О! Интересная тема.
Я сам 16 лет прожил на Севере (в Красноярском крае, в Эвенкии), есть даже мысль когда-нибудь раскрыть тему на сайте (который я давно забросил
) детально.
Летали (в послевоенные годы) "Каталина", Ли-2, Ил-14, Ил-18, Ан-2 (в т.ч. на поплавках), Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-32, Ан-74, Ми-2, Ми-4, Ми-6, Ми-8. Вообще в освоении северных краев поучаствовали еще и Як-40, Ил-76, Ан-22, Ми-10к, Ми-26. Некоторые машины в 50-60-е годы были в подчинении Главсевморпути и получали регистрацию на -04 независимо от типа. Многие Ил-14 с такой регистрацией и летали "всю жизнь", до 80-х годов.
Самому мне приходилось летать по маршруту Тура-Красноярск-Тура почти на всех этих типах (пассажиром), кроме Ан-12, Ми-2, Ил-76, Ан-22, Ан-74, Ми-10 и Ми-26. Правда, Ли-2 помню очень-очень смутно, было мне лет 5, не более. Запомнил только, что в отличие от Ан-2 в нем не тошнило. Вроде бы Ли-2 был зеленый (?), но с гражданской регистрацией. Очень, кстати, хочется найти ветеранов КрУГА (Красноярского), и может быть, получить инфу по бортам Ли-2, Ил-14, Ан-12. Мой отец летал еще мальчишкой (в конце 50-х) пассажиром на "Каталине". Дядька-авиатехник обслуживал Ан-24, Ми-4 и обслуживает Ми-8 всех модификаций.
Интересно, что в зимнее время примерно до 1982 года действовал ледовый аэродром на реке Нижняя Тунгуска. Длина ВПП - около 2000 м. Принимал, в том числе, Ил-18 и Ан-12. Глиссада проходила прямо над домом, где живут и сейчас мои родители. Полеты проходили до марта включительно, пока позволяля толщина льда на реке. Был случай, что после отправки очередного Ан-26 (уже в апреле) обнаружили трещины на стоянке. Ан-26 летали, в т.ч. борты 26506, 26515. Ил-18 - 75815. Есть несколько фотографий этого аэродрома, датированы 1978-1979 годом.
В середине 80-х был технический рейс Л-410 с посадкой на грунтовую ВПП длиной 700 м. Из-за больших нагрузок на шасси затею отменили.
Специальные варианты самолетов в Эвенкии почти не использовались. Под Ми-4 подвешивали геодезический контейнер, да прилетал еще Ан-2 из Красноярска с фотооборудованием и каким-то контейнером на киле. Большинство работ велось с целью геологоразведки.
Из известных мне вариантов специальных ЛА Полярной авиации можно вспомнить Ан-26РЛ и БРЛ (как минимум один такой борт 26104 летает сейчас в "Архангельских авиалиниях"), аналогичного назначения Ил-14 и Ми-2. Затем Ил-18ДОРР и аналогичные машины на базе Ил-14, Ил-24Н.
Еще интересна история игарского борта 26003. Лет 8-9 назад я летел на нем, а через пару месяцев самолет "разложили" по причине абстиненции у экипажа. Сошли с ВПП на взлете, снесли шасси, погнули винты и остановились в 100 м от здания аэровокзала. Вроде бы машинку починили, во всяком случае из Туры она исчезла, и инфы про ее WFU не было. И вот я вижу в Инете снимок борта UК-26003. Повторная регистрация? Продали?
Еще инфа по бортам. Сейчас в Туринском ОАО летает Ан-32 борт 69354 бывший из Питера, чей-то ведомственный (его брата 69355 купил, кажется, Сибавиатранс). До этого был (экс-украинский?) борт 48104, его разложили в 94-м году в Байките по дурости экипажа. На 354-й машине довелось полетать. Угол тангажа и вертикальная скорость при взлете впечатляют - не то слово. Я такое ощущение, пожалуй, только на B-737-400 АФЛовском испытывал, когда мы из Пулково до высоты в тысячи две с половиной с почти неизменным тангажом, да с креном... Торопились в столицу (уходили в Пулково на запасной).
Пока все. Надеюсь, что ветка дополнится.
С уважением - Алексей.