Начало строительства подводных лодок на заводе №402 (сейчас "Севмаш") привело к необходимости создания собственной плавучей базы, способной обеспечить базирование строящихся подводных кораблей. В конструкторском отделе завода была спроектирована несамоходная плавучая база подводных лодок проекта 250. Руководство проектом осуществлял заместитель главного конструктора О.Н. САФОТЕРОВ. Большая часть работ по проектированию плавбазы была выполнена под руководством начальника бюро С.Н. ТИХОНОВА.
Несамоходная плавучая база проекта 250 предназначалась для базирования подводных лодок и обеспечения личного состава базирующихся кораблей питанием и другими видами обслуживания, а также подачи на подводные лодки воды, топлива, масла, воздуха, электроэнергии и других видов снабжения. На плавбазе имелось оборудование, позволяющее выполнять мелкий ремонт механизмов и корпуса базирующихся подводных лодок.
Строительство плавбазы (заводской №250), заложенной в 1956 г., осуществлялось в цехе № 50 и велось под наблюдением инспекции Морского Регистра СССР. Корпус судна был выполнен электросварным, на базе корпуса морского несамоходного лихтера проекта 526, с учетом плавания в битом льду и имел ледовые подкрепления в носовой части. Материал корпуса сталь марки Ст.4С толщиной наружной обшивки от 12 до 17 мм, палуб, бака и юта толщиной от 8 до 15 мм.
Машинно-котельная установка состояла из парового водотрубного котла и обеспечивала паром механизмы, устройства и системы плавбазы, а электроэнергетическая установка состояла из основных и вспомогательных дизель-генераторов и обеспечивала электроэнергией базирующиеся подводные лодки и саму плавбазу. Грузовое устройство состояло из двух грузовых колонн, которые использовались для вытяжной вентиляции помещений плавбазы, двух грузовых стрел грузоподъемностью по 3 т, одной грузовой стрелы грузоподъемностью 15 т и двух паровых лебедок. Бытовое оборудование и условия обитаемости были выполнены согласно проектным нормам, требованиям корабельной гигиены и обеспечивали раздельное размещение личного состава плавбазы от личного состава базирующихся кораблей.
Плавбаза была спущена на воду в 1957 г. и в связи с окончанием монтажных работ приказом №202 директора завода от 1 июня 1957 г. был начат первый этап приемо-сдаточных испытаний судна. Ответственным сдатчиком был назначен В.В. ЗЕЛЕНЦОВ, сдаточным механиком JI.B. БУДРИН.
Строительство и испытания плавбазы были закончены в 1958 г. Приказом №450 директора завода от 2 декабря 1958 г. заказу №250 было присвоено название ПОЛЯРНАЯ, и она была принята на балансовую стоимость завода. Тем же приказом начальнику цеха № 22 дано указание оформить документы на право плавания плавбазы и приписать ее к Архангельскому порту.
В дальнейшем плавбаза ПОЛЯРНАЯ была передислоцирована по месту базирования подводных лодок Северного флота, а впоследствии была передана другой организации и обеспечивала достройку, проведение испытаний и базирование подводных кораблей.
Тактико-технические данные
Водоизмещение, т:
полное: 3400
Размеры, м:
длина: 92,3
ширина: 13,4
осадка: 3,5
Скорость полного хода, уз: Несамоходная
Автономность, сут: 20
Экипаж, чел: 58