Система амортизации «Ориона"

 
MD Serg Ivanov #06.11.2002 12:22
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Система амортизации, как видно из приведенных рисунков и описаний например проекта Марсианского «Ориона» с диаметром тяговой плиты в 10м, состояла из двух модулей:
1. основного состоящего из трех тороидальных пневматических камер (работа пневматических камер уже обсуждалась на форуме) высотой примерно в 1м каждая и диаметром около 10м, размещенных непосредственно впереди тяговой плиты
2. вторичного модуля из шести алюминиевых поршней высотой по 6м поднимающихся от второй, гораздо более массивной плиты-поглотителя импульса. Видно что эти поршни входят в металлический баллон длиной 8м и диаметром 9м. Диаметр поршней порядка 0,9 метров. В качестве рабочего тела амортизаторов могли бы применяться водород, гелий или их смесь.

Попробуем проанализировать, как могла работать эта система.
Объем баллона составляет 8*3,14*92/4=509м3. Когда шесть поршней входят в него, этот объем уменьшается на 6*6*3,14*0,92/4=23м3 или на 4,5%. На столько же (4,5%) увеличивается давление газа в баллоне, следовательно и сила тяги приложенная к остальному (выше амортизаторов) кораблю. Т.е. за системой амортизации сила тяги практически постоянная с пульсациями не более 4,5%. Для простоты расчетов примем ее постоянной.
Для Марсианского варианта «Ориона», при стартовой массе на орбите 220т, примем массу поршней, плиты-поглотителя импульса и модуля пневмокамер с тяговой плитой равной 44000кг (1/5 общей массы). Тогда масса остальной части корабля составит 176000кг. При среднем ускорении этой части корабля в 50м/с2 (5g вполне переносимо тренированным экипажем, расчетная перегрузка при спуске «Востока» =9-10g) тяга должна быть равна 880 тонн. Тогда давление на один поршень составит 880/6=146,7т или при диаметре поршня 90см давление газа в баллоне23кг/см2.
Предположим, что вначале система сжата – поршни утоплены в баллон. При запуске двигателя замки отпускают поршни и давление газа в баллоне начинает расталкивать поршни и баллон в противоположные стороны с силой 880 тонн. Ускорение поршней и баллона можно найти по известной формуле F=ma (считаем силу постоянной). Поршни при этом двигаются назад с ускорением 250м/с2, а баллон с остальным кораблем вперед с ускорением 50м/с2, как и требовалось. Через 0,2 сек (полупериод работы двигателя) скорость поршней 50м/сек, а корабля10м/сек. Баллон при этом продвинется вперед на 1м, а поршни отойдут назад на 5м в соответствии с формулой S=(at2)/2. Т.е. ход поршней будет равен 6м – как показано на рисунке.
В этот момент происходит подрыв ядерного заряда (как сказали бы артиллеристы, на выкате подвижных частей). Рабочее тело, воздействует на тяговую плиту и отбрасывает ее вперед с высоким ускорением, та через систему тороидальных пневматических камер передает импульс плите-поглотителю и поршням. Останавливает их и отбрасывает вперед со скоростью 60м/сек. Относительно баллона и остального корабля, уже движущегося вперед со скоростью 10м/сек, скорость поршней опять равна 50м/сек, но теперь направлена вперед. Давление газа теперь тормозит поршни с ускорением 250м/с2 и по-прежнему разгоняет баллон и корабль с ускорением 50м/с2. Через 0,2сек поршни достигают крайнего верхнего положения и начинают двигаться назад – цикл повторяется с частотой 2,5Гц. Приращение скорости корабля за один период =20м/сек в начале полета. По мере уменьшения массы корабля приращение скорости на импульс будет увеличиваться. При выключении двигателя амортизаторы фиксируются замками в верхнем (сжатом) положении.
Частота цикла зависит от допустимой перегрузки и длины хода амортизаторов и может варьироваться изменением давления газа в баллоне – выше давление - выше перегрузка – короче ход амортизатора. При приращении скорости на один импульс 30м/сек и максимальной перегрузке 3g (частота взрывов 1Гц), длина хода амортизаторов получается 22,5м - их можно сделать телескопическими.
Как видим ничего технически запредельного в системе амортизации «Ориона» нет.
 

yuu2

опытный

S.I.>... В качестве рабочего тела амортизаторов могли бы применяться водород, гелий или их смесь.
S.I.> ... Когда шесть поршней входят в него, этот объем уменьшается на 6*6*3,14*0,92/4=23м3 или на 4,5%. На столько же (4,5%) увеличивается давление газа в баллоне

Пардон, уже неточность. Кто-то в прошлом топике настаивал на строгой адиабатичности системы, т.е. на P*V^k=const. Для гелия пульсация в 4.5% по V - это 7.3% по P. Реально же, будет отдельно ударная волна от поршней и отдельно - волна релаксации системы, т.е. пульсации будут ещё больше.

S.I.>... В этот момент происходит подрыв ядерного заряда (как сказали бы артиллеристы, на выкате подвижных частей). Рабочее тело, воздействует на тяговую плиту и отбрасывает ее вперед с высоким ускорением, та через систему тороидальных пневматических камер передает импульс плите-поглотителю и поршням. Останавливает их и отбрасывает вперед со скоростью 60м/сек.

Я уже говорил, что простое векторное сложение импульсов для системы с образованием промежуточного состояния за счёт (не)упругого взаимодействия не есть good. По модели S.I. принципиально кинетическая энергия кабины не может возрасти на величину большую, чем работа сжатия газа в аммортизаторе. Пульсация давления в 7.3% это пульсация температуры на уровне 8 градусов при 300К. Или работа единичного цикла сжатия (509 м3 , 2.3 МПа) 78 МДж. Даже если ВСЯ работа сжатия перейдёт в прирост кинетической энергии исходно летящей со скоростью 100 м/с кабины (176 т у S.I.), прирост скорости не будет больше 4 м/с (2 м/с при 200 м/с и т.д.) - реально, естественно, меньше, но в-лом считать-уточнять.

Если же подводимая энергия будет больше, то будут одновременно реализовываться 2 механизма воздействия взрыва на корабль: воздействие через промежуточное состояние (только что описано) и воздействие на корабль как единое целое. Т.е. если для корабля, движущегося со скоростью всего-лишь 100 м/с S.I. попытается получить приращение скорости 20 м/с за один взрыв, то энергетика второго процесса будет в 4 раза больше. И будет 2 компоненты ускорения:

4 м/с за 0.4 с - цикл разрядки промежуточного состояния
и 16 м/с за 0.05 с - цикл скорости звука в конструкциях

или:
1.02g постоянной компоненты
и 33g в импульсной компоненете.

Ндааа ... Не хотел бы я ездить на подобной стиральной доске даже при скорости 100 м/с. Про несколько км/с и вовсе речи нет.
 
MD Serg Ivanov #12.11.2002 18:08
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Yuu2>Пардон, уже неточность. Кто-то в прошлом топике настаивал на строгой адиабатичности системы, т.е. на P*V^k=const. Для гелия пульсация в 4.5% по V - это 7.3% по P.

S.I.>Согласен, для гелия 7,3%, для водорода меньше, что в общем-то принципиально дела не меняет.

Yuu2>Реально же, будет отдельно ударная волна от поршней и отдельно - волна релаксации системы, т.е. пульсации будут ещё больше.

S.I.> Откуда ударная волна, при скорости поршня относительно газа до 50м/сек?

Yuu2>Я уже говорил, что простое векторное сложение импульсов для системы с образованием промежуточного состояния за счёт (не)упругого взаимодействия не есть good. По модели S.I. принципиально кинетическая энергия кабины не может возрасти на величину большую, чем работа сжатия газа в амортизаторе. Пульсация давления в 7.3% это пульсация температуры на уровне 8 градусов при 300К. Или работа единичного цикла сжатия (509 м3 , 2.3 МПа) 78 МДж.

S.I.>Здесь Ваша главная ошибка! Кабина не закреплена жестко в пространстве. Во время сжатия газа кабина разгоняется средней силой в 880т (определяется исходным давлением газа в баллоне), т.е. с ускорением 5g. Прирост кинетической энергии корабля происходит и при сжатии газа и при его расширении. Газ просто сглаживает ПУЛЬСАЦИИ силы до 7,3% * 880 тонн (и ускорения соответственно).

Yuu2>Даже если ВСЯ работа сжатия перейдёт в прирост кинетической энергии исходно летящей со скоростью 100 м/с кабины (176 т у S.I.), прирост скорости не будет больше 4 м/с (2 м/с при 200 м/с и т.д.) - реально, естественно, меньше, но в-лом считать-уточнять.

S.I.>А при нулевой исходной скорости какой будет прирост по Вашей методе расчета??? А интересно относительно чего Вы измеряете эту самую "исходную скорость"? И откуда "ВСЯ работа сжатия" знает с какой исходной скоростью движется корабль, т.е. сколько же ей давать прирост? Я это к тому, что мы все движемся с исходной скоростью в 30км/сек вокруг Солнца (и Бог знает какой относительно центра Галактики) и как-то этого не замечаем. Прирост скорости совершенно не зависит от исходной скорости (при не релятивистских скоростях во всяком случае).

Yuu2>Если же подводимая энергия будет больше, то будут одновременно реализовываться 2 механизма воздействия взрыва на корабль: воздействие через промежуточное состояние (только что описано) и воздействие на корабль как единое целое. Т.е. если для корабля, движущегося со скоростью всего-лишь 100 м/с S.I. попытается получить приращение скорости 20 м/с за один взрыв, то энергетика второго процесса будет в 4 раза больше. И будет 2 компоненты ускорения:
4 м/с за 0.4 с - цикл разрядки промежуточного состояния
и 16 м/с за 0.05 с - цикл скорости звука в конструкциях
или:
1.02g постоянной компоненты
и 33g в импульсной компоненете.
Ндааа ... Не хотел бы я ездить на подобной стиральной доске даже при скорости 100 м/с. Про несколько км/с и вовсе речи нет.

S.I.> Эти выводы – следствия предыдущих ошибок. :(
 

yuu2

опытный

S.I.>Согласен, для гелия 7,3%, для водорода меньше, что в общем-то принципиально дела не меняет.

Вариации 0.3g с периодом 0.4 секунды - это езда по слишком ухабистой дороге, боюсь экипаж обблюётся :) .

S.I.> Откуда ударная волна, при скорости поршня относительно газа до 50м/сек?

А скорость газа в сминаемом бублике относительно поршня будет все 300 м/с. Но это, так сказать, асимптотика. Реально же время сминания будет на уровне не более 0.05с.

yuu2>>Или работа единичного цикла сжатия (509 м3 , 2.3 МПа) 78 МДж.
S.I.>Кабина не закреплена жестко в пространстве.

Как и кресло в автомобиле. На маленьких ухабах вполне комфортно; как только энергия ухаба выше предела запасаемой энергии амортизатора - начинается тряска. А не плавный перелёт от ухаба к ухабу с постоянным ускорением.

Аналогично и тут: фактически Вы пытаетесь ударами молотка поджать пружину с незакреплённы противоположным концом и для того, чтобы придать пружине хоть какую-то работу сжатия необходимо:

п.1 ускорять всю пружину
п.2 время этого ускорения должно быть существенно меньше времени распространения звука в пружине

Соответственно, чем выше разница между энергией сжатия и полной энергией, тем больше будет различие между "ухабистым" ускорением пружины в целом и равномерным ускорением сжатия/растяжения пружины.
 
MD Serg Ivanov #17.11.2002 00:09
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Уuu2>Вариации 0.3g с периодом 0.4 секунды - это езда по слишком ухабистой дороге, боюсь экипаж обблюётся .

S.I.> Нетренированный экипаж и на "Союзе" облюется. 0,3g при среднем в 1g, в автомобиле чувствуются, а 5 g в ракете так припечатают, что экипаж и не заметит этих вариаций.

yuu2>>А скорость газа в сминаемом бублике относительно поршня будет все 300 м/с. Но это, так сказать, асимптотика. Реально же время сминания будет на уровне не более 0.05с.

S.I.>А скорость звука в водороде более 1200м/сек, а в гелии более 600м/сек. Работа бубликов (первой ступени амортизаторов), рассматривалась в топике про марсианскую транспортную систему.

yuu2>>Как и кресло в автомобиле. На маленьких ухабах вполне комфортно; как только энергия ухаба выше предела запасаемой энергии амортизатора - начинается тряска. А не плавный перелёт от ухаба к ухабу с постоянным ускорением.
Аналогично и тут: фактически Вы пытаетесь ударами молотка поджать пружину с незакреплённы противоположным концом и для того, чтобы придать пружине хоть какую-то работу сжатия необходимо:
п.1 ускорять всю пружину
п.2 время этого ускорения должно быть существенно меньше времени распространения звука в пружине
Соответственно, чем выше разница между энергией сжатия и полной энергией, тем больше будет различие между "ухабистым" ускорением пружины в целом и равномерным ускорением сжатия/растяжения пружины.

S.I.>Да я как раз и не стремлюсь ударами молотка ПОДЖАТЬ пружину. Я стремлюсь ударами молотка по пружине более-менее павно разогнать тело, прикрепленное к противоположному концу пружины. И при определенном соотношении массы молотка и этого тела, а также жесткости и длины пружины это вполне возможно -представте себе тележку на рельсах с пружиной сзади.
 

yuu2

опытный

yuu2>>фактически Вы пытаетесь ударами молотка поджать пружину с незакреплённы противоположным концом и для того, чтобы придать пружине хоть какую-то работу сжатия необходимо:
yuu2>>п.1 ускорять всю пружину
yuu2>>п.2 время этого ускорения должно быть существенно меньше времени распространения звука в пружине
yuu2>>Соответственно, чем выше разница между энергией сжатия и полной энергией, тем больше будет различие между "ухабистым" ускорением пружины в целом и равномерным ускорением сжатия/растяжения пружины.

S.I.>Да я как раз и не стремлюсь ударами молотка ПОДЖАТЬ пружину.

????? А как же Вы сообщаете энергию, тому, что за пружиной, если пружину поджимать не хотите? Никак иначе, чем краткосрочным импульсом в 33g за 0.05с просто не получится.

S.I.> Я стремлюсь ударами молотка по пружине более-менее павно разогнать тело, прикрепленное к противоположному концу пружины.

Вот, вот, вот: при "пружинной" передаче взаимодействия больше, чем работа сжатия пружины ни-за-что передать не получится.

S.I.>И при определенном соотношении массы молотка и этого тела, а также жесткости и длины пружины это вполне возможно

Не спотрю: при ОПРЕДЕЛЁННОМ подводимом количестве энергии/импульса "пружинный" механиз является доминирующим. Только конкретно для "Ориона" он на вторых ролях. Ставьте на пару порядков более мощную систему амортизации - будет что обсуждать.

S.I.> -представте себе тележку на рельсах с пружиной сзади.

Если нет трения в колёсах, то получится высокомощный варган, при удручающе низком пропульсивном КПД.
 
MD Serg Ivanov #08.12.2005 13:13
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Чертёж системы амортизации взрыволёта диаметром 86 футов (26м)
Первая ступень амортизации состоит из 285 тороидальных резиновых камер диаметром 12 дюймов (305мм) каждая собранных в 19 концентрических пакетов по 15 камер в пакете. Камеры наддуты газом (аммиаком) до давления 100psi(6,8атм). Снизу к ним крепится тяговая плита, сверху - промежуточная платформа.
Платформа в свою очередь прикреплена к поршням входящим в цилиндры заполненные газом под давлением - это вторая ступень амортизации.
Количество собственных колебаний первой ступени - 4,5 на импульс. Второй ступени -1,0. Запуск двигателя из нейтрального положения осуществляется зарядом половинной мощности, при работе полные заряды подрываются на выкате системы.
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 08.12.2005 в 16:24
MD Serg Ivanov #08.12.2005 13:48
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Тяговая плита, показана деталь крепления амортизационных камер. Плита стальная, начальное ускорение 50000g. Для предохранения от абляции перед взрывом покрывается тонким слоем масла на основе нефтепродуктов. Толщина плиты с края 95мм, к центру она утолщается в соответствии с распределением энергии в плазменной струе.
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 08.12.2005 в 16:20
MD Serg Ivanov #08.12.2005 13:54
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Принципиальная схема двигателя-
График ускорения корабля при работе движка (пунктиром- в конце полёта- мин. масса макс. ускорение)
Прикреплённые файлы:
 
 
Это сообщение редактировалось 08.12.2005 в 16:18
MD Serg Ivanov #12.12.2005 16:33
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Общий вид-
Прикреплённые файлы:
 
 
UA Ruata Matsu #13.12.2005 13:33
+
-
edit
 

Ruata Matsu

новичок
А нельзя ли вместо ядреных шашек использовать бризантные вв? Прикинул УИ получается неплохим... правда метода самопальная...
 
RU Dem_anywhere #13.12.2005 14:43
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
>А нельзя ли вместо ядреных шашек использовать бризантные вв? Прикинул УИ получается неплохим... правда метода самопальная...
Только для первого импульса. Ибо вес...
 
IL valture #13.12.2005 14:46  @Ruata Matsu#13.12.2005 13:33
+
-
edit
 

valture

опытный

R.M.> А нельзя ли вместо ядреных шашек использовать бризантные вв? Прикинул УИ получается неплохим... правда метода самопальная... [»]

можно - даже работающую модельку делали , где-то на Авиобазе был даже фильмец ...
 
UA Ruata Matsu #13.12.2005 15:32
+
-
edit
 

Ruata Matsu

новичок
Ну фильм про модельку и я видел...
А реальный космический пепелац интересно можно ли слабать?
Запасов тротила родина накопила на тысячи полетов.
Что по поводу УИ для ВВ импульсного двигателя...
 
+
-
edit
 

valture

опытный

ну взрыволет завсегда будет тяжелее стандартной ракеты за счет повышеной нагрузки на корпус и системы аммортизации .... другое дело , если использовать раствор\расплав ТНТ/гексогена в обычном РД ... :blink:
 
MD Serg Ivanov #13.12.2005 16:16  @Ruata Matsu#13.12.2005 15:32
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
R.M.> Ну фильм про модельку и я видел...
R.M.> А реальный космический пепелац интересно можно ли слабать?
R.M.> Запасов тротила родина накопила на тысячи полетов.
R.M.> Что по поводу УИ для ВВ импульсного двигателя... [»]

УИ будем меньше чем у химич.ракет- смысла нет.
 
UA Ruata Matsu #13.12.2005 16:34
+
-
edit
 

Ruata Matsu

новичок
Расчет УИ для импульсника - хитрая штука... нет методы. нет аналогов. По этому - с какого перепугу УИ будет меньше, чем у ЖРД?
 
+
-
edit
 

alex_ii

аксакал
★★
А вот сбацать модель 1х200 и попробовать - для отработки системы амортизации. Такая машина хоть гадить в атмосфере не будет как реальный Орион, самое то для испытаний.
 
RU Dem_anywhere #14.12.2005 10:29
+
-
edit
 

Dem_anywhere

аксакал
★☆
>Расчет УИ для импульсника - хитрая штука... нет методы. нет аналогов. По этому - с какого перепугу УИ будет меньше, чем у ЖРД?

Потому что КПД больше получиться не может :)
И в итоге - мы упираемся в запасённую в веществе удельную энергию...
 
UA Ruata Matsu #14.12.2005 11:06
+
-
edit
 

Ruata Matsu

новичок
Э. Ну а почему это кпд ЖРД должна быть априори больше, чем КПД импульсника. Мне это видиться с точностью до наоборот? ;)
 
+
-
edit
 

valture

опытный

alex_ii> А вот сбацать модель 1х200 и попробовать - для отработки системы амортизации. Такая машина хоть гадить в атмосфере не будет как реальный Орион, самое то для испытаний. [»]

ну простейшая моделька импульсника - это что-то типа трубки с маленькими зарядами ВВ , разделенными пробками\шайбами с бикфордовым шнуром : зарядик взрываетси - толкает ракетку и поджигает шнур , шнур горит Н сек. и подрывает след. заряд .....и т.д. и т.п. :blink:

 
UA Ruata Matsu #14.12.2005 14:31
+
-
edit
 

Ruata Matsu

новичок
ага, простейший импульсник - строил в начале прошлого века доктор Роберт Годдард... По вышеописанной схеме причем. С одним дополнением - зарядики выстреливались в стальную камеру - где они и подрывались. УИ такого импульсника - был высок... цифру не помню - но гораздо выше чем у РДТТ
 
MD Serg Ivanov #17.12.2005 15:13
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Модельку (и не только модельку) с высоким Уи можно сделать используя ВНЕШНИЙ источник энергии. Например мощный импульсный лазер фокусируется на толкательной плите.
 
MD Serg Ivanov #17.12.2005 15:20
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
R.M.> Расчет УИ для импульсника - хитрая штука... нет методы. нет аналогов. По этому - с какого перепугу УИ будет меньше, чем у ЖРД? [»]

Попробуйте разобраться, коли охота- Расчет УИ ядерно-импульсного двигателя но это для ваккуума. В атмосфере Уи больше. Возможно используя заряды объемного взрыва можно построить первую ступень с относительно высоким УИ -фактически используется кислород воздуха.
 
MD Serg Ivanov #17.12.2005 16:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Ещё вариант- пулять заряды объемного взрыва на траекторию разгона взрыволета с Земли. Для подьема на высоту 38км нужно примерно 200 зарядов.
 

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru