В продолжении темы… Летом 88 два дивизиона (главным образом изделия ) отправили на усиление частей … в Эстонию. Участвовал в приемке и проверке (в техдивизионе дизелист состоял в расчете комплекса проверки). Возвратным рейсом отправили из той части меня (равноценная замена
)). Судьба изделий печальна – их даже не вывезли оттуда.
С оставленных дивизионах и позиций стали снимать все, в том числе и по плану сдачи металлолома. Так что подобные пейзажи на-блюдали уже тогда.
Губу закрыли, в ней устроили оружейный склад. Ибо пошло легкое движение в сторону воровства (по анекдоту: «…если ты берешь ко-лесо, то я сопру ключи»).
Дальше о службе.
… выводим стрелку уставки напряжения на отметку 400 в. Для компенсации падения напряжения. Во время работы на полигоне ставили 380 – чтобы не спалить холодильники, кондиционеры и чай-ники. Еще раз вслушаюсь в гул работы, больше похожий на шум моря, с такими-же накатами прибоя. Снимаю с предохранителя главный рубильник. Проверяю отстутвие напряжения на входе. Если там есть включенная сеть или другая установка – будет такая искра и такой пшик…
Сеть чистая – с звуком похожим на выстрел выжимаю рубильник вниз. Двигатель взревывает – выхлоп вылетает черным, угольным об-лаком. Через три удара сердца автоматика выравнивает обороты. Нагрузка сразу дает о себе знать – гул становится басовым. Можно осмотреться в отсеке, обойти дизель, проверить на всякий случай уровень топлива в обоих баках. Каждый по 165 литров, плоские желтые коробки по углам кунга. На панели приборов есть указатель уровня топлива – с точность «плюс-минус два ведра». Для точности есть и топливные линейки – металлические линейки с отметками по уровню топлива. Они вкручиваются в верхнюю часть бака.
Далее выставляем жалюзи радиатора. Вообще-то есть и тер-мостат, но в моем дизели залита вода. Поэтому температуру надо смотреть не только по приборам но и наощупь. Открывая или за-крывая заслонки надо держать температуру воды в пределах 65-95 градусах, масла – не более 110.
Проверить зарядный ток батарей – не менее 5 и не более 50 ампер. На каждую батарею ведется журнал: в нем пишут уровень плотности электролита (раз в неделю) и указывают обслуживание (доливка дистиллированной воды и протирка поверхности батарей содой).
По амперметру проверяю рабочий ток – летом он малый, не более 45 ампер. Не работает подогрев объектов. Значит надо подключить добавочную нагрузку. Черный ящик с резисторами. Каждый мощ-ностью по 50 киловатт. Делать это надо в час по минут 10. Иначе дизель работает с недогрузкой, кольца на поршнях могут залечь.
А зимой дело другое – там ток только давай, много не будет…