Миниморум, часть 5

 
1 7 8 9 10 11 12 13
+
-
edit
 

MaxVovk

новичок
А.С.> [quote|MaxVovk, 02.09.2005 09:43:59:]
avmich>> Уф. Этот дизайн - результат некоторых компромиссов. Пока хочется так сделать. [»]
А.С.> На выходных, если не забуду, сделаю.
А.С.> А конструкция, куда они вставляться будут, точнее тестовая?
А.С.>
[»]

А.С.> [/quote]
А.С.> Будет и её чертёжик, но к форсунке нужен завихритель! винтик без шляпки, но зато с шестизаходной резьбой! Ну, хотя бы четырёхзаходной, но тогда сам стержень тонковат будет. [»]

И куда этот винтик будет ввинчиваться?
Мой совет - чертежи тестовой модели в студию. Я технарь и понимаю только чертежи.
Готов точить детальки, но обязательное условие - присутствие при тестовом запуске :).
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

"Винтик" не вворачивается, а вкладывается - в центральный канал, и держится там на трении (перед вкладыванием завихритель охлаждается). Каждого захода резьбы вполне достаточно 1/3 - 1/4 витка.

Чертежей у нас нет. Очередную версию наилучшего на данный момент эскиза прилагаю. Резьбы в детали нет вообще. Точность обработки несущественна - важны практически только размеры выходных сопел центрального и боковых каналов, а они у нас планируются подбираться при испытаниях первого образца. Поэтому эти размеры будут меняться уже нашими силами.

[attachmentid=17790]
Прикреплённые файлы:
ris2c.GIF (скачать) [11,6 кБ]
 
 
 
Это сообщение редактировалось 03.09.2005 в 23:56
+
-
edit
 

avmich

координатор

Присутствие при тестовом запуске - легко, см. вопрос N 17 . Только сразу предупреждаем, что ракеты строятся очень долго :) . Если не в Киеве, конечно...

Вот имеющийся эскиз "стенда для испытаний форсунок поштучно".[attachmentid=17791]

Если маэстро Петров сюда заглядывает :) пусть обдумает вопрос о чертежах, он это умеет.

Андрей, думаю, при имеющемся запасе по диаметру центрального канала можем и четырёхзаходный нормально сделать... наверняка проще будет. Вообще говоря, они просто достаточно мало различаются - можно делать из соображений простоты, подойдут оба.
Прикреплённые файлы:
ris3.GIF (скачать) [8,1 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 

MaxVovk

новичок
avmich> Присутствие при тестовом запуске - легко, см. вопрос N 17 . Только сразу предупреждаем, что ракеты строятся очень долго :) . Если не в Киеве, конечно...
avmich> Вот имеющийся эскиз "стенда для испытаний форсунок поштучно".[attachmentid=17791]
avmich> Если маэстро Петров сюда заглядывает :) пусть обдумает вопрос о чертежах, он это умеет.
avmich> Андрей, думаю, при имеющемся запасе по диаметру центрального канала можем и четырёхзаходный нормально сделать... наверняка проще будет. Вообще говоря, они просто достаточно мало различаются - можно делать из соображений простоты, подойдут оба. [»]

Конструкция понятна. Ну так а винтик все-таки куда? :)
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

В центральный канал :) .

[attachmentid=17807]
Прикреплённые файлы:
ris5a.GIF (скачать) [1,37 кБ]
 
 
 
Это сообщение редактировалось 04.09.2005 в 11:48

avmich

координатор

avmich>> Эта - струйно-центробежная. В керосиновый канал вставим завихритель... [»]
Serge77> Это совсем не то. Нужно (как мне кажется), чтобы внутри форсунки смешивались оба компонента, образовывали тонкую эмульсию, которая уже будет поступать в камеру сгорания. Так будет достигнуто наилучшее смешивание. Это в Алемасове написано. [»]

Полностью согласен, но ЦБ-ЦБ форсунку сделать заметно сложнее, чем такую. Мы пошли на упрощение )огрубление) конструкции и уменьшение их числа для того, чтобы упростить эту часть...
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Полностью согласен, но ЦБ-ЦБ форсунку сделать заметно сложнее, чем такую. Мы пошли на упрощение )огрубление) конструкции и уменьшение их числа для того, чтобы упростить эту часть... [»]

Я конечно не токарь, но что тут сложного? На картинке - форсунка из Алемасова. Никаких вставок, просто банка с тремя дырками. Гораздо проще того, что нарисовано выше. И смешивание будет несравненно лучше.

На один вход подавать перекись, на другой - керосин, на выходе - эмульсия. Конечно, входов может быть несколько, если надо.

Если вдруг будет плохо смешиваться, внутри можно поставить редкую сетку или что-то подобное. Очень поможет добавка ПАВ в керосин.
Прикреплённые файлы:
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Ой. Перекись в канал керосина - или наоборот - не попадёт?

Что-то шибко подозрительно эта картинка выглядит :( . Конечно, просто, но - как гарантировать, что компоненты не попадут в чужие трубопроводы?

Отдельный вопрос - как подводить к таким двум отверстиям компоненты. Форсунок-то много :) . У нас два компонента идут двумя слоями на ФГ - то есть, это значит, что в отдельной форсунке отверстия будут на разном расстоянии от сопла. Но даже в таком случае страшно - вдруг компоненты не там смешаются?

В форсунке (в каждую сторону закрутки) должно быть несколько (желательно не меньше 4) каналов. Если 4 будут в одну сторону и 4 в другую...
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Ой. Перекись в канал керосина - или наоборот - не попадёт?

Этого я не знаю. Но чего им затекать туда, гда давление выше, чем в камере?

avmich> Отдельный вопрос - как подводить к таким двум отверстиям компоненты. Форсунок-то много :) . У нас два компонента идут двумя слоями на ФГ

Так и здесь ничего не мешает сделать так же.

avmich> В форсунке (в каждую сторону закрутки) должно быть несколько (желательно не меньше 4) каналов. Если 4 будут в одну сторону и 4 в другую... [»]

В какую другую???!!! Все компоненты подаются в одну сторону, чтобы получился общий вихрь.

avmich

координатор

avmich>> Ой. Перекись в канал керосина - или наоборот - не попадёт?
Serge77> Этого я не знаю. Но чего им затекать туда, гда давление выше, чем в камере?
avmich>> Отдельный вопрос - как подводить к таким двум отверстиям компоненты. Форсунок-то много :) . У нас два компонента идут двумя слоями на ФГ
Serge77> Так и здесь ничего не мешает сделать так же.
avmich>> В форсунке (в каждую сторону закрутки) должно быть несколько (желательно не меньше 4) каналов. Если 4 будут в одну сторону и 4 в другую... [»]
Serge77> В какую другую???!!! Все компоненты подаются в одну сторону, чтобы получился общий вихрь. [»]

Серж, при работе ЖРД - особенно во время переходных режимов - давления в разных частях ПГС меняются. В частности, давление в камере может оказаться больше, чем в полостях ФГ - поэтому, например, огневая стенка должна рассчитываться не только на давление "в камеру", но и наоборот.

Компоненты топлива редко подаются строго одновременно...

В двухкомпонентных форсунках любят подавать компоненты противотоком... кстати, для лучшей смешиваемости. Особенно в двухкомпонентных ЦБ со внутренним смешением...
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Серж, при работе ЖРД - особенно во время переходных режимов - давления в разных частях ПГС меняются.

Я тоже об этом слышал ;^))
Заброс из камеры в трубопроводы - это общая проблема. Однако чем лучше смешаны компоненты, тем быстрее и мягче старт и тем меньше переходных процессов. Наверное ;^))

avmich> В двухкомпонентных форсунках любят подавать компоненты противотоком... кстати, для лучшей смешиваемости. Особенно в двухкомпонентных ЦБ со внутренним смешением... [»]

Можешь нарисовать такую ЦБ форсунку с противотоком?
+
-
edit
 

avmich

координатор

Вот так примерно. Идея в том, что центральная часть закручивает один компонент против часовой стрелки, а периферийная закручивает другой компонент по часовой. Там, где конус распыла внутренней попадает на поток внешней, начинается смешение.

[attachmentid=17821]
Прикреплённые файлы:
ris6.GIF (скачать) [2,3 кБ]
 
 
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Да, такая форсунка тоже в Алемасове есть.

Кстати, она похожа на ту, что ты выше нарисовал. Простая, введение компонентов на двух уровнях ;^))

Правда здесь слишком много неизвестных параметров: диаметры и длины выходных отверстий, углы конусов распыла, какие они будут и какие оптимальны для смешивания.

Вообще, насколько я понимаю, хорошее смешивание компонентов - это не просто важная задача, а одна из главнейших. А смешивать две жидкости внутри форсунки (если это можно делать, а здесь можно) гораздо легче, чем снаружи.

Кстати, о переходных процессах. На чём вы думаете отрабатывать процесс запуска двигателя? Сразу на спаянном из трубок? Может для этого лучше сделать камеру из стальной болванки (без рубашки), но с реальной форсуночной головкой? За 3-5 секунд она не расплавится. А когда отработаете запуск без взрывов, перейдёте на реальную камеру.
+
-
edit
 

avmich

координатор

Serge77> Правда здесь слишком много неизвестных параметров: диаметры и длины выходных отверстий, углы конусов распыла, какие они будут и какие оптимальны для смешивания.

На счёт ЦБ форсунок, в первом приближении, есть хорошая теория, она изложена в учебниках. Длина выходного отверстия, например, лучше иметь поменьше :) диаметр - вполне определённым, а конус распыла зависит не только от форсуночных параметров... например, от того, как получается защищать днище.

Serge77> Вообще, насколько я понимаю, хорошее смешивание компонентов - это не просто важная задача, а одна из главнейших. А смешивать две жидкости внутри форсунки (если это можно делать, а здесь можно) гораздо легче, чем снаружи.

Смешивание компонентов - существеннейший фактор, влияющий на УИ. Тут можно потерять не два-три процента, как на сопле, а сразу 10-15, если неграмотно сделать.

Serge77> Кстати, о переходных процессах. На чём вы думаете отрабатывать процесс запуска двигателя? Сразу на спаянном из трубок? Может для этого лучше сделать камеру из стальной болванки (без рубашки), но с реальной форсуночной головкой? За 3-5 секунд она не расплавится. А когда отработаете запуск без взрывов, перейдёте на реальную камеру. [»]

Эээ... Непонятно, зачем. Нам вероятность взрыва пока кажется менее важной, чем необходимость делать другую камеру :) . Вот охлаждение мы для начала водяным сделаем, для стенда...
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

Технологически, в ЦБ-форсунках сложно получить хорошие отверстия. Сверлят с кондукторами... и всё равно часто не получается.

Есть техника изготовления форсуночной головки "слоями" - но там соединение этих слоёв - некий "хайтек". Вакуумная диффузионная сварка и рентгеноконтроль... Так что мы тут хотим пойти по пути попроще, хотя и более нудному.
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Эээ... Непонятно, зачем. Нам вероятность взрыва пока кажется менее важной, чем необходимость делать другую камеру :)

Совершенно ясно, что для отработки воспламенения, работы форсунок, отладки стенда и прочих работ, для которых неважно наличие реальной рубашки, одной трубчатой камеры не хватит, потому что она быстро израсходуется. Взрывы, прогары рубашки, да мало ли что ещё. Значит нужно будет несколько камер. Несколько точёных стальных болванок можно сделать за один день. А несколько ваших камер - за ХХХ лет. Вы просто будете бояться погонять её в разных режимах.

Это сообщение редактировалось 04.09.2005 в 22:57
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Технологически, в ЦБ-форсунках сложно получить хорошие отверстия.

Так зачем сверлить круглую заготовку? Сверли квадратный пруток, а потом его обтачивай снаружи и высверливай внутренность.

avmich> Есть техника изготовления форсуночной головки "слоями" - но там соединение этих слоёв - некий "хайтек". Вакуумная диффузионная сварка и рентгеноконтроль... Так что мы тут хотим пойти по пути попроще, хотя и более нудному.

Остапа понесло... Дай токарю чертёж и забудь о вакууме ;^))
+
-
edit
 

avmich

координатор

avmich>> Эээ... Непонятно, зачем. Нам вероятность взрыва пока кажется менее важной, чем необходимость делать другую камеру :)
Serge77> Совершенно ясно, что отработки воспламенения, работы форсунок, отладки стенда и прочих работ, для которых неважно наличие реальной рубашки, одной трубчатой камеры не хватит, потому что она быстро израсходуется. Взрывы, прогары рубашки, да мало ли что ещё. Значит нужно будет несколько камер. Несколько точёных стальных болванок можно сделать за один день. А несколько ваших камер - за ХХХ лет. Вы просто будете бояться погонять её в разных режимах. [»]

Ну, у нас вообще другие планы. Отрабатывать воспламенение отдельных форсунок... так не делают, насколько известно, и мы так делать не собираемся пока что. Работу форсунок отрабатывать будем на стенде - см. эскиз чуть раньше. Отладка стенда - имеется в виду, стенда всего ЖРД? Пока неясно, какие проблемы будут мешать нам стенд отлаживать, и почему они так плохи для камеры.

Да, есть вещи, для которых рубашка не так важна. Но она и не мешает, а также, по нашему мнению, не должна пострадать. При всём при том мы понимаем, что одного экземпляра движка нам не хватит, и на это закладывались достаточно давно. Не, не думаю, что мы будем бояться так уж его сломать :) как только мы обнаружим нечто, что лучше отрабатывать на менее тонком изделии, мы тут же так и сделаем, даже если потеряем одну камеру. Но пока мы этого не видим. Непонятно, пожалуй, что ты имеешь в виду под отработкой воспламенения. Одним из вариантов мы рассматриваем добавку катализатора в топливо. Ты этот вариант предлагаешь сначала покрутить на стальной камере? Так чем стальная лучше трубчатой рубашки? Стальная будет держать прочность порядка секунды, может, немного больше. Успеем разобраться за это время с поджигом? А в трубчатую мы воду заранее пустим. Или ты хочешь сказать, что давление взрывообразно нарастёт? У нас планы испытывать камеру только вертикально - вроде взрывов в камере быть не должно. Прогар рубашки на стендовой не отработаешь... Взрыв за время начального разогрева - это тоже непонятная вещь... Наконец, точёную стальную болванку можно сделать, если это совсем уж грубая деталь - и то вряд ли мы слишком быстро справимся, сейчас у нас не слишком быстро работа идёт. Опять же, разный коэффициент термического расширения...

Понятно, что постановка камеры на стенд - это риск для камеры. Ну так мы это знаем. Если первая разлетится слишком уж сразу - поменяем подход. Но надо знать, почему и как действовать иначе.
 
+
-
edit
 

avmich

координатор

avmich>> Технологически, в ЦБ-форсунках сложно получить хорошие отверстия.
Serge77> Так зачем сверлить круглую заготовку? Сверли квадратный пруток, а потом его обтачивай снаружи и высверливай внутренность.

Ты это скажи технологам :) . Все в один голос говорят, что лучше делать кондуктором... почему - не знаю. Я, кстати, ровно такой вариант сначала рассматривал...

avmich>> Есть техника изготовления форсуночной головки "слоями" - но там соединение этих слоёв - некий "хайтек". Вакуумная диффузионная сварка и рентгеноконтроль... Так что мы тут хотим пойти по пути попроще, хотя и более нудному.
Serge77> Остапа понесло... Дай токарю чертёж и забудь о вакууме ;^)) [»]

Так в слоёной ФГ проблема не в слоях :) а в их соединении. Фрезер-то их изготовит, нет проблем :) . Что вот потом делать, и кто это сделает...

Или у тебя есть токарь, который по совместительству соединяет слои с контролем качества? ;)
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Отрабатывать воспламенение отдельных форсунок... так не делают

Конечно не отдельных, а в двигателе.

avmich> Не, не думаю, что мы будем бояться так уж его сломать :)

Если бы я делал камеру столько лет, то я бы боялся вообще к ней подойти, не то что жечь в ней что-нибудь.

Если бы вы сразу начали со стальной болванки, уже вполне могли бы поработать на стенде с разными форсунками и хотя бы примерно понять, сможете ли вы заставить гореть такой двигатель, добывать перекись и работать с ней. Для всего этого рубашка не нужна.

avmich> Стальная будет держать прочность порядка секунды, может, немного больше.

У Кармака на кислород-метаноле держит минимум 5-6 секунд до расплавления.

+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Все в один голос говорят, что лучше делать кондуктором

Ну так пусть делают, зачем тебе волноваться.
+
-
edit
 

avmich

координатор

Серж, когда мы что-то делаем, мы делаем довольно быстро :) . Проблемы в другом.
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

Serge77>> На чём вы думаете отрабатывать процесс запуска двигателя? Сразу на спаянном из трубок? Может для этого лучше сделать камеру из стальной болванки (без рубашки), но с реальной форсуночной головкой? За 3-5 секунд она не расплавится. А когда отработаете запуск без взрывов, перейдёте на реальную камеру. [»]
avmich> Эээ... Непонятно, зачем.

Вот тут товарищ прямо по моему совету всё делает ;^))
Там у него написано, зачем он это делал, и оправдались ли его ожидания.
(Кажется тут уже была эта ссылка)

За 6 секунд стальная болванка нагрелась до 600F.

+
-
edit
 

avmich

координатор

Серж, ты даже ещё больше прав. В 8-м номере НК за этот год, в конце 57-й страницы - речь об истории Энергомаша - "Были испытаны десятки вариантов смесительных головок, в результате для дальнейшей работы в составе большой камеры выбрали вариант двухкомпонентных форсунок с начальным смешением компонентов топлива внутри них (т.н. "эмульсионные" форсунки). В этой камере, как и в "Лилипуте", удалось достичь близкой к предельной полноты сгорания и подтвердить результаты термо- и газодинамических расчётов". Там речь шла о керосин-кислороде.

Двухкомпонентные ЦБ форсунки со внутренним "эмульсионным" смешением, да ещё на перекись-керосине... рулят неимоверно, должно быть :) .
 
+
-
edit
 

Serge77

модератор

avmich> Серж, ты даже ещё больше прав.

Да ну, это не я прав. Я же не сам придумал, а в книжке прочитал. Правы те, кто всё уже исследовал и в книжки написал. Нужно читать ;^))

> Там речь шла о керосин-кислороде.

Их смешивали в форсунке? А как же керосин не замерзал?

avmich> Двухкомпонентные ЦБ форсунки со внутренним "эмульсионным" смешением, да ещё на перекись-керосине... рулят неимоверно, должно быть :)

Интересно, кто-нибудь делал такие именно на перекись-керосине? Может вы первые будете? Или не будете? ;^))
1 7 8 9 10 11 12 13

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru