Небольшой отрывок из воспоминаний Ара-губского ветерана:
Прибыл на СКР-16 командиром БЧ-3 в 1981 году в сентябре... Кэпом был Федя Стратевич, молдаванин, которому всё прощали за то, что как и комбриг, и НШ имел допуск к КПУГУ, и всё время за них сидел. Несмотря на свои 17 лет, корабль был очень ходовой. Из морей не вылезали. То Маточкин шар перекрываем по три месяца, то на Нордкапе буи ставим, то "Марьяту" гоняем...
А в июле пошли следить за "Каунти" (десантником американским, который подрабатывал РЗК). Они ставили автономное прослушивающее устройство для слежения за нашими АПЛ (бочонок в 2 метра диаметром) и в определенное время хотели его поднять, но мой коллега-минёр с СКР-87 Петя Епанчин эту хреновину расстрелял из дегтярёва.
Америкос с горя ещё недельку походил и, когда заступил на слежение мой пароход (автономность скр была - неделя), попылил на север. Мы - за ним. Затащил он нас во льды - до 74-го градуса. Холодно, а температурный режим надо соблюдать - мои торпедисты решили погреть торпеды и, как положено, включили систему обогрева СОМ-1. А тут нам команда – в базу! Летели на двух форсажных - 38 узлов! Пришли в Ару в 21.00, я сразу же дежурным заступил, кэп умотал в Видяевку.
А в это время СОМ (а мне его за месяц до этого в Росте установили и подключили неправильно...) разогрел торпеды докрасна, водород (кипящий электролит) с кислородом образовали гремучую смесь. В 23.30 я пошёл на соседний причал с докладом ОД - там стояли СКР-87 и СКР-120. Из иллюминатора 87-го (был у Пети) увидел взрыв на своём пароходе... Борзов отдыхает - так я бежал...
Увидев бойца, поливающего из рукава валяющуюся под шлюпкой аккумуляторную батарею, забрал шланг и стал поливать БЗО, которое угодило в фальштрубу (в выгородку боцкладовки, еще бы 30 см правее - влетело в ПЭЖ). Потом прибежали минёры - Женя Соколов и Петя, начали откручивать все БЗО и складывать на корме. Через 50 мин привезли кэпа, флагмина Чукалкина и комбрига Бирюкова. Сразу погнали на разборки в Столицу, и 7 дней меня имели мехом внутрь... Мне дали НСС от Косяка, а работяга, который неправильно всё подключил, умер от сердечного приступа. Меня спасло то, что я не подписывал акт о приёмке СОМ. Далее мы ещё немного походили, и было принято решение передать нас в Каспийскую флотилию. В августе 1983 с нас сняли ТА, наварили баки-гальюны с брезентовыми стенками, отрезали "яйцо" ГАС, и отправили по Беломоро-Балтийскому и другим рекам и каналам в Баку. Моя смена пришла в Беломорске, и я вернулся на Север, на "Достойный" к Смирнову А.К. Точно не знаю дальнейшую судьбу СКР-16, но в 92 его видели на осушке без признаков жизни возле Баку. Высылаю фото из моего микроархива...
© Ю. Ан.
Это сообщение редактировалось 27.02.2009 в 13:06