[image]

166 Гвардейский Краснознаменный иап (в/ч 10227), аэродром Марнеули (Сандар), Грузия. Часть 4

 
1 15 16 17 18 19 34
+
-
edit
 
..
Прикреплённые файлы:
f0003a.jpg (скачать) [992x1408, 81 кБ]
 
f0008a.jpg (скачать) [992x1400, 74 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 
.
Прикреплённые файлы:
0001f.jpg (скачать) [512x332, 70 кБ]
 
IMG_0003.jpg (скачать) [512x328, 62 кБ]
 
 
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 09.05.2010 в 13:04
+
-
edit
 
..
Прикреплённые файлы:
f0009.jpg (скачать) [1642x1258, 123 кБ]
 
 
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 09.05.2010 в 14:15
+
-
edit
 
.
Прикреплённые файлы:
 
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 09.05.2010 в 14:35
+
-
edit
 
RU ВНУЧКАДЕДОВА2 #09.05.2010 19:07  @Sanslav#09.05.2010 13:28
+
-
edit
 
Sanslav> :

Спасибо, Sanslav, за выложенные фотографии и документы! С праздником всех, с Днем Победы!
   3.6.33.6.3
+
-
edit
 
Сегодня день рождения полка!!!

69 лет уже минуло!

Отметим и эту дату
:beer: :beer: :beer:
   8.08.0

PPV

опытный

Спасибо Вам, Sanslav, за оличную подборку по истории полка! С праздником!
   8.08.0
+
-
edit
 
Краткая история 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового, затем истребительного, истребительно-бомбардировочного и напоследок снова истребительного авиационного полка!
Уточненные данные

Полк начал формироваться по директиве № Орг/3/520435 ГУ ВВС КА от 18.01.1941 г. в составе 7 САД ВВС ПрибОВО как 241-й штурмовой авиационный полк, в/ч 2572, с дислокацией на аэродроме Тирялькай по штату №15/20.

Первым начальственным составом полка были:
Командир полка майор Обухов Анатолий Филиппович, заместитель капитан Бордюгов Александр Петрович, заместитель по политчасти старший политрук Стеценко Иван Григорьевич, начальник штаба капитан Кузьмин.

Весной 1941 года переведен на аэродром Митава, где продолжил свое формирование.
10 мая 1941 года полку было вручено Боевое Красное Знамя и этот день стал отмечаться как день рождения полка.

К 22.06.1941 г. был укомплектован штаб полка, получены 27 самолетов И-15бис, всего в полку числилось 15 пилотов. В ходе боевых действий в период инюнь - июль 1941 года полк получил пополнение 14 человек летного состава.

Всего с 22.06.1941 по 12.07.1941 полк выполнил 229 боевых вылетов (из них 9 ночью) в основном на прикрытие аэродромов базирования, штурмовку и разведку. Не вернулись с задания 25.06 - 3 И-15бис. На земле в результате налетов потеряны 2 И-15бис, оставлены не исправные 3 И-15бис. Кроме того, потеряны на вынужденных посадках из-за боевых повреждений, потерь ориентировки и нехватки горючего 16 самолетов.

На Северо-западном фронте полк действовал до 5.08.1941 г. В составе 7 сад (комдив полковник Петров Павел Максимович) полк действовал до 03.07.1941 г. С 03.07.1941 г. полк вошел в состав 6 сад (комдив генерал Федоров Иван Логинович).
Аэродромы базирования:
Терелькяй;
с мая 1941 - Митава (ныне Елгава);
с 24.06.1941 - Румбула (тогда пригород Риги, сейчас район Риги);
с 29.06.1941 - Пружки;
с 01.07.1941 – Гарусово (15 км юго-вост Опочка);
с 06.07.1941 - Гривочки (Дно, Псковская обл.);
с 29.07.1941 - Едрово, д. Выползово, Бологовский район, Калининская обл.

На 07.07.1941 в полку осталоись 1 исправный и 2 неисправных самолета, после этого активная фаза боевых действий полка, по сути завершилась, если и производились боевые вылеты то, судя по всему единичные.
В ВОВ полк вступил в стадии формирования, летного состава было 25 %, а самолетов 50 % от штата. Боевая подготовка в полку была развернута в самой начальной стадии. Своевременная передислокация из Митавы в Румбулу позволила спасти материальную часть от уничтожения на земле. Так оставшиеся в Митаве 31 иап, 35 и 50 сбап лишились за 23-25 июня на земле по 15-20 самолетов каждый, в то время как у 241 шап была 50% нехватка летчиков.

В первые несколько дней полк выполнял несвойственные ему задания по прикрытию аэродромов Митавы, Румбулы и Риги, выполнению разведки. В этот период отмеченным успехом полка стало подбитие вражеского бомбардировщика группой И-15бис, который вынужден был сесть на брюхо.
В этих первых боях и последующих боевых действиях, несмотря на неполный состав и недостаточность боевой подготовки, полк достаточно хорошо проявил себя, имел боевых вылетов существенно больше других полков 7 сад (и это при том, что 10 иап, 9 и 46 СБАП не находились в стадии формирования, имели штатное количество матчасти и были существенно лучше подготовлены к ведению боевых действий).
В большинстве вылетов, самолеты полка, не несли бомбовую нагрузку. Прежде всего использовались только 4 штатных пулемета ПВ. РСами И-15бис не были оборудованы.
Часть самолетов была потеряна в результате неопытности летчиков и при вынужденных посадках. К 7 июлю 1941 года из 27 И-15бис в полку остались 1 исправный и 2 неисправных самолета. Остальные часть уничтожены в воздухе, часть на земле при бомбардировках и при вынужденных посадках. Часть неисправных самолетов была сожжена при перебазировании.
К несомненным достижениям полка можно отнести и относительно малые потери личного состава.

В составе 6-й сад полк находился до 5-го августа 1941 г.
В августе 1941 г. полк был отозван в Воронеж в 1-ю запасную авиабригаду на перевооружение и переучивание на ИЛ-2 и в кратчайшие сроки полк освоил ИЛ-2. Получив 20 ИЛ-2 полк в составе 2-х эскадрильей (штат по Приказу НКО № 0305 от 20.08.1941 г.) и 26.08.1941 г. Вошел в состав 1-й резервной авиагруппы (командир полковник Трифонов Николай Константинович).

Оборона Москвы
06.09.41 г. полк в составе 1-й раг прибыл на Брянский фронт на аэродром Липовая Долина. После интенсивных боевых действий против танковой армии Гудериана, рвущейся к Москве, к 12.09.41 г. (за шесть дней) в полку оставалось 7 Ил-2.
С 12.09.1941 г. по 13.02.1942 г. полк действовал в составе 11 сад, комдив генерал-лейтенант авиации Кравченко Григорий Пантелеевич и с конца ноября 1941 г. в ударной авиагруппе генерал-лейтенанта Кравченко, созданной на базе 11 сад. После генерал-лейтенанта Кравченко группой командовал пподполковник Ложечников Андрей Александрович

С 13.02.1942 г. авиагруппа Кравченко-Ложечникова была преобразована в Управление ВВС 3-й армии и с этого момента по 12.05.1942 полк стал отдельным штурмовым авиаполком (ошап) управления ВВС 3-й армии Брянского фронта.

12 мая 1942 г. на основании приказа НКО СССР от 5 мая 1942 г. Управление ВВС Брянского фронта 2-го формирования было переформировано во 2-ю воздушную армию. Во 2-й ВА 241-й шап в составе Брянского фронта действовал в условиях сильного противодействия зенитной артилерии и истрибительной авиации противника:
С 12.05.1942 по 05.07.1942 г. в составе сформированной 225-й шад, комдивом которой стал командир нашего 241 ошап п/п-к Обухов Алексей Филиппович, а командиром полка стал майор Сыченко Петр Федорович;
С 5 июля 1942 г. по 09.10.1942 г. в составе 207-й иад (аэродром Усмань), комдив полковник Мачин Михаил Григорьевич (до 22.08.1942г.) и полковникк Осадчий Александр Петрович (с 22.08.1942 г.). В составе 207-й иад входил и 737-й иап (он же 168-й гв.иап), с которым 166-й полк с этого времени тесно связала судьба. С этого периода 241-й шап стал ходить на боевые задания под прикрытием истребителей 737-го авиаполка. Так и будут эти два пока идти по жизни рядом почти что до самой своей кончины;
С 10.10.1942 г. по 09.11.1942 г. в составе 227-й шад, комдив п-к Ложечников Андрей Александрович;
С 10.11.42 г. по 01.02.1943 г. в составе 205-й иад, комдив п-к Савицкий Евгений Яковлевич.

В ноябре-декабре 1942 г. 2-я ВА и 241-й шап, будучи в оперативном подчинении Юго-Западного фронта 2-го формирования (с 16.11.1942 г.), поддерживали войска его правого крыла в ходе контрнаступлении под Сталинградом и Воронежем между Доном и Волгой. 21 декабря 1942 2-я Воздушная армия была возвращена в состав Воронежского фронта.

С декабря 1943 г. 291-я шад и 205-я иад вместе с 241-м шап в составе Воронежского фронта. С февраля 1943 года 241-й полк входит в состав 291-й шад, Воронежский фронт.
291-я шад (в последствии преобразованная в 10-ю гв.шад), командир дивизии п/п-к Витрук Андрей Никифорвич. В состав дивизии входили 61-й шап, 617-й шап и 737-й иап.
В январе- феврале 1943 г. 241-й шап в начале в составе 205-й иад и затем в составе 291-й шад вместе с 61-м, 617-м шап и 737-м иап участвовал в Острогожско-Россошанской и Воронежско-Касторненской наступательной операции.
За успешные боевые действия на воронежской земле и за вклад в освобождение Воронежа и других городов Воронежской области 291-я шад в мае 1943 г. получила почетное наименование Воронежской.
С начала мапта 1943 г. полк выводят в Резерв Ставки Верховного Главнокомандующего. Полк пополняется личным составом, воздушными стрелками и новой материальной частью – 2-х местными ИЛ-2.

В июле 1943 г. 241-й шап учавствовал Курско-Белгородской стратегической наступательной операции, а в августе 1943 г. в Белгородско-Харьковской наступательной операции. В октябре - ноябре 1943 г. – в Киевской стратегической наступательной операции.

05.02.44 г. 291-я шад Приказом НКО СССР No. 018 дивизии и всем его полкам присвоено почетное звание «Гвардейских», а 291-я шад и 241-й преобразованы в 10-ю гв.шад и 166-й гв.шап соответственно (также как и 61-й, 617-й шап и 737-й иап стали 165-м, 167-м гв.шап и 168-м гв.иап). Дивизия отныне стала именоваться: 10-я гвардейская штурмовая авиационная Воронежско-Киевская авиационная дивизия.

С 27.07.1944 г. по 26.09.1944 г. 10-я гв.шад и 166-й гв.шап в составе 5-й Воздушной армии и 2-го Украинского фронта.
В августе 1944 г. полк вышел к границам СССР и начал освобождать страны восточной Европы: Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Австрию и Италию. Освобождены столицы Бухарест, Белград, Будапешт.
Приказом Верховного Главнокомандующего товарища СТАЛИНА от 23 августа 1944 года № 170 было отмечено, что в боях за овладение городом Васлуй отличились летчики 166-го гвардейского штурмового авиаполка майора Войтекайтеса. Этим Приказом за отличное ведение боевых действий личному составу полков 10-й гвардейской дивизии была объявлена благодарность Верховного Главнокомандующего И. Сталина, а 166-й и 168-й полк был награжден Орденом Боевого Красного Знамени. Полк стал наименоваться как: 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиационный полк.

С 27.09.1944 по 15.05.1945 г. 10-я гв.шад и 166-й гв.шап в составе 17-й Воздушной армии и 3-го Украинского фронта.
В 1944 г. полк принимал участие в Корсунь-Шевченковской, Ровно-Луцкой, Проскуровско-Черновицкой, Львовско-Сандомирской, Ясско-Кишиневской, Белградской и Балатонской стратегических наступательных операциях.
За освобождение столицы Югославии — Белграда 10-я гвардейская Воронежско-Киевская штурмовая авиадивизия была награждена орденом Суворова II степени.

19 октября 1944 в порядке оказания помощи Югославии в создании ВВС Югославии, приказом Верховного Главнокомандующего Сталина на базе 10-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии, усиленной 236-й Львовской истребительной авиационной дивизией полковника Кудряшова была создана группа Советских ВВС, возглавляемая генерал-майором авиации Витруком А.Н.
В наступившем Новом 1945-м году авиагруппа Витрука и войска 3-го Украинского фронта, форсировав Дунай, прорвали оборону противника севернее реки Драва и продолжали продвигаться на запад по землям Венгрии и Югославии. Используя как паузы между боями, так и собственно боевые действия, командиры и инженеры 166-го гв. полка и других полков дивизии успешно обучали и передавали свой опыт югославским летчикам. В кратчайшие сроки и в ходе выполнения боевых задач прошли обучение и были поставлены на крыло три штурмовых и два истребительных авиаполка Югославских ВВС.

166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиаполк защищал Москву, Тулу и Сталинград, освобождал Воронеж, Орел, Курск, Белгород, освобождал Украину и ее города Харьков, Суммы, Черкассы, Киев, Житомир, Луцк, Тернополь, Львов, Ивано-Франковск, Молдавию и Кишинев. Освобождал Румынию, Сербию, Хорватию, Словению, Венгрию, Австрию и Италию, учувствовал в боях за освобождение трех столиц – Бухареста, Белграда и Будапешта и огромного ряда других европейских городов.
День победы 9-го мая 1945 года 166-й гвардейский Краснознаменный штурмовой авиаполк как и все полки авиагруппы Витрука вместе с югославскими товарищами встретили в Словении и в еще непрекратившихся боях. Продолжавшие сопротивление остатки немецких войск группы армий «Е» стремились вырваться из сжимавшегося вокруг них фронта окружения и сдаться в плен английским войскам, но были окружены на территории Словении и Австрии. Боевые действия полка по их ликвидации продолжались по 15 мая.
Правительство, Министерство народной обороны Югославии высоко оценили боевую работу авиагруппы Витрука в боях за освобождение страны и помощь в формировании ВВС НОАЮ.

За время Великой Отечественной войны 166-й (241-й) гвардейский штурмовой Краснознаменный авиационный полк дал 12 Героев Советского Союза:
Звание Героя Советского Союза было присвоено:

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 февраля 1943 г:

- майору Короткову Михаилу Ивановичу.


На время представления: командиру эскадрильи 241-го штурмового авиаполка, (11-я сад, 3-я армия, Брянский фронт).
Погиб в воздушном бою 05.02.1942 под г. Ефремовым, Тульская обл.;

- гвардии полковнику Сыченко Петру Федоровичу.


На время представления: заместитель командира эскадрильи 241-го штурмового авиаполка (11-я сад, 3-я армия, Брянский фронт), капитан.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1944 г.:

- гвардии полковнику Матвееву Александру Васильевичу.


На время представления: командир эскадрильи 241-го штурмового авиаполка (291-я шад, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), лейтенант.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 октября 1944 г:

- гвардии старшему лейтенанту Дудкину Александру Павловичу.


На время представления: заместителю командира эскадрильи, штурману эскадрильи 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка, (10-я гв.шад, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт).
Погиб в воздушном бою 04.01.1945 в небе Югославии;

- гвардии генерал-лейтенанту авиации Пестрову Борису Алексеевичу.


На время представления: заместитель командира эскадрильи 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии лейтенант;

- гвардии полковнику Фомину Евгению Александровичу.


На время представления: командир эскадрильи 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 2-я воздушная армия, 1-й Украинский фронт), гвардии капитан.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 г:

- гвардии полковнику Войтекайтесу Анатолию Николаевичу.




На время представления: командир 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии майор;

- гвардии полковнику Захарову Николаю Сергеевичу.


На время представления: штурман 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант;

- гвардии капитану Стародубцеву Георгию Степановичу.


командир звена 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гшад, 17-я ВА, 3-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант;

- гвардии полковнику Калачеву Анатолию Александровичу.


На время представления: штурман эскадрильи 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 17-я воздушная армия. 3-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1945 г:

- гвардии старшему лейтенанту Зинченко Валентину Николаевичу.

http://www.warheroes.ru/hero/images/1hero/ZinchenkoValNikol.jpg [not image]

На время представления: летчик 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии лейтенант ст. лейтенант;

- гвардии капитану Фролову Ивану Тимофеевичу.


На время представления: командир звена 166-го гвардейского Краснознаменного штурмового авиаполка (10-я гв.шад, 17-я воздушная армия, 3-й Украинский фронт), гвардии старший лейтенант.

В полку воевали:
- Дважды Герой Советского Союза командир звена Бондаренко Михаил Захарович.


С мая по сентябрь 1941 г. командир звена лейтенант Бондаренко М.З. служил и воевал в составе 241-го шап.

- Герой Советского Союза Ложечников Андрей Александрович.


С сентября по октябрь 1941 г. командир 241 шап, с 24.05.1942 командир 227 шад.

- Герой Советского Союза Киласония Герман Владимирович.


Весной 1944 г. Киласония Г.В. вылетал на боевые задания в составе 166-го гв. шап.

- Герой Советского Союза Гавриленко Леонтий Ильич
http://www.warheroes.ru/hero/images/1hero/GavrilenkoLeontIll.jpg [not image]
В составе 241-го шап воевал с апреля по октябрь 1943, затем перевели в 617-й (167-й) шап.

Летчики полка, совершившие Огненный таран:
1. Мл. лейтенант Вавилин Александр Максимович (1918 гр) 10 июля 1943 направил горящий штурмовик на механизированную колонну врага в районе Томаровки, Воронежский фронт. Погиб смертью храбрых.
2. Мл. лейтенант Семкин Иван Иванович (1919 г.р.) 14 ноября 1943 г. в районе ст. Кривое под Белой Церквью таранил подбитым и горящим самолетом гитлеровскую танковую колонну. Погиб смертью храбрых.
Вместе с Семкиным И.И. погиб смертью храбрых и его воздушный стрелок Вухмин Иван Порфирьевич.

С мая 1945 г. по 1950 г. пробел.

В послевоенное время уже истребительный авиационный полк более сорока лет нес боевое дежурство по охране южной воздушной границы СССР.

В 1950 г. 166-й полк передается в ЗАКВО в Бакинский район ПВО (с июня 1954 г. Бакинский округ ПВО), прибывает на место постоянной дислокации в г. Марнеули и входит в состав 118 гвардейской истребительной авиационной дивизии, комдив гвардии генерал-майор Кригер.
Полк переучивается и переходит на новую реактивную матчасть – МИГ-15 и становится истребительным полком. Полку ставятся задачи по охране южных рубежей СССР как противовес размещаемым базам ВВС НАТО вступившей в НАТОвский блок Турции.

В сентябре 1957 г. 118-я гв. иад расформировывается, 166-й гв. иап переходит в состав сформированного Закавказского корпуса ПВО, г Тбилиси. В апреле 1962 г. Закавказский корпус ПВО переформировывается в 14-й корпус Бакинского округа ПВО.

В 60-х годах МИГ-15П сменили на МИГ-17П.

В 1970-м году полк получил на новую технику – красавцы высотные перехватчики СУ-15 и в сжатые сроки полк безаварийно переучился, за что командир полка гвардии полковник Лебедев Владимир Петрович получил Орден Красной Звезды.

21 октября 1970 г. перехвачен и принудительно посажен в Армении вспомогательный самолет американских ВВС U-8 «Семинол», на борту которого находились два американских генерала и турецкий полковник.

Надо отметить, что за все 19 лет эксплуатации (с1970 по 1983 и с 1988 по 1992 годы) как СУ-15, так и СУ-15ТМ в полку не было ни одной катастрофы этого типа боевого самолета, связанной с гибелью летчиков, чего не скажешь о других типах самолетов, на которых летал полк.

Был всего только один случай катапультирования: 22.04.1976 г. при проведении стрельб на полигоне Ашулук под Астраханью из-за рассоединения тяги продольного управления стала невозможной посадка СУ-15. После двух безуспешных заходов лётчик майор Синицын В. вышел в зону покидания и успешно катапультировался.

18 июля 1981 года гвардии капитан Куляпин Валентин Александрович на Су-15 (б/н 37) совершил 2-й в мире на реактивном перехватчике нарушителя государственной границы Канадэр CL-44.

После тарана Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2 км от границы. Представлялся к званию Героя Советского Союза. Награждён орденом Красного Знамени.

В 1980 г. начал расформировываться Бакинский округ ПВО (прекратил существование 15.05.1980 г.). В соответствии с директивой ГШ ВС СССР от 05.02.1980 г № 314/1/00170 166 гв.иап передан в 34-ю воздушную армию Закавказского Военного округа.

В 1983 г. полк поменял амплуа, стал истребительно-бомбардировочным полком, был перевооружён и переучился на Су-17М3. При освоении новой техники 29 сентября 1983 года на спарке СУ-17 погиб командир полка п/п Скорятин и лейтенант Аттаев, под шторкой врезавшись в гору.

С осени 1984 г. 166-й полк входит в состав вновь сформированной 36-й адиб, Большие Шираки, Грузия, 34-я воздушная армия, ЗАКВО, г. Тбилиси.
Полк успешно переучился по специализации ИБА. Этот высокий результат полк подтвердил на масштабных учениях «Кавказ-85», на которых полк выполнил все поставленные задачи с высокими оценками.

18 сентября 1985 г. полк во главе с командиром полка гвардии полковником Походиным Анатолием Григорьевичем убыл в боевой поход за речку в Афганистан, принял там матчасть собрата по дивизии 168-го апиб и сменил его. Полк в Афганистане базировался на аэродромах Баграм, Кандагар, Шиндант и успешно выполнял поставленные боевые задачи в реальных походных боевых условиях.

29 ноября 1986 г. 166-й полк фактически без потерь вернулся с Афганистана в Марнеули на своих боевых СУ-17М3. Командир полка и весь личный состав полка за этот боевой поход были отмечены многим рядом боевых наград. Гарнизон торжественно встретил вернувшийся полк.

Были в полку и потери:

24 августа 1964 г. столкнулись А. Чернышов и Н. Мязин. Николай Мязин погиб. А.Чернышов катапультировался. Николай Мязин похоронен в Марнеули

14 декабря 1966 г. погиб Жан Швайко. Это был один из лучших лётчиков полка того времени. Похоронен в Марнеули.

29 сентября 1983 г. спарка СУ-17, пилотируемая комполка п/п Скорятиным и лейтенантом Аттаевым, врезалась в гору. Оба летчика погибли.

15 октября 1985 г. на 2-м развороте во время ночных учений столкновение двух СУ17М3, самолет летенанта Лапина столкнулся с самолетом майора Ибрагимова И.К., штурмана полка. Летенант Лапин Игорь погиб.

11 октября 1988 г. при перелёте с аэродрома Крымск на аэродром постоянного базирования ночью в СМУ потерпел катастрофу Ан-12 395 отаэ. Экипаж 7 человек и один пассажир погибли.

В соответствии с постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 24.01.1986 г. реанимируется былая система организации ПВО в Закавказье.
Бакинский решено не восстанавливать, Управление силами и средствами ПВО в Закавказье стала осуществлять 19-я ОА ПВО, КП и управление которой разместилось в г. Тбилиси на базе бывшего 14-го корпуса ПВО.

В конце 1988-го года полк опять возвращают в ПВО и передают в 19-ю отдельную армию ПВО. Полк снова становится истребительным полком.
В феврале 1989-го полк переходит на Су-15, но уже ТМ, которые, бывшие в употреблении, собирали с дальнего востока и со Средне-азиатского ВО, а боекомплект собирали со всего СССР.

03 января 1993 г. в Марнеули боевой 166-й гвардейский Краснознаменный истребительный авиационный полк усилиями наших бездарных политиков прекратил свое существование: аэродром, техника и имущество по фактическому наличию были переданы «гвардейцам» Китовани как представителям новоиспеченного государства - независимой Грузии.
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 11.05.2010 в 11:29
+
-
edit
 
Копия документа из ЦАМО:
История строительства в/ч 10227.

Выражаю признательность Михаилу Тимину за предоставленные копии документов ЦАМО
Прикреплённые файлы:
035.jpg (скачать) [893x1229, 118 кБ]
 
036.jpg (скачать) [893x1229, 120 кБ]
 
 
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 11.05.2010 в 00:58
+
-
edit
 
3-4
Прикреплённые файлы:
037.jpg (скачать) [893x1229, 117 кБ]
 
038.jpg (скачать) [893x1229, 119 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 
5-6
Прикреплённые файлы:
039.jpg (скачать) [893x1229, 117 кБ]
 
040.jpg (скачать) [893x1229, 90 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 
7-8
Прикреплённые файлы:
041.jpg (скачать) [893x1229, 120 кБ]
 
042.jpg (скачать) [893x1229, 120 кБ]
 
 
   8.08.0
+
-
edit
 
9
Прикреплённые файлы:
043.jpg (скачать) [893x1229, 83 кБ]
 
 
   8.08.0

PPV

опытный

Sanslav, Вы сами были в ЦАМО?
   8.08.0
PPV> Спасибо Вам, Sanslav, за оличную подборку по истории полка! С праздником!

Спасибо не мне, спасибо это ВНУЧКЕДЕДОВА2!
   8.08.0
PPV> Sanslav, Вы сами были в ЦАМО?

Сам вот еще не добрался.
Чтобы там продуктивно поработать, нужно минимум полных 2 недели ежедневно туда на полный день ездить. А столько времени найти пока у меня не получается :(
И, к сожалению, фотографировать документы там не разрешают :(
   8.08.0

PPV

опытный

Sanslav> Спасибо не мне, спасибо это ВНУЧКЕДЕДОВА2!

Спасибо Внучке!
   8.08.0

PPV

опытный

Добавлю свои 5 копеек: «Из истории нарушений гг СССР в зоне ответственности 166 ИАП»:

20.01.1968 – перехват с АЭ Сандар на МиГ-17 Ан-12 ВВС Ирака, шедшего на ремонт в СССР. Самолет принужден к посадке на АЭ Новоалексеевка (Тбилиси).

А вот относительно описываемого у вас случая с принуждением к посадке американского легкомоторного самолета, в документах Главкомата ПВО нет никаких упоминаний о причастности к этому 166 ИАП: 21.10.1970 на АЭ МГА Ленинакана произвел посадку самолет «Супер-Аэро» ВВС США, бортовой № 083085, пилот самолета – м-р ВВС США Рассел, пассажиры – военнослужащие армии США, див. генерал Шерер и бр. генерал Моккуэри, а также п-к турецких ВВС Джелад-Депли. Самолет летел по маршруту Эрзурум – Карс, потерял ориентировку, и зашел в ВП СССР.

19.08.1971 "наш ответ Чемберлену": нарушение гг Турции МиГ-17 с АЭ Сандар БО ПВО в р-не 35 км Ю. Ахалцихе.

07.09.1972 нарушение гг СССР со стороны Турции 3хF-100 в р-не Лениникана на ПМВ, Н ~ 300 м. Поднятый на перехват с АЭ Сандар Су-15 был выведен в р-н цели, но поскольку нарушители совершали полет в расселине под облаками, перехватить их не смог. F-100 заложили над Ленинаканом 3 полных виража, были обстреляны расчетом ЗПУ, стоявшей в охранении РТВ ПВО, после чего с разворотом ушли на свою территорию, а Су-15 покружил над городом без снижения под облака и был вынужден вернуться на свой аэродром.

24.08.1976 нарушение гг СССР со стороны Турции 2хF-100. В воздух было поднято 3 Су-15: 2 с аэродрома Сандар и 1 - из Кюрдамира, но ни один из них на цель не наводился, т.к. нарушение состоялось в зоне поражения ЗРВ. F-100 был сбит, обломки самолета и катапультировавшийся пилот приземлились на турецкой территории.

25.08.1977 нарушение гг СССР в р-не 165 км ЮЗ Тбилиси со стороны Турции. Поднятые с АЭ Сандар и Миха Цхакая перехватчики Су-15 и МиГ-23 до ухода цели в р-н нарушения прийти не успели.

06.09.1980 нарушение гг со стороны Ирана в р-не Нахичевани. Нарушитель совершил посадку на нашей территории в р-не 40 км ЮВ Нахичевани, а через 7 мин. взлетел и ушел обратно на территорию Ирана. РТВ ПВО цель не наблюдали, поэтому перехватчик Су-15 с АЭ Сандар был поднят с большим опозданием, перехват не состоялся.

23.06.1981 нарушение гг СССР в Зак.ВО, дежурные истребители были подняты с АЭ Сандар и Кюрдамир с опозданием.

18.07.1981 нарушение гг СССР со стороны Ирана в р-не Еревана самолетом CL-44 аргентинской а/к. Подняты дежурные истребители Су-15, с одним из которых самолет столкнулся и упал (так в первичных документах был описан таран В.А. Куляпина).
   8.08.0
PPV> А вот относительно описываемого у вас случая с принуждением к посадке американского легкомоторного самолета, в документах Главкомата ПВО нет никаких упоминаний о причастности к этому 166 ИАП: 21.10.1970 на АЭ МГА Ленинакана произвел посадку самолет «Супер-Аэро» ВВС США, бортовой № 083085, пилот самолета – м-р ВВС США Рассел, пассажиры – военнослужащие армии США, див. генерал Шерер и бр. генерал Моккуэри, а также п-к турецких ВВС Джелад-Депли. Самолет летел по маршруту Эрзурум – Карс, потерял ориентировку, и зашел в ВП СССР.

Про этот случай в полку имеется много свидетелей. Один из них мой покойный отец (и даже я, собственной персоной :) ). Есть и еще, кто может подтвердить. И потом, тот перехваченный НАТОвский борт, прежде чем передали его Турции, перегнали к нам на аэродром и протрясли его там по деталькам.

Кстати, в Вашем списке почемуто не упомянут таран Елисеева 28.11.1973.
По тому случаю наш полк тоже работал.
Вот как про этот случай написал мне наш техник, его СУ-15-й борт (который он обслуживал) учавствовал в том перехвате. Можно сказать, совсем неизвестные детали:

В этот день я заступил на боевое дежурство с зам.комески капитаном Абакумовым, кто был второй парой не помню, по команде "воздух" запустил правый движок, застегнул летчика и выпустил самолет, все думали, что очередная цель вдоль границы, но когда зашел в дежурный домик, а там была выведена громкая, ребята сказали, что цель реальная и по ней работает МИГ-21 с Вазиани.

Далее и я уже слушал громкую переговоров, и там мой пилот доложил, что цель видит, но мешается МИГ ВВСовского полка. Поскольку МИГ оказался ближе к цели, ВВС решило не передавать ПВО успех. Мой Абакумов не успел буквально на пару минут и стрелять не мог, поскольку перед ним МИГ 21 маячил.

Далее события развивались так, Елисеев выпустил первую пару ракет, ракеты прошли мимо. После первой пары ракет пилоты спарки F-4 тут же катапультировались. Второй пуск следующей пары ракет был уже по пустому борту и тоже ракеты прошли мимо. Ракеты Рс2Ус, это летающие бревна, ну и Елисееву приказывают идти на таран пустого самолета, да таранил его еще не продуманно, фонарь заклинило. А Абакумову в итоге сработать по цели не дали. Мой летун, приземлившись, ругался по черному, ни за что парня погубили!
   8.08.0

PPV

опытный

Sanslav> Про этот случай в полку имеется много свидетелей. ...
А можно про этот случай (с турецким самолетом) поподробнее?
Про таран Елисеева было много публикаций, в частности говорилось, что это был не F-4, а УТС T-39. Но то, что рассказываете Вы - слышу впервые. Особенно про два последовательных пуска ракет с МиГ-21 Елисеева, и то, что это были РС-2УС, а не Р-3С. Насколько я знаю, МиГ-21, оборудованный под применение РС-2УС, был достаточно редкой модификацией?
Кстати, не слышали ли Вы про случай перехвата иранских F-5 на Су-9 с попыткой пуска по ним РС-2УС?
   8.08.0
Sanslav>> Про этот случай в полку имеется много свидетелей. ...
PPV> А можно про этот случай (с турецким самолетом) поподробнее?
Поподробнее мог бы рассказать мой батя, но его уже нет.
Тут уже писалось, что принудили к посадке. А когда сел, тут же попытался взлететь, но успели поперек полосы поставить безовоз. Ну а то что потом официально написали, так это уже другая история, как замяли, так сказать политическая целесообразнасть, как она понималась на тот момент. Как я понимаю, большой шум поднимать никто не хотел.
Кстати, и про Куляпина тож официально написали, что как бы нечаянно столкнулси при маневрировании :)
В вообще то и мне было бы интересно послушать особено тех, кто непосредственно учавствовал в том инциденте, кто обследовал борт, кто допрашивал "пассажиров"

PPV> Про таран Елисеева было много публикаций, в частности говорилось, что это был не F-4, а УТС T-39. Но то, что рассказываете Вы - слышу впервые. Особенно про два последовательных пуска ракет с МиГ-21 Елисеева, и то, что это были РС-2УС, а не Р-3С. Насколько я знаю, МиГ-21, оборудованный под применение РС-2УС, был достаточно редкой модификацией?
PPV> Кстати, не слышали ли Вы про случай перехвата иранских F-5 на Су-9 с попыткой пуска по ним РС-2УС?
Что то слышал, вроде как это была сушка 167-го капитнарского полка. Вроде как сушка даже забурилась в азарте за кордон на n километров. Но подробнлстей не знаю.
   8.08.0

PPV

опытный

Sanslav, спасибо!
Беда только в том, что Капитнарской ветки на форуме нет, и спросить об этом случае не у кого...
   8.08.0
Это сообщение редактировалось 15.05.2010 в 18:11
PPV> Sanslav, спасибо!
PPV> Беда только в том, что Капитнарской ветки на форуме нет, и спросить об этом случае не у кого...
Есть сайт копитнарцев и пара групп на оноклассниках. Но там в основном те, кто имеет отношение к 143 бап. А 167 иап ПВО уже мало кто помнит. Дело в том, что в Копитнари до 1978 года базировалось два полка, 143-й бап ВВС и 167-й иап ПВО. В 1977-м году боевой 167-й гвардейский Староконстантиновский ордена Суворова авиаполк (в/ч 15570) расформировали. И оставался до 1993 года в Копитнари токо бап и его потом тоже очень скоро расформировали.
   8.08.0
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)

PPV

опытный

Sanslav> ... В 1977-м году боевой 167-й гвардейский Староконстантиновский ордена Суворова авиаполк (в/ч 15570) расформировали. ...
Понял, спасибо...
   8.08.0
1 15 16 17 18 19 34

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru