PPV> Здесь я пас, поскольку цифр зарплаты в ОКБ Туполева не знаю. Если ты в курсе - поделись, будет интересно сравнить.
PZ> … Дело не в значениях цифр, я могу быть здесь не точным, дело в том, что нет разницы между успешным Су и полубанкоротом Ту. Это тоже не к Погосяну?
Значит, конкретных цифр по зарплате ты сказать не можешь, но выводы все-таки делаешь…
PPV>Но насколько будет корректно такое сравнение, только по уровню зарплаты? Ведь ты же понимаешь, что для настоящей, комплексной оценки нужно использовать гораздо больше цифр: общие объемы производства и финансирования...
PZ> Какого финансирования? Погосян чиновник или бизнесмен? Если он эффекивный менеджер, то он зарабатывает бабки сам, а не ждет финансирования (читай дотаций) из бюджета. И он их зарабатывает. Нефтяники продают нефть, а он - самолеты, нет? И исли он эффективный менеджер, то почему не желает мотивировать своих сотрудников, как это делают его коллеги в нефтянке? Если у него денег нету, то в чем тогда его успешность и эффективность заключается? Где успехи-то в этом случае?
А ты глубоко копаешь! «До руды», т.е. до самой сути вещей (в данном случае – бизнеса) хочешь дойти! Знаешь, я не хочу ввязываться с тобой в дискуссию по поводу определения рода занятий М.А. Погосяна. Чуть выше я уже пытался объяснить, что лично мне это не интересно, но ты упорно сворачиваешь все время только в эту сторону. Если хочешь четких дефиниций относительно государства, бизнеса, чиновничества, конкретно Погосяна, и т.п., то здесь я тебе не союзник и не соперник, уволь…
Теперь по сути вопроса, как я его понимаю. По какой-то, неведомой мне причине, ты пытаешься классифицировать наш отечественный «авиа-бизнес» на (поправь меня, если я ошибаюсь) успешный = эффективный и безуспешный = дефективный, используя в качестве критерия источники финансирования. Я правильно понял твою мысль, что если эти источники – т.с. собственные («кровно заработанные») бабки, то бизнес, по определению, получается эффективный, а если государственные (т.е. бюджетное финансирование) – то безуспешный (неэффективный)?
Можно, конечно, порассуждать на тему о том, каковы именно для нашего авиа-бизнеса должны быть эти самые «собственные» источники финансирования, достаточные для реализации, ну, к примеру, программы Су-35 или ПАК ФА (особенно с учетом позиции в этом вопросе нашего родного государства), но кроме как пойти к кому-нибудь на поклон (к нефтяникам?) что-то не придумывается… Кстати, почему в качестве примера ты все время апеллируешь к нефтяникам? Я согласен, у нас в стране они, наряду с «Газпромом», наверное, наиболее «успешные» бизнесмены, но неужели ты не догадываешься о причинах их успеха?
Но не будем отвлекаться: конечно, было бы очень интересно увидеть структуру и источники доходов и расходов и АХК «Сухой», и ОАК в целом, и сравнить ее, к примеру, с аналогами в мире «настоящего» капитала, однако, думается мне, что это из области несбыточных мечт. Потому что вряд ли в ближайшем обозримом будущем в нашем государстве подобная информация будет открытой.
Есть, однако, один интересный вопрос: неужели это только в нашей стране такой странный бизнес, что он всеми силами добивается денег на свое развитие именно у государства, или опять таки, это какая-то общемировая тенденция? Т.е. я хочу понять, неужели в цитадели империализма, в США, лидеры ихнего авиапрома все свои наиболее продвинутые программы реализуют исключительно за свои кровные бабки, или все ж таки получают на эти цели от своего родного империалистического государства хоть какое-то вспомоществование?
До сих пор мне казалось, что суть бизнеса сводится к одной простой формуле – максимизация доходов при минимизации расходов, и каков при этом их источник – не столь важно (помнишь, знаменитое: «деньги не пахнут»), т.к. это относится, скорее, к проблемам морали, а не бизнеса. Или я не прав, и ты ратуешь за «народный капитализм» с «человеческим лицом»?
Ну а если все-таки дело не в источнике бабок, а только в их количестве? Тогда, как ты понимаешь, согласно звериным законам капитализма, эффективным менеджером сразу становится тот, кто смог их добыть, причем совершенно неважно каким способом, а все остальные – просто лузеры, т.е. «неэффективные менеджеры».
Однако тут я вступаю в противоречие с твоей позицией и пребываю в недоумении. Ведь совершенно точно известно, что для реализации крупных производственных программ деньги нужны ну о-о-о-чень большие, и вряд ли современные боевые самолеты на западе делают «за свои собственные» какие-то доброхоты… В связи с этим, ответь мне на такой вопрос: кем, согласно твоей логике, являются ну, к примеру, «Локхид-Мартин» и «Боинг», которые построили для родных Штатов весь флот ихних «Рапторов»? Варианты ответов:
1. ну совершенно неэффективными менеджерами, которые беззастенчиво тратили на его производство госбюджетные деньги;
2. все ж таки эффективными менеджерами, которые создали единственный в мире самолет пятого поколения и (как ты сам говорил чуть выше) «одновременно сдали еще кучу всего и нехило продвинули вперед фронт науки …».
Какой ответ мне выбрать?
Теперь по поводу второй части твоего вопроса-утверждения: давай попробуем и на М.А. Погосяна посмотреть с этой точки зрения. Он сумел (предположим, что неважно каким именно способом) добыть деньги на свой бизнес, и вот уже больше 10 лет продолжает им заниматься. Ты думаешь неэффективно? Почему? Ты знаешь, какова именно прибыль, которая была получена в результате этой деятельности? Если ответ будет отрицательным, то это не значит, что этой прибыли не было вовсе, согласен? Просто неизвестен ее размер, как именно и куда она тратилась. Но это опять таки не значит, что совершенно неэффективно. Ведь согласись, ты пока что совершенно не знаешь ни результатов этой работы, ни условий ведения этого бизнеса. А относительно того, почему он (Погосян) плохо мотивирует своих сотрудников – такой вариант ответа: может быть, потому, что денег в этой отрасли слишком мало крутится? Гораздо меньше, чем у любимых тобой нефтяников. Не хватает, т.с. на всё и на всех. С другой стороны, и стимулов у руководства АХК и ОАК для того, чтобы серьезно улучшить положение в этой области пока нет: ситуация не вышла из-под контроля, в том смысле, что громких протестов не слышится; ИТР и рабочие на своих местах не бастуют, работают; массового оттока квалифицированных кадров после того, что уже случился в начале 90-х, тоже не наблюдается: цифра занятых в этой области «устаканилась», просто происходит «перетекание» из одной «конторы» в другую. И пока не произойдет каких-либо «революционных» изменений, вряд ли что-нибудь серьезно изменится в плане оплаты. Нет, я понимаю, что тебя (и меня тоже) этот ответ вряд ли удовлетворит, но пока мы не знаем конкретных цифр и структуры бюджета, мы так и будем вынуждены только гадать на эту тему…
PPV>Но способна ли фирма Туполева сейчас еще на что-нибудь, кроме этого, ведь даже ОКБ Сухого ныне уже не в состоянии в одиночку спроектировать новый пепелац в полном объеме ...
PZ> Ну так стало быть, мы вычеркиваем фирму Погосяна и его самого из списков успешных эффективных динамичных и т.п. ?
Твое маниакальное желание «вычеркнуть» фирму Погосяна (кстати, называется она все-таки немного по другому) и его самого из списка успешных и динамичных наводит на нехорошие мысли. Ведь моя фраза про ОКБ Сухого имела только единственный смысл – подчеркнуть общее бедственное положение отечественного авиапрома, а тему «успешности» я попытался осветить чуть выше, так что, думаю, ответил на твой вопрос. Но если ты не согласен – никак не могу воспрепятствовать тебе в твоем личном желании – вычеркивай! Вопрос – а кто и что тогда останется у тебя в этом списке? Любимые тобой нефтяники? …на называется все-таки не так, немного по другомыи пока нет:ены ы, но неужели ты не догадываещься о пр
PPV> Ты что, предлагаешь Погосяну заняться ракетами и спутниками "до кучи" тоже?
PZ> Это его дело. Я лишь показал, что Локхид, хоть и сдал всего один пилотируемый самолет, одновременно сдал еще кучу всего и нехило продвинул вперед фронт науки. А Погосян не продвинул ничего, кроме советских Су-27 в вечно развивающиеся страны. Ровно это я хотел сказать.
Ну, так я тоже вроде бы ответил тебе выше, могу напомнить еще раз: «по одежке протягивай ножки». Даже в лучшие времена, советский авиапром всегда был в роли догоняющего, и сравнения с США по объемам выполнявшихся НИОКР в этой области всегда были не в нашу пользу. Неужели ты думаешь, что сейчас ситуация чудесным образом изменилась к лучшему? А если ты так не думаешь, то тогда чего требуешь от нашей отраслевой науки и техники? Твои претензии к Погосяну просто смешны, он что, должен был в одиночку выстоять гонку с США и победить в ней?
Не понял и твоей иронии по поводу продвижения Су-27 в развивающиеся страны. Кого именно ты к ним относишь? КНР? Или, к примеру, Малайзию? Так у них проблем в экономике, на мой взгляд, меньше, а темпы развития нынче такие, что нам остается только завидовать. А если ты все-таки настаиваешь на таком определении, то что с того, что мы торгуем с «развивающимися»? У них, что, деньги плохо пахнут, и торговать с ними западло? Т.е. продвинутые западные демократии такими покупателями брезгуют, самолеты им не продают? И нам негоже?
PPV> А по поводу телепузиков и Су-27 вообще не понял - о чем ты это? Наверное, очччень тонкая ирония, но на мой взгляд, немного не по адресу...
PZ> По адресу. Это я пытался сказать то же, о чем написал ты: ОКБ Сухого под чутким руководством "П", ничегошеньки самостоятельно создать уже не может. Школы практически уже нет. Вот что я хотел показать.
Ну, тут ты, пожалуй, перегибаешь палку. Все-таки кое-что за последние 20 лет было сделано, и даже с точки зрения твоей «концепции успешности». Даже не упоминая про ПАК ФА... К примеру, ОКБ Сухого в тандеме с «Иркутом» удалось реализовать достаточно крупную и сложную программу Су-30МКИ, которая изначально имела большой процент технической новизны по многим параметрам: двигатели с УВТ, 3-канальная цифровая ЭДСУ, интегрированная с УВТ, широкая номенклатура импортного оборудования. Опять таки, мы первыми на практике реализовали режимы сверхманевренности. И всё это – практически без какого-либо бюджетного финансирования, в условиях реального развала отечественного авиапрома, сопровождавшегося уничтожением технологических цепочек и существовавшей в СССР внутриотраслевой и межотраслевой кооперации. Я уж не говорю, что именно благодаря такой политике в этой ситуации сумели выжить заводы всего «суховского куста». С другой стороны – назови мне на постсоветском пространстве какой-нибудь другой более успешный авиа-проект, и я умолкну в смущении. А школа – конечно, потери тут очевидны, и во многом необратимы, развал коснулся всех, было бы странно, если бы он никак не задел ОКБ Сухого. Другое удивляет – твое постоянное желание похоронить нас окончательно…
PPV> Я бы тоже много чего хотел бы видеть, причем не только от Погосяна. Вопрос один - "Где деньги, Зин?" В смысле, откуда их взять на авиацию?
PZ> Еще раз: Сухой во главе с Погосяном позиционируется как успешный бизнес или нет? Если нет, то вопрос снят, и остается лишь понять, в чем величие фигуры Погосяна. Если да, то куда девается прибыль?
Про «успешность» я тебе уже ответил, как смог, а в остальном: ты извини, но при общении с тобой возникает ощущение, что разговариваешь с глухим. Ну кто тебе говорил о величии Погосяна? Я? Покажи мне это место.
А о том месте, куда девается прибыль – это ты не по адресу. У нас много структур, которые занимаются этими вопросами предметно, но ОКБ к ним не относится…
Это сообщение редактировалось 09.06.2011 в 08:42