Almar> Здесь вы не совсем уловили суть. Когда мы говорим о "воинствующем атеизме", мы как правило не имеем в виду войну против веры.
Конечно. Я и говорю: под воинствующим атеизмом понимается то же, что воинствующее что угодно: настойчивое отстаивание своей точки зрения, сопровождаемое обвинением сторонников противоположной позиции в грехах истинных или мнимых. Вот я, например, воинствующий антиконспиролог
, надеюсь, конечно, что обвиняю конспирологов только в истинных грехах (впрочем, все или по крайней мере очень многие воинствующие деятели на это надеются
).
Almar> На данном этапе развития человечества, пока люди не научились проникать друг другу в мозг, война против веры не имеет значения. Каждый во глубине души может верить во что угодно, тайно молиться чему угодно. Многие атеисты верят в судьбу, в приметы и т.п. Проблемы и повод для войны начинается, когда вера выходит из внутренней области и вторгается в область общественную.
Совсем не только. Сколько религиозных распрей велось из-за того, что сторонники одной религии отказывались принимать чужую веру? Именно соблюдать формальные требования, обряды чужой веры. Получается, как соблюдение, так и несоблюдение каких-то процедур выходит из "внутренней области" и может стать и становится предметом конфликта.
> Атеисты как бы говроят верующим: Almar> "И вы и мы верим во что-то. Но зачем вам для поддержания вашей веры обязательно надо: 1) поддерживать церковь, организацию, которая ответственна за многие безобразия на земле? Почему вы просто не можете удовлетвориться верой в душе? Видимо дело не совсем в вере, а в чем то ином;
На это легко дать ответ. Во-первых, во многих религиях церковь (или соответствующее учреждение) является частью веры, то есть за самим учреждением закреплено определенное сакральное значение. Но даже в тех религиях, где учреждение такого значения не имеет (синагога, мечеть), оно тем не менее является, во-первых, учебным заведением (местом, где учат вере, где учат верить правильно), во-вторых, местом, уточняющим предмет веры (где вырабатываются способы применения веры к различным ситуациям в изменяющемся мире), в-третьих, местом собрания единомышленников (подобие любого клуба по интересам, как клуб эсперантистов или филателистов); последнее может быть важно и практически, потому что в некоторых случаях отправление обрядов может требовать собрания нескольких человек.
В этом свете апелляции к "ответственности за многие безобразия на земле" никого не убедят. Право слово, Вы же отправляете своих детей в школу, хотя в школе происходят порой такие безобразия? Да и в клубе шахматистов могут оказаться страшные люди, так не обвинять же в этом шахматные организации?
Almar> 2) провозглашать церковный догмат о принципиальной непозноваемости мира (сущсетвования сверхъестественного) и в то же время безо особого стеснения пользоваться всеми плодами науки, института, который зиждется на принципе позноваемости мира."
Хм, я плохо разбираюсь в философии, но я совсем не убежден, что научный метод основан на ПОЛНОЙ познаваемости мира, и я не думаю, что научный метод перестанет работать, если для некоторой части мира сделать послабление.
Во всяком случае, научный метод оперирует познаваемостью МАТЕРИАЛЬНОГО мира, а про мир нематериальный, сверхъестественный, в научном методе ни слова.
С другой стороны, я не специалист по церковным догматам, поэтому мне не кажется, что существование сверхъестественного тождественно непознаваемости мира. Разве верующие не говорят о том, что мир сверхъестественного вполне познаваем (до известной степени, по крайней мере), но только не научными, а какими-то чувственными или, так сказать, духовными методами? Хотя, конечно, если пути неисповедимы, то о полной познаваемости речь не идет...