пора пристуать к крейсерам Владивостокского отряда … систематично
… а потому пойду пожалуй по алфавиту
Бронепалубный крейсер 1 ранга «Богатырь». Заложен 21 декабря 1899 года на верфи Вулкан в Штеттине. Введен в строй в августе 1902 года. Крейсер строился по судостроительной программе «для нужд Дальнего Востока».
В конце октября 1902 года, завершив последние работы, испытания башенных установок и стрельбы, «Богатырь» вместе с броненосцем «Победа» направился в Либаву, где собирался отряд контр-адмирала Э.А.Штакельберга, назначенный для следования в Тихий океан. В состав отряда вошли броненосцы «Ретвизан» и «Победа», крейсера «Диана», «Паллада», «Богатырь» и «Боярин». В греческих водах к отряду должны были присоединиться ранее отправленные в плавание 5 миноносцев иностранной постройки типа «Властный» и 2 отечественной — типа «Буйный».
В ходе перехода крейсер показал себя превосходно, в отличие от других кораблей отряда, и 9 мая 1903 года прибыл в Порт-Артур в совершенно исправном состоянии. Неплохое бронирование корабля вероятно послужило основанием для включение его в отделявшийся от Первой Тихоокеанской эскадры Владивостокский отряд крейсеров. 24 сентября 1903 года «Богатырь» покинул Порт-Артур и вместе с «Громобоем», «Россией» и «Рюриком» направился во Владивосток.
В ходе начавшейся русско-японской войны «Богатырь» действовал в составе Владивостокского отряда и вместе с другими крейсерами совершил в январе - апреле 1904 года три похода с целью нарушения японских коммуникаций. 2 мая 1904 года командир отряда крейсеров контр-адмирал К.П. Иессен отправился на «Богатыре» инспектировать состояние обороны в заливе Посьет. Следуя в тумане, с опасной для таких условий скоростью, крейсер налетел на скалы у мыса Брюса. Борьба за спасение крейсера продлилась весь месяц и лишь 1 июня 1904 года корабль сняли со скалы и перевели во Владивосток. Ремонт в условиях Владивостокского порта оказался затруднительным и продолжался с перерывами более года. «Богатырь» вышел в море лишь 5 сентября 1905 года, уже после окончания войны.
Потрясавшие Россию в 1905 году бунты и мятежи грозили докатиться до Владивостока. Опасаясь вовлечения в них экипажей крейсеров отряда, владивостокское начальство поспешно избавилось от них - доставляя солдат на освобождавшуюся Японией северную половину острова Сахалин, крейсеры получили приказ прямо из Де-Кастри следовать в Россию. 11 ноября 1905 года корабли направились к Корейскому проливу. Служба крейсера на Дальнем Востоке завершилась.
17 января 1906 года в гавани Коломбо «Богатырь» отделился от отряда, взяв на борт всех призванных на корабли во время войны из запаса. Передав запасных в Порт-Саиде на пароход, идущий в Севастополь, «Богатырь» получил приказание морского министра следовать дальше, не ожидая отряда.
6 марта 1906 года крейсер маршрутом Алжир — Шербур — Кильский канал прибыл в Либаву.
В мае 1906 года крейсер «Богатырь» включили в состав сформированного на Балтике Особого (Балтийского) отряда судов (эскадренные броненосцы «Цесаревич», «Слава» и крейсер «Адмирал Макаров»), предназначенного для плавания с корабельными гардемаринами и строевыми унтер-офицерами.
Крейсер "Богатырь" в бухте Золотой Рог. начало 1904 года