. БПЛА требуют соответствующей инфраструктуры. Кто кроме США может ее себе позволить ???
Учитесь читать.  

Вуду

старожил

Tico>> А что вообше сейчас можно назвать следуюшим поколением? Есть какие-то активно разрабатываюшиеся концепции, кроме У-БПЛА? Может, они и есть концепция будушего? [»]
Nikita> Для ВС США да. А вот для остальных вопрос непростой. БПЛА требуют соответствующей инфраструктуры. Кто кроме США может ее себе позволить ??? [»]
- А не обязательно нужна развитая промышленность, высокий научный и технологический уровень и пр. Это ещё и те папуасы, кому развитые страны БПЛА продадут. Точно так же, как продавали и продают самолёты и вертолёты прежних моделей.
“The only good Indian is a dead Indian”  
DE Вуду #07.03.2005 15:32  @Вуду#06.03.2005 02:24
+
-
edit
 

Вуду

старожил

Вуду>> - Совершенно непонятно, почему вся авиафорумная Россия дружно пытается F-22 отпевать, хоронить, объявлять неудачей и др. и пр.? :D Самолёт выпускается, совершенствуется, на ходу модернизируется. Нет и не прeдвидится никаких оснований его хоронить. [»]
MD> Да нет, не вся всё же... кто пытается, это не от большого ума. Скажем, я читал утверждения (и Вы тоже ), что F-22 - утюг, и РАЗУМЕЕТСЯ, Су-(проставьте номер) в ближнем - т.е. единственно реальном, настоящем, все как у канкретных пацанов - бою его уделает как бог черепаху.
- :D:lol:

MD> Я же имел в виду другое - самолет задумывался на уровне концепции в восьмидесятых. В начале девяностых - уже летал.
MD> На вооружение он ставится на пятнадцать лет позже, в другом мире. Угроз подобных близко нет и не предвидится. Противников ему нету. И в стадии создания - тоже нету.
- Но тут ведь вопрос ещё в возможном соотношении потерь, в их минимизации, даже в локальных войнах (например - американо-иранской). Самолёт этот, при всех его достоинствах и преимуществах, ведь тем не менее не заговорённый...

MD> Надо еще понимать, что лет через десять-пятнадцать - когда все Рапторы сделают и деньги потратят, наберет силу Китай. ВВС США, привыкшие быть полными хозяевами в небе за время после СССР, захотят новых игрушек. А им Раптором в нос ткнут - типа, вы же доказывали, что именно это - решение ваших проблем, и без него вам никак. Так что, извините, денег нет и в ближайшие 10 лет не ожидается. Вот тут-то и начнут задницу чесать...
- Боевые БПЛА. БПЛА-истребители. F-22 (с оператором) - в качестве АВАКСа для пары таких. Об этой концепции я читал лет 10 назад - минимум! Ему не обязательно самому лезть в самое-самое пекло. Туда можно роботов послать... То есть: не "или-или", а сочетание. Гармоничное. Как всегда было...

MD> А по состоянию на сегодня для него нету никаких причин - ВВС США при желании могут вынести ВВС всех остальных стран мира, вместе взятых. Даже и не напрягаясь особо... разве что израильтяне поогрязаются, но это ничего не изменит.
- Однако они не могут попутно вынести у противников всё ПВО и ПРО... :)

MD> Итак нафига тратить немерянные миллиарды на то, что сегодня является абсолютно избыточным, а завтра - или, скорее, послезавтра - с хорошей вероятностью окажется недостаточным?
- Не-а! У Вас декадентский взгляд на развитие авиации! :) Это всё-таки авиазаразу подхватили! :D

MD> А Рапторы для чего могут быть использованы, для чего не достаточно F-15? Что может быть одновременно настолько сложным и настолько важным?
- Для уменьшения своих потерь, завоевания и поддержания господства в воздухе минимимальной ценой.

MD> Разве что, когда airborn laser сделают, их охранять?
- И это - если потребуется! (Я кстати, где-то писал, что такую лазерную установку, буде она сварганится с расчётными параметрами, очень славно можно использовать для работы и по наземным, и по надводным целям. Так что, - "звёздные войны" явятся на землю! ;) Старик Рейган не дожил... :D )

MD>Ну так для этого проще тех же F-15 (А лучше еще модернизированных F-14) наделать, поставить на них движки от Раптора, радар от него же, сверхдальние ракеты Ваши любимые... танкер придать каждой группе в поддержку. Хрен кто подберется.
- Всем работы хватит! Вспомните Ирак-91 - сколько типов там участвовало!
ИМХО: работы в этом направлении ведутся, только нам с Вами пока не сказали... :)


MD> А ресурсы направить на работу над машиной следующего поколения - в ней нужда рано или поздно обязательно возникнет. [»]
- Ну, ИМХО, следующее поколение - боевые БПЛА и над ними уже давно трудятся, не разгибая спины, в США...
А 6-ое поколение с человеком... Трудно придумать, что туда можно встряпать, чего нельзя добиться совершенствованием 5-ого. Видимо, в 5-ом порог насыщения для пилотируемых ЛА достигнут... Дальше - постепенная эволюция.
А скачок - это боевые БПЛА. Там и размеры - в огромном диапазоне (от микроминиатюрных до натуральных истребителей прежних калибров), и перегрузки - что ни один человек никогда не вынесет (следовательно - радикально упрощается тактика воздушного боя с другими пилотируемыми, и усложняется - когда "БПЛА на БПЛА". Во где будет зарубон! :lol: )
“The only good Indian is a dead Indian”  

в начало страницы | новое
 
Поиск
Поддержка
Поддержи форум!
ЯндексЯндекс. ДеньгиХочу такую же кнопку
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru