Реклама Google — средство выживания форумов :)
Благодаря своему близкому знакомству с Борисом Черановским, Тихонравов с первых дней стал членом ГИРДа. Поначалу он читал лекции по ракетной технике для молодых инженеров, оканчивавших различные ВУЗы, а в апреле 1932 года – возглавил 2-ю бригаду ГИРДа.
В бригаде Тихонравова работали способные инженеры с отличной физико-математической подготовкой. Они вели следующие темы: двигатель «РД-А» («РДА-1») с насосной подачей компонентов для ракетоплана «РП-2» (модификация ракетоплана «РП-1» с двигателем Тихонравова и двумя кислородными баками), ракета «ГИРД-05» под азотно-кислотный двигатель «ОРМ-50» конструкции Валентина Глушко, ракета «ГИРД-07» с двигателем на жидком кислороде и керосине, ракета «ГИРД-09» с использованием топлива смешанного агрегатного состояния.
Первоначально основное внимание в бригаде уделялось разработке топливного насоса, спроектированного Тихонравовым. В 1932 году были изготовлены чертежи насоса, но его изготовление затянулось.
Во второй половине года центр тяжести сместился на создание ракет, причем разработка их проектов в основном велась комплексно, включая корпус, двигатель, систему подачи, наземное оборудование, систему спасения.
Для решения специальных вопросов смесеобразования и горения в ракетном двигателе потребовалось более точно знать, как изменяются состав продуктов сгорания и температура в различных участках камеры. По заданию КБ-7 Украинский физико-технический институт (УФТИ) разработал методику определения температуры и состав продуктов сгорания в различных участках камеры сгорания с помощью спектрального анализа изменением интенсивности спектральных линий свободных радикалов С—С, С—Н, СН—О, O—Н, а также СО2, Н2О, СО и различных окислов азота в диапазоне спектра от 2811 Ằ(для свободного гидроксила ОН) до 147800 Ằ(для CO2). Температуру предполагалось определить по полосе 3064 Ằ, принадлежащей свободному гидроксилу, для которой достаточно точно были известны факторы интенсивности.
Вначале КБ-7 провело предварительные спектрографические исследования продуктов сгорания на двигателе с кварцевыми окнами. Для более глубокого исследования были заказаны в Ленинградском оптическом институте спектрографы: один — кварцевый (позволявший снимать спектр от 2100 до 7000 Ằ с дисперсией в области 3000 Ằ, не превышавшей 5 Ằ/мм), другой — с флюоритовой оптикой для инфракрасной части спектра.
Во второй бригаде разрабатывались темы:
03 — двигатель РДА-1 с насосной подачей компонентов, предназначаемый для ракетоплана;
...
Центр тяжести работ по двигателю 03, рассчитанному на тягу 100 кг, лежал в разработке насосной подачи жидкого кислорода. В качестве горючего предлагалось использовать бензин.
Принцип работы насоса состоял в том, что часть нагнетаемой жидкости (жидкого кислорода) должна была испаряться и давлением паров остальная, большая часть подаваться в двигатель. В 1932 г. были изготовлены рабочие чертежи такого насоса. Но изготовление его, производимое на стороне, затянулось. Эта работа была передана впоследствии в Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), где была осуществлена установка для испытания насоса. Однако и там изготовление насоса не было доведено до конца. К этому времени выяснилось, что отработка камеры сгорания ракетного двигателя является очень трудной задачей. На этой проблеме были сосредоточены все усилия, а работа над насосом была временно оставлена.
К сожалению, с этой моделью было проведено всего пять испытаний. 17 октября 1934 г. профессор Ринагль запретил дальнейшее проведение работ из-за большого шума, создававшего помехи для окружающих. Последнее, 235-е испытание было продемонстрировано 23 октября 1934 г. графу Максу фон Арко-Цинненбергу. Эксперимент прошел безупречно, и двигатель остался неповрежденным.
На основании результатов, полученных при проведении этих испытаний, Зенгер отметил следующие положения для патентования:
1. Горение при высоком давлении, характеризуемое тем, что топливо таким образом направляется вдоль стенки камеры сгорания, что оно предварительно нагревается и подогретым поступает в камеру сгорания, а стенка камеры сгорания охлаждается топливом.
2. Применение в качестве горючего металлов в чистом виде или в качестве добавки к другим горючим веществам.
3. Приведение в действие топливных насосов газообразными продуктами сгорания двигателя.
4. Изготовление сопел из специальных труб, которые благодаря приданию им соответствующей формы имеют ровные поверхности и большую площадь теплоотдающей поверхности.
5. Большое число оборотов насосов для подачи жидкого кислорода с целью предотвращения его испарения.
6. Изготовление камер сгорания и сопел путем наматывания труб...
7. Расширяющиеся сопла с охлаждаемой стенкой, характеризующиеся тем, что средний угол раствора сопла больше 25° и меньше 270° * («короткое сопло»).