victorzv2> Вот когда вы этот "комплексный показатель" выберете, проведете с ним расчеты, тогда предметно и поговорим. А пока - маниловщина чистой воды.
Что ж, попробуем "предметно":
Для подтверждения существования «закона куба-квадрата» представляется достаточным показать существование однозначной корреляции массы пустого самолета с третьей степенью параметра, отражающего геометрическую размерность самолета («обобщенного геометрического параметра»). Масса пустого самолета была предпочтена взлетной массе, поскольку последняя более подвержена разбросам, зависящим от плотности компоновки. Например, запас топлива (и, соответственно, взлетная масса) при модификации многих пассажирских самолетов был существенно увеличен без заметного роста массы конструкции.
В качестве «обобщенного геометрического параметра» была выбрана величина А, равная корню кубическому (3V_) из произведения Lw*L*B, где Lw – размах крыла, L – длина самолета/фюзеляжа, B – диаметр (ширина) фюзеляжа. Вследствие неполноты исходных данных значения В приняты равными 3,5 м для узкофюзеляжных, и 5,0 м - для широкофюзеляжных самолетов.
Для расчета использовались данные самолетов фирмы Boeing. При этом рассматривались только модификации самолетов, имеющие отличия в размахе крыла или длине фюзеляжа. Исходные данные для расчета взяты из справочника Jane’s 2000-2001 гг. В качестве массы пустого самолета G принят operational empty weight.
Поскольку в расчете присутствует самолет 747, имеющий заметное отличие в конструкции фюзеляжа (наличие верхней палубы), в формулу введен «коэффициент палубности» K, который для самолета 747 принят равным 1,2 (очевидно, например, что для самолета А-380 значение K будет ближе к двум). С учетом этого получим А=3V_ [K*Lw*L*B], причем для всех самолетов, кроме 747, K=1.
Исходные данные и расчетные величины A приведены в таблице. Для построения графика данные отображены в координатах «А - G», после чего на них наложена кривая вида G=Gk+kA
3.
Величина Gk составляет около 10 т, и соответствует «постоянной массе». В нее входит масса оборудования, не зависящая от размерности самолета, а также масса элементов конструкции, необходимая для «обслуживания» этого оборудования. Например, если взять носовую часть фюзеляжа, то это не только радар, БРЭО и оборудование пилотской кабины: кресла, пульты, органы управления и т.д., но и собственно конструкция НЧФ, масса которой (или «части» которой) в общем случае мало зависит от размерности самолета.
График показывает неплохую сходимость, за исключением трех точек: 757-200, 757-300 и 767-400ER. Возможно, что объяснить причины выпадения этих точек из графика сможет дополнительный анализ проектных параметров и конструктивных особенностей указанных трех самолетов.
___737-600__737-700__737-800__737-900__757-200__757-300__767-200__767-300_767-400ER_777-200__777-300___747-400
G___37,1_____38,1_____41,1_____42,5_____58,5_____63,7______80,7_____87,1____90,5_____139______160_______181
Lw__34,3_____34,3_____34,3_____34,3_____38_______38________47,6_____47,6____52________60,9_____60,9______64,4
L___31,2_____33,6_____39,5_____42,1_____47_______54,1______48,5_____55______61,4______63,7_____73,9______70,7
B____3,5______3,5______3,5______3,5______3,5______3,5_______5________5_______5_________5________5_________5
A___11,8_____12,07____12,67____12,91____13,77____14,36_____16,55____17,18___18,24_____19,33____20,21_____21,43