СТРАТЕГИЧЕСКАЯ АВИАЦИЯ ВВС РОССИИ ВДВОЕ УВЕЛИЧИЛА СВОИ УДАРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
[4 May 2000] /Время/
Россия срочно "подгоняет" свои стратегические ядерные силы под новую военную
доктрину. Впервые да последние тринадцать лет дальняя авиация российских ВВС
пополнилась новой машиной - с Казанского авиационного производственного
объединения им. Горбунова на авиабазу Энгельс прибыл стратегический
бомбардировщик Ту-160 (BlackJack по классификации НАТО). В нынешнюю
пятницу "новичок" будет официально принят в состав 37-й воздушной армии,
являющейся авиационной составляющей российской ядерной "триады". Перед этим
бомбардировщик будет освящен в соответствии с православными канонами и получит
собственное имя - "Александр Молодчий".
Всего за каких-то полгода Россия почти вдвое увеличила ударные возможности
стратегических ядерных сил национальных ВВС. Количество бомбардировщиков Ту-160
в составе 37-й армии возросло с 6 до 15, на вооружение были приняты новые
крылатые ракеты с неядерным оснащением боеголовок. Москва извлекла уроки из
прошлогодней операции НАТО на Балканах: судя по всему, удары союзной авиации по
Югославии произвели на российский генералитет неизгладимое впечатление, и
именно после них военные заговорили о "новой национальной авиационной
политике". Хотя до этого отношение к авиационной составляющей "триады" было не
слишком серьезным - бомбардировщикам в национальной ядерной стратегии
отводилась довольно скромная роль: главный удар по "супостату" предполагалось
наносить межконтинентальными баллистическими ракетами, стоящими на вооружении
ВМФ и РВСН. Стратегическая же авиация уже давно не использовалась для того,
чтобы как следует попугать Запад. Хотя на долю ВВС до сих пор приходится около
тысячи ядерных боезарядов (по крайней мере если исходить из положений СНВ-2),
уровень боеготовности авиационных "стратегов" был не слишком высок: еще в конце
80-х мы договорились с США о том, что бомбардировщики обеих стран прекращают
полеты с ядерным оружием на борту вдоль границ "потенциального противника", как
это практиковалось в годы "холодной войны". К тому же после распада СССР
наиболее боеспособные соединения дальней авиации остались за рубежами России -
в Казахстане и на Украине. И если с Алма-Атой Москве удалось договориться
довольно легко - 40 бомбардировщиков Ту-95МС Bear были передислоцированы на
российские аэродромы еще в 1995-м, то переговоры с Киевом о судьбе оставшихся
на украинских авиабазах 19 новейших Ту-160 и 23 Ту-95, казалось, окончательно
зашли в тупик.
Тем не менее, изучив "опыт Балкан", российские военные изменили свое отношение
к стратегической авиации. Переговоры с Киевом были завершены в кратчайшие
сроки: к нынешней весне на российские авиабазы перегнали с Украины восемь Ту-
160 и три Ту-95 вместе с полным комплектом вооружения к ним. Из бюджета
Минобороны срочно были выделены средства для окончания сборки еще двух "блэк-
джеков", заложенных на стапелях КАПО еще в советские времена (первый из них
только что прибыл в Энгельс, второй вольется в состав 37-й армии к концу года).
Начиная с прошлогодних учений "Запад-99", российские ВВС старательно
демонстрируют, как именно они будут наносить удар по агрессору. И судя по
нервной реакции Запада после вылетов "стратегов" к Исландии и к Аляске,
необходимое впечатление им произвести удалось.