Для любителей решать все проблемы с помощью авиации, в частности ударной.
Попробую рассмотреть гипотетический случай контроля за каким-нибудь небольшим локальным районом, который условно закрывается точечной группировкой кораблей или самолетов. Скажем это какой-нибудь небольшой залив или пролив.
Для нанесения удара нужно иметь целеуказание, следовательно сначала надо обеспевить постоянное присутствие самолета разведчика в указанном районе. Круглосуточное, надо заметить. Потом, надо обеспечить истребительное прикрытие самолету разведчику, допустим для этого хватит одной пары истребителей. Также надо иметь в дежурстве на ближайшем аэродроме еще одну пару истребителей для усиления и смены пары охранения в случае, если ее свяжет боем противник. Также надо иметь дежурную пару ударных машин и прикрывающую ее пару истребителей для нанесения удара по обнаруженной корабельной группировке противника. Итого, надо постоянно иметь в воздухе минимум 3 машины (разведчик и два истребителя) и до 6 машин в постоянной готовности к немедленному вылету на аэродромах (пару ударных самолетов и две пары истребителей). Предположим, что время патрулирования в зоне разведчика и истребителей составляет 4 часа и за это время разведчик сжигает 10 т топлива, а пара прикрывающих истребителей тоже 10 т. Тогда за сутки постоянного контроля района авиация сожгет 20*6=120 т топлива. Внутрениий голос подсказывает мне, что такого количества топлива должно хватить малому ракетному кораблю типа "Овод" или ракетному катеру типа "Молния", чтобы пройти на 14-узловом экономическом ходу 1000-1500 миль за 71-107 ходовых часов, что составляет 3-4,5 суток. При этом один крабль обеспечивает и постоянную разведку района, и самооборону от авиации противника и ударные функции при появлении в районе корабельной группировки противника. Таким образом, время патрулирования корабля на эквивалентном количестве топлива в 3-4 раза превысит время работы самолетов даже с учетом только вылетов на постоянный контроль района. Причем это будет более дешевое дизельное топливо против авиационного керосина.
Также можно отметить, что решение задачи контроля заданного небольшого района может быть посменно осуществлено двумя-тремя малыми ракетными кораблями или ракетными катерами. Для авиации надо обеспечить смену разведчиков через один или через два вылета, что дает нам весто двух посменных разведчиков 3-4 машины. Соответственно и истребителей прикрытия должно быть 6-8 машин (в 2 раза больше, т.к. на каждый разведчик идет пара истребителей прикрытия). Для машин, дежурящих на аэродроме положим минимальный запас с поочередной сменой машин между дежурством и обслуживанием, что дает нам двойной комплект машин для дежурства на аэродроме или 4 ударных машины и еще 8 истребителей. В сумме будем иметь минимально необходиму авиационную группировку из 3-4 самолетов-разведчиков, 14-16 истребителей и 4 ударных машины (всего группировка из 21-24 самолетов). Как бы по стоимости 2-3 катера должны быть вполне сопоставимы с 20-25 самолетами...
Конечно, пример, приведенный выше, схематичен и условен, но думаю, что он верно отражает качественное различие между возможностями авиации и флота, и объясняет, почему во всем мире авиация до сих пор не заменила флот при решении задач на море.
Это сообщение редактировалось 03.07.2015 в 23:29