ccsr>> Во-вторых непонятно как могла сработать донная мина (к сожалению не знаю какие электротехнические элементы использовались в её схеме), если батарея хоть и могла иметь какое-то остаточное напряжение в 1955 г., то его явно не хватило бы, чтобы запустить исполнительный элемент подрыва.AndreySe> Вот сами же признаете что не знаете схемы,но сходу отметаете эту версию.На основании чего вы делаете такие выводы относительно батареи?Есть работы которые рассматривают тип батарей,срок хранения,саморазряд и какой срок саморазряда батареи?Вот именно что у нас мало данных,элсхемы нет,тип батареи не известен,саморазряд батареи не известен.Сколько держит заряд обычная батарея для промышленного применения,не аккумулятор?
В отличие от вас я изучил имеющиеся в интернете материалы, касающиеся не только взрыва линкора, но и устройства немецкой донной мины. И вам советовал ознакомится с работой Веремеева, опровергнуть которого не смог НИ ОДИН ФЛОТСКИЙ минер, не говоря уж про тех, кто здесь изливает душу, даже не понимая что такое диверсионно-разведывательные мероприятия.
Ну наберитесь терпения, изучите работу Веремеева, и если у вас хватит знаний, то либо опровергните его выводы, либо признайте, что все что говорилось про донную мину, подорвавшую "Новороссийск", рассчитано на малограмотных в технике людей.
"Проведенные в ВМФ СССР наблюдения за партией немецких трофейных батарей в количестве 244 комплектов, состоящих из элементов типа ЕКТ изготовления 1943-1944 гг., позволяют достаточно точно оценить вероятность безотказной работы неконтактных взрывателей М-2 в донных минах типа RMH. Наблюдение за саморазрядом батарей велось в лабораторных условиях с 1948 г., т.е. по прошествии четырех лет с момента их изготовления. За отказ батарей принимался факт снижения напряжения ниже 7 В.
Из 244 батарей через 4 года со дня изготовления небоеспособными оказались 110 (45%),
через 5 лет - 159 (65%),
через 6 лет - 195 (80%),
через 7 лет - 226 (92,5%),
через 8 лет - 241 (98,8%),
через 9 лет - 244 (100%).
Эти данные подтверждает контр-адмирал Н.Никольский в своей книге "Гибель линкора "Новороссийск"", бывший в тот момент начальником штаба эскадры.
Заметим, что речь идет о батареях, находившихся на складском хранении, не подключенных ни в какие устройства, т.е. в условиях максимально обеспечивающих минимум саморазряда батарей, чего невозможно иметь для батареи, установленной во взрывном устройстве.
Советские батареи подобного типа СБС-У-6 (6,15-ПМЦ-У-48) имеют гарантийный срок хранения 12 месяцев. По опыту автор знает, что они работоспособны вдвое дольше, т.е. 2 года. Увеличим этот срок вдвое, полагая, что немецкие изделия вдвое лучше советских. Получается 4 года.
Вот эти 4 года и стоит полагать предельным сроком работоспособности немецких батарей типа EKT.
Хотелось бы уточнить, что мины RMH комплектовались исключительно взрывными устройствами М1. Взрывное устройство М2 использовалось в минах EMF и TMA. Впрочем, существенной роли это уточнение не играет, поскольку М1 и М2 были близки по устройству и использовали одни и те же батареи.
Но вот что существенно. Американский служебный документ OP1673A издания 1946 года указывает, что во взрывном устройстве М1 имелся маятниковый контакт (у нас подобные изделия называются вибрационными замыкателями), призванный исключать случайное срабатывание магнитометра вследствие колебаний очень чувствительного контактного рычага под воздействием внешних механических воздействий (толчки, наклоны, перемещения мины вследствие волнения моря, близкие подводные взрывы, воздействия подводных течений, воздействие немагнитных тралов, и т.п.). Я писал в начальной части статьи о нем.
Так вот, в ходе испытаний М1 и первых боевых применений было выяснено, что этот маятниковый контакт (Pendelkontakt) чрезмерно чувствителен и срабатывает слишком часто, расходуя очень много электроэнергии батареи. В этом документе не указано, как значительно это влияет на срок боевой работы мины, но нет сомнений, что о сохранении работоспособности М1 в течение 11 лет не может быть и речи, т.к. там же указано, что немцы в срочном порядке пытались устранить этот недостаток. Явно срок боевой работы не удовлетворял немецев даже на период войны. Для более новых типов донных мин были разработаны более совершенные взрывные устройства. И совсем не случайно в немецких изданиях взрывное устройство М 1 именуется "Einfache Zuendgerate der Marine M 1", т.е. "Примитивное морское взрывное устройство М1".
Кроме того, в книге "Гибель линейного корабля "Новороссийск": Документы и факты" указывается, что в период с 5 июля по 3 ноября 1944 г. Севастопольская бухта была протралена контактными и неконтактными тралами. По окончании траления в центральной части бухты и районах якорных стоянок кораблей было дважды произведено бомбометание глубинными противолодочными бомбами. Первый раз глубинные бомбы ББ-1 сбрасывались с интервалом 70 м, второй раз с интервалом 50 м. Всего было израсходовано 1006 бомб. После окончания бомбометания для большей надежности центральная часть бухты была протралена базовым тральщиком "Мина" с мощным электромагнитным тралом типа Л.
Контр-адмирал Никольский также подтверждает эти мероприятия. Как мы видим, в период с 1944 по 1955 годы мины типа RMH, лежавшие на дне бухты, достаточно много раз подвергались внешним воздействиям, которые вследствие вынужденных срабатываний маятниковых контактов взрывных устройств М1, весьма значительно разряжали батареи питания...."
http://army.armor.kiev.ua/engenear/rmh.shtml