«Туполевы» оптом
В Фарнборо подписаны крупнейшие в постсоветской России авиаконтракты
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и лизинговая компания «Ильюшин финанс Ко» (ИФК) заключили вчера в Англии крупнейшее за всю историю постсоветской России соглашение о поставке самолетов. В ходе международного авиасалона «Фарнборо-2008» ИФК заказала у ОАК 31 самолет Ту-204 и взяла опцион еще на 30 таких же машин на общую сумму более 3 млрд долларов.
Другая российская авиастроительная фирма, входящая в ОАК, — «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) — вчера стала источником одной хорошей и одной плохой новости. В Фарнборо гендиректор ГСС Виктор Субботин объявил о подписании предконтрактного соглашения о поставке 24 региональных самолетов Sukhoi Super Jet 100 (SSJ), которые проектирует ГСС, лизинговой компании «Авиализинг». «Авиализинг» взял опцион еще на 16 таких же машин. Общую стоимость сделки стороны оценили более чем в 630 млн долл. «Мы рады, что присутствие SSJ на российском рынке расширяется. Сегодня, по завершении первого этапа заводских испытаний, у нас есть все основания полагать, что самолет оправдает ожидания авиакомпаний», — сказал г-н Субботин.
В то же время замгендиректора «Аэрофлота» Лев Кошляков заявил в Москве, что компания хочет от ГСС компенсации за задержку поставки 30 законтрактованных «Аэрофлотом» SSJ. "Мы предлагали, чтобы «Сухой» для нас арендовал эти самолеты на время недопоставок SSJ", — сказал журналистам г-н Кошляков, добавив, что стороны пока не пришли к какому-либо соглашению и готовы рассмотреть другие варианты. "Компенсация, безусловно, будет — в денежной форме или нет", — цитирует его Reuters. «Мы работаем с «Аэрофлотом» над поиском взаимно согласованного решения проблемы», — сказала «Времени новостей» директор по связям с общественностью ГСС Ольга Каюкова. Комментировать детали она сочла преждевременным.
Генеральный директор ИФК Александр Рубцов, подписывая вчера соглашение с ОАК, отметил, что для его компании это самая крупная из заключенных до сих пор сделок. «Думаю, и у нас тоже эта — самая большая», — отозвался г-н Федоров. Александр Рубцов сообщил, что «твердая» часть соглашения стоит 1,5 млрд долл., а «опционная» — даже несколько больше из-за присутствия в договоре инфляционной составляющей. Гендиректор ИФК подчеркнул, что его фирма уже нашла «потенциальных покупателей» на 31 самолет, которые она вчера заказала. Он сказал, что среди них авиакомпании из Ирана, Латинской Америки, а также российская компания «Авиалинии 400», аффилированная с НРК.
Соглашение предусматривает поставку новой, еще не сертифицированной модификации Ту-204СМ-100. Как объяснил г-н Федоров, от более ранних членов семейства Ту-204 эта модель отличается экипажем из двух человек. Двучленный экипаж уже стал стандартным для мировой коммерческой авиации, однако российские лайнеры до сих пор требовали трех человек в пилотской кабине, что, разумеется, повышало стоимость их эксплуатации по сравнению с зарубежными аналогами.
Серьезной модернизации на Ту-204СМ-100 подвергся также комплекс авионики и двигатель. Президент ОАО «Туполев» Игорь Шевчук вчера заявил, что сертификация новой модели будет проведена до начала 2010 года и ее серийные поставки, соответственно, начнутся после этой даты. Он сказал, что Ту-204СМ-100 рассматривается как переходная модель в классе среднемагистральных самолетов между ранними Ту-204 и проектируемым МС-21. «На ближайшие 10--12 лет (то есть до появления МС-21) рынок получит полноценный проект, не отстающий от мирового уровня по всем показателям», — отметил г-н Шевчук.
Г-н Федоров подчеркнул, что подготовка к производству этого самолета потребует серьезного перевооружения ульяновского завода «Авиастар», где машина будет собираться, а также его партнеров-поставщиков. Произойдет также перераспределение функций между российскими авиазаводами. Производство Ту-214 (унифицированного с Ту-204) на Казанском авиазаводе КАПО, по его словам, будет прекращено. «Мы предполагаем оставить в Казани изготовление крыльев Ту-204СМ-100 (в том числе и для Ульяновска), а также сборку отдельных экземпляров этого самолета для российских государственных (т.е. «силовых». — Ред.) заказчиков, — сказал г-н Федоров. — Серийная сборка основной массы Ту-204СМ-100 для внутреннего и зарубежного рынка будет сконцентрирована в Ульяновске».
Отношения собственности внутри ОАК также подвергнутся перестройке. «Мы собираемся серьезно сократить наш пакет акций в ИФК, возможно, до блокирующего», — сказал г-н Федоров «Времени новостей». Сейчас ОАК владеет 48,43% акций лизинговой компании. 25,83% принадлежат частному акционеру — Национальной резервной корпорации, а еще 21,39% — Внешэкономбанку. Именно ВЭБ и видится г-ну Федорову покупателем тех ценных бумаг ИФК, от которых намерена избавиться ОАК. Президент ОАК, впрочем, подчеркнул, что переговоры и необходимые юридические процедуры, связанные с передачей акций, займут еще немало времени. «Сокращения нашего присутствия в ИФК следует ожидать к 2010 году, когда ОАК планирует IPO», — подчеркнул г-н Федоров.