GriLuk> ...разницой между концом 18-го и первой четвертью 19-го веков...
уменьшалась общая площадь парусности, количество парусов (бом-блинд, блинд, гаф-топсель, стаксели между мачт), изменялось распределение парусности на реях по высоте, в сторону увеличения марселей. Малые бриги могли иметь и три и четыре яруса прямых парусов.
GriLuk> ...величиной [запаса] Δl, если добавкой грота и смещением в корму ЦБС рыскливость "не изменилась"...
гроты (прямой и гафельный) частично перекрывают друг друга. Никогда не удастся поставить прямые паруса в ДП. На ходу ЦБС смещается вперед, чем выше скорость, тем больше. Также на его положение влияет крен судна. В проектировании удачных парусников, до сих пор большая доля искусства, и интуиции. ЦП легко меняется углами установки парусов. В те времена считали, чем площе парус, тем лучше он движет судно.
GriLuk> ...принадлежностью к гребному флоту...
Увы, кроме весел ничего в то время невозможно было предложить для движения в штиль и в узкостях. Паровые машины были в зачаточном состоянии, электродвижение и ДВС в будущем.
GriLuk> ...некоторой разницей в понимании термина "скорые посылки" тогда и теперь...
ИМХО скорые=срочные.
GriLuk> ...количеством весельных портиков против "малочисленной шхунской команды"...
По штату 1798 г. на гребном бриге было 72 человека, из них 26 матросов и 25 солдат. На голете был экипаж 46 человек, из них 11 матросов и 25 солдат.
По штату 1804 г. на 14-пуш. голете был экипаж 38 человек, из них 8 матросов и 25 солдат.
В 1829 г. на 10-пуш.(14 орудий) бригантине (маленьком бриге) "Елизавета" экипаж был 84 человека, из них 57 флотских рядовых. На 14-пуш. шхуне "Севастополь" 64 и 44 соответственно. На 12-пуш. шхуне "Гонец" и 10-пуш. люгере "Широкий" 47 и 40 человек, из них флотских рядовых по 29 человек.
GriLuk> ...периодически, для отдыха, поглядывая на [грубое] соотношение Δl на примере Волга-Курил, которое на пол-порядка выше предложенных
Разброс для конкретного судна действительно может быть больше. Колеблемость значений в формулах выражена среднеквадратичным отклонением (скво). При 6-11 точках отношение Δа / скво = 1,5; при 12-19 – Δа / скво = 2,0; при 20-29 – Δа / скво = 2,5; при 30 и более точках отношение Δа / скво = 3,0, где Δа – максимальное значение отклонения. Для некоторых судов в т.ч. Волга-Курил, фактические значения приведены в выложенной выше табличке.
Спасибо за внимательное отношение к моему скромному труду