"Аэрофлот" (R) приземлился в Ирландии
//
Авиакомпания "Аэрофлот" после неудачной попытки купить авиакомпанию в Ирландии решила создать ее с нуля. Правда, формальными учредителями новой авиакомпании SkyNet будут американский и ирландский бизнесмены, зато управлять ею будет "Аэрофлот".
Российский авиаперевозчик давно ищет возможность выполнять и внутриевропейские рейсы, для чего "Аэрофлот" намеревался купить крупный пакет акций какой-нибудь европейской авиакомпании.
В начале 2001 г. переговоры об этом велись с ирландской Virgin Express, принадлежащей британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону, но не увенчались успехом из-за высокой цены пакета (около $10 млн за 49% акций компании, не владеющей ни одним самолетом).
Но "Аэрофлот" не отказался от "ирландской идеи". Заместитель гендиректора авиакомпании Лев Кошляков рассказал "Ведомостям", что партнер в этой стране наконец найден. Им станет специально создаваемая под этот проект авиакомпания SkyNet (с базой в аэропорте Шеннон). "Это выгоднее и эффективнее, чем летать только напрямую из Москвы, - объясняет интерес своей компании к небу Европы заместитель гендиректора "Аэрофлота" Лев Кошляков. - Законодательство Европейского союза носит менее ограничительный характер, для организации внутриевропейских рейсов не нужны межправительственные соглашения".
Ирландия - одна из наиболее удобных стран для регистрации самолетов, взятых в лизинг. Регистрация судна в Ирландии снижает его стоимость для покупателя не менее чем на 10% (по сравнению с российской "пропиской") , так как не взимаются налоги прямого действия - дорожный налог, налог на имущество, а также пошлины за нотариальное заверение и госрегистрацию. Кроме того, в отличие от России в Ирландии не нужно платить пошлину за растаможивание самолета в размере 20%.
По словам Кошлякова, сейчас стороны прорабатывают юридические детали сделки. "Аэрофлот" будет управляющей компанией SkyNet, но доли в ней, по крайней мере на первом этапе, иметь не будет. Маршруты SkyNet будут сформированы исходя из интересов российского перевозчика, который будет гарантировать загрузку европейских рейсов. Самолеты "Аэрофлота" будут доставлять пассажиров в Шеннон, а внутриевропейские рейсы из этого аэропорта станет выполнять SkyNet. Не исключено, что "Аэрофлот" даже откажется от части собственных рейсов в пользу партнера. В перспективе менеджменту "Аэрофлота" хотелось бы, чтобы самолеты SkyNet летали бы под флагом российской авиакомпании.
Учредители SkyNet - гражданин США Карл Форфцимер и Пол Уильямсон, ирландский бизнесмен, работающий в Соединенных Штатах. Генеральный директор SkyNet Дик Хили рассказал "Ведомостям", что сейчас компания приступает к приобретению лицензий и самолетов. Начать работу SkyNet рассчитывает в апреле будущего года. "Мы будем летать из Шеннона и работать с "Аэрофлотом" на основе коммерческих соглашений, - говорит Хили. - Ни о каком участии в капитале друг друга речь не идет". Денежная сторона вопроса и инвестиции пока не раскрываются, но авиакомпания уже договорилась о предоставлении кредитов для аренды двух Boeing 737 с апреля 2002 г. К 2005 г. , по словам Хили, парк SkyNet будет насчитывать 20 самолетов Boeing 737. Кризис, поразивший рынок авиаперевозок, партнеров не пугает. Хили утверждает, что после 11 сентября цены на самолеты стали существенно ниже, подобрать хороший летный состав сейчас тоже стало гораздо легче, чем полгода назад.
Финансовая выгода для "Аэрофлота" в этом проекте не очевидна. "Треть выручки "Аэрофлоту" дают европейские перевозки, - говорит аналитик компании UFG Юлия Жданова, - но доходы SkyNet не отразятся на результатах "Аэрофлота", так как юридически это две совершенно разные компании". Впрочем, по мнению Ждановой, компания может получить дополнительные доходы от увеличения числа пассажиров благодаря расширению маршрутной сети. Но Ольга Филиппова из Альфа-банка добавляет, что резкого роста пассажиропотока "Аэрофлоту" пока ожидать не стоит: европейский рынок авиаперевозок сформирован, а SkyNet еще не объявила свою стратегию.