ВМС Норвегии на перепутье
16.02.2007 10:46 Армия, ВПК, спецслужбы
8 января 2007 года в Осло перед представителями национальной Ассоциации офицеров с ежегодной речью выступила министр обороны Норвегии Анне-Грете Стрём-Эриксен. Такие встречи являются традиционными и в большей степени представляют собой не отчёт о проделанной работе, а рассказ о перспективах дальнейшего развития национальных вооружённых сил с непременным восхвалением последних. Не стало исключением и нынешнее собрание.
Так, говоря о национальных вооружённых силах, глава военного ведомства неоднократно подчеркивала, что Норвегия располагает "хорошей, гибкой, подготовленной, пользующейся доверием и поддержкой населения страны армией". Были приведены примеры активной деятельности частей и подразделений различных родов и видов войск в конце 2006 года и в первую "определяющую", как подчеркнула министр, неделю нового 2007 года. Немало было сказано об участии норвежцев в миротворческих миссиях, об успехах военнослужащих хемверна (национальной гвардии) и сухопутных сил и т. д. В общем, доклад был представлен в самых радужных тонах. Единственным вопросом, который возник у внимательного слушателя, являлось то, что ни национальные ВВС, ни ВМС не удостоились ни слова в свой адрес. Но кто станет останавливаться на такой мелочи, "если в остальном всё просто прекрасно". А между тем, люди заинтересованные и компетентные знакомы с той оценкой, которую дают этим видам вооружённых сил представители норвежского военного руководства.
Так, в конце 2006 года командующий объединённым оперативным командованием ВС Норвегии вице-адмирал Ян Рекстен заявил, что уровень современного оснащения армии и флота "опасно приблизился к минимуму" и иногда даже находится "ниже критической отметки". Хотя глава ООК отказался конкретизировать свои слова, его предупреждение о том, что "ударные силы на море полностью отсутствуют", в первую очередь, свидетельствует о бедственном положении норвежских ВМС. А главный инспектор (командующий) сухопутных сил Норвегии генерал-майор Роберт Муд высказался в пользу повышения уровня профессионализма военнослужащих и увеличения в этой связи срока службы по призыву до двух лет.
Сообщения с комментариями о сложной ситуации в ВВС и ВМС страны постоянно появляются и в прессе. К примеру, в ноябре 2006 года газета "Афтенпостен" опубликовала материал, где привела данные, свидетельствующие о низкой боеготовности флота. Как было отмечено, не считая четырёх устаревших подводных лодок типа "Ула" и нескольких минных тральщиков, военно-морские силы Норвегии располагали на конец 2006 года лишь фрегатом УРО "Нарвик" и двумя ракетными катерами (рка) типа "Хауг". Причём крупнейшая в норвежском флоте единица должна быть окончательно выведена из боевого состава в 2007 год. Четыре же других катера типа "Хауг", осуществляющие сейчас патрулирование территориальных вод Ливана, могут быть задействованы по национальным планам не ранее 2008 года. Кстати, в своём выступлении перед представителями Ассоциации офицеров госпожа Стрём-Эриксен упоминала эти катера, подчеркивая их "активную и эффективную деятельность на Ближнем Востоке". И это несмотря на то, что ранее в СМИ высказывались резонные сомнения относительно готовности кораблей малого водоизмещения к выполнению задач серьёзной боевой службы . В ходе итоговой инспекторской проверки накануне выхода в море экипаж одного из ракетных катеров не смог уложиться в зачетные нормативы по борьбе за живучесть, а также поиску и спасению. На другом катере были выявлены технические неисправности всех четырех орудий. Кроме того, из 100 человек личного состава экипажей 50% были не имеющие достаточного опыта призывники.
Печальная история с ракетными катерами, однако, на этом не заканчивается. Судя по всему, из-за существующих финансовых проблем приказал долго жить проект модернизации ВМС за счёт строительства современных рка типа "Шёльд".
Не лучшим образом обстоят дела и с программой принятия на вооружение ВМС Норвегии новейших фрегатов типа "Фритьоф Нансен". В июне 2006 года газета "Афтенпостен" сообщила, что данный проект может быть приостановлен по причине дефицита личного состава, способного обслуживать современную технику. Речь, в первую очередь, шла об обладающих соответствующими специальными навыками и знаниями офицерах, недокомплект которых составляет, ни много, ни мало, более 500 человек. Проблема усугубляется также тем, что у флота напрочь отсутствуют реальные возможности по подготовке такого количества военнослужащих. То есть эта проблема не сможет быть решена даже к 2010 году, когда, согласно существующим планам, в строй должен будет встать последний корабль данного типа.
Но беда не ходит одна. И уже сейчас, головной фрегат этой серии "Фритьоф Нансен", проходя ходовые испытания, столкнулся с проблемой коррозии корпуса, что, как правило, имеет место лишь после двух лет интенсивной эксплуатации. А ведь речь идёт о новейшем корабле!
Подводные силы Норвегии пока "держатся на плаву". Но находящиеся на вооружении дизельные субмарины типа "Ула" имеют средний возраст около 20 лет, что даёт "определённую пищу для размышлений". Надолго ли хватит "старушек" и хватит ли вообще?! Появляющиеся сомнения косвенно подтверждает широко разрекламированный в конце января 2007 года командующим норвежскими подводными силами коммандёром Эриком Бёе проект, целью которого, по его заверениям, должна стать "отработка навыков управления одной ПЛ двумя экипажами попеременно". Громкие слова прозвучали, фанфары пропели, а в сухом остатке оказалось, что определяющим фактором для принятия подобного решения стала отнюдь не попытка улучшить процесс оперативно-боевой подготовки, а… необходимость постановки в капитальный ремонт ранее, чем планировалось, очередной подлодки. Куда же после этого девать освобождающийся личный состав при дефиците техники?
Согласно планам командования Норвегии, пл данного типа будут входить в боевой состав флота до 2020 года. И дальнейшие перспективы развития подводных сил Норвегии выглядят достаточно туманно. Заменой для "Ул" должны были стать корабли уже окрещённые "Викинг" - детище общего труда специалистов трёх скандинавских государств: Швеции, Норвегии и Дании. Однако в 2003 году норвежцы заявили о своём выходе из этого проекта…
В своё время царь Пётр I, создавая с использованием заграничного опыта российский флот, сказал, что государство, обладающее только сухопутными войсками, имеет одну руку, наличие же морских сил даёт стране обе. Не окажется ли так, что Норвегия, проводя финансовые и реорганизационные манипуляции с национальными ВС, в скором времени не досчитается жизненно важной части своего организма, и высшему военно-политическому руководству страны наскоро придётся заниматься протезированием.
_ttp://www.warandpeace.ru/ru/reports/view/8487/