J.F.>> Американцы на Тихом океане начали его применять в 1942 г., когда были неизмеримо слабее японцев на театре военных действий и добились перелома в 1943
t.> они сравняли счет во многом уже в середине 42-го на Мидуэе, когда погибли японские АВ и экипажи первой линии, дальше они стали раздергивать силы японцев на периферийных участках их обороны, блокируя отдельные гарнизоны, при наличии адекватных противостоящих сил для уничтожения плавучего тыла янки прогрызания своей обороны японцы могли бы избежать, понятно, что противостоять отдельным гарнизоном против мощи TF58 просто нереально, также понятно, что и маневр в таких условиях может быть только авиационной техникой.
Нет, вы не совсем поняли мою мысль. Как раз в 1942 г. американцы через несколько месяцев после разгрома линейного флота начали совершать рейды палубной авиацией по отдельным японским гарнизонам, нанося им заметный урон и не неся при этом серьезных потерь. Это вынуждало японцев отвлекать больше силы для обороны периметра в ущерб проведению наступательных операций. Которые тоже, кстати, часто строились на возможности массировать авиацию с помощью авианосного соединения. Тот же самый Мидуэй, как я понимаю, во многом стал следствием рейда американских авианосцев на Токио. Например, спешка с нанесением удара и ошибка с недостаточным массированием сил на этом, во многом второстепенном, для японского наступления направлении. Дальше американцы продолжили использовать этот принцип и выбрали для операций Гуадалканал, который тоже лежал в стороне от линии наступления японцев и борьба на котором требовала от них лишних усилий для переброски сил и средств. Ну и так далее по нарастающей в соответствии с ростом американского военного могущества.
J.F.>> Прибрежную Ливию бы Европа вынесла на раз, только без США времени бы потребовалось намного больше.
t.> у них было много меньше возможностей, особенно если бы воевала армия против армии, береговые ПКРК, ПЛ и мины, и уже близко к берегу не подойти, а одним полноценным АВ типа Шарля много не навоюешь.
Да ладно, Средиземное море европейские самолеты преодолеют с береговых баз на раз-два-три. А дальше было бы все тоже самое, что и при американцах.
J.F.>>немцам и удалось на Черном море и на Балтике несколько раз добиться побед над нашим флотом в этих вопросах, то повсеместно сделать то же самое им оказалось не под силу
t.> загнать наш флот в гавани своей авиацией они смогли, наносить постоянные крупные потери тоже, получи немцы возможность ввести свой или итальянский флот в ЧМ, проблем было бы у нас выше крыши.
Если бы да кабы, то во рту росли б гибы. Да и не загнали немцы наш флот в порты полностью. Прибрежные конвои ходили всю войну, десанты всю войну высаживали, на Севере вообще восточнее Мурманска море держали за собой и еще союзникам помогали ленд-лизовские конвои проводить при подходе.
J.F.>>на суше и в условиях полного превосходства противника этот принцип работает
t.> маневр обеспечивается либо мощью и скоростью, либо скрытностью, что в конечном счете снижает воздействие противника до минимума, препятствие в таком же маневре противнику решает задачу соотношения сил.
Ну да, кто же спорит с очевидным. Если бы море могло просматриваться вдоль и поперек, корабли ползали со скорость пешехода и были бы точно так же слабы, то тогда конечно же не было бы у них для реализации принципа массирования на выгодном для себя направлении ни скорости, ни мощи, ни скрытности.
J.F.>>В 1942, да и в 1943 американские палубники не имели никаких решающих техничеких и количественных преимуществ перед японской береговой авиацией.
t.> Это вы зря, береговая авиация, по сути обычные средние бомбардировщики, и тем более с минимальными средствами живучести типа G4M (Бетти)
Не согласен. Японская береговая авиация это и истребители Зеро, и бомбардировщики торпедоносцы, и вроде как даже пикировщики Вэл. Т.е. все вполне современные и эффективные на тот момент средства борьбы на море. Что они и демонстрировали, когда им удавалось создать нужную концентрацию сил что под Сингапуром, что при завоевании Голландской Ост-Индии, что под Рабаулом. Проблемы с живучестью у японцев были и в палубной и в сухопутной авиации, но это им не мешало до середины 1942 бить всех своих противников. Что говорит об отсутствии решающего значения фактора живучести при оценке технического превосходства сторон.
J.F.>> Ну, зачем передергивать. Авиация немцев и итальянцев на Средиземном море вполне сопоставима по силам с авиацией англичан, что на Мальте, что на авианосцах. И все же с берега не смогли справиться ни с флотом, ни с опекаемым флотом островом.
t.> Почему это я передергиваю? Выходит силы для атаки береговой авиацией на ТО у японцев больше, а то же самое с немцами на СМ уже нет...
Моя ваша мало-мало не понимай.
t.> Эффективность работы по конвоям у немцев была мала из-за проблем с вооружением и обеспечением, Ю-88 и Не-111 без прикрытия под огнем палубных машин не играют.
У англичан на авианосцах в 1940-41 гг. никаких особенных истребителей не наблюдалось. Гладиаторы и Фульмары задачи решали, но эффективностью явно не блистали. Да идистанции там такие, что береговые истребители немцев и итальянцев тоже участвовали в боях. Опять же англичане на Средиземном море и обычными кораблями без авиационного прикрытия действовали достаточно успешно, хотя потери и были тяжелыми.
J.F.>> В 1941 и 1942, в самое тяжелое время ходили все, включая ЭМ, крейсера и даже линкоры.
t.> Ходили, и постоянно теряли, причем практически от одной авиации и даже атак ТКА, то, к чему готовили свой флот, реализовал противник.
Ну и что? Задачи-то решали. А потери дело военное. Немцы тоже не все и не всегда домой возвращались. На Кронштадт не любили налеты совершать после сентябрьских ударов. Лодки подводные наши им не нравились. Свои лодки иногда тоже теряли. На Черном море не нравилось немцам, что приморские фланги корабли снабжают, обстреливают и десанты высаживают.
J.F.>> Балтийский флот, сидя в базе, отработал еще год вплоть до снятия блокады в январе 1944
t.> вот именно, корабельная, ну и жд/д артиллерия в швертпункте превосходила сухопутную противника, и тот из-за отттягивания авиации ничего не смог с этим сделать, его перемолол мощный арткулак.
Ну, по вашему рассуждать, так надо было бы с кораблей пушки снять и на берегу расставить, тогда шверпункт еще крепче был бы.
Я то как раз говорю, что флот оставался флотом и в базе, решая важные задачи и сохраняя устойчивость к ответному неприятельскому воздействию. И корабли имеют свои неоспоримые преимущества перед береговой артиллерией. Да и авиацию они оттянули не сразу. В сентябре 41-го массированные налеты на флот в Кронштадте были? Были. На черноморские порты массированные налеты тоже не раз совершались. И тем не менее, корабли не то что полностью, но даже большую часть уничтожить не смогли. А потери наверняка были и потому решили немцы в более эффективные места авиацию перевести.
J.F.>> Полностью помешать действиям морских сил оказались неспособны обе стороны.
t.> ну это и янки не могли сделать, но вот уровень потерь и возмещение их для дальнейшей борьбы имеет в этой ситуации значение, применительно к обсуждаемой теме необходимо иметь возможность компенсировать возможные потри в корабельном составе.
Полностью поддерживаю!