ПОБЕДА ДЕТАЛЬНОГО ЛОББИ
21 мая 2002, 17:49
Дмитрий Старостин
starosti
vesti.ru
Комплектующие новых европейских авиалайнеров будут изготавливать на авиационных заводах России. 2.1 миллиарда евро - такова оборотная стоимость программы, о которой договорились 21 мая европейская авиационная компания "Airbus" и российская промышленная группа "Каскол".
о последнего времени в российском авиастроении были две конкурирующие рыночные стратегии: либо продвигать на мировой рынок уже готовые самолеты, либо участвовать в производстве комплектующих. В качестве образца для второй модели развития предлагался европейский авиаконцерн EADS, который делает самолеты в Тулузе из французских, немецких, английских и испанских компонентов. Однако курировавший авиастроение в 1998 - 2002 годах вице-премьер Илья Клебанов считался противником такого рода кооперации.
Стратегия поставки самолетов полного цикла претерпела чувствительный удар в декабре 2001 года, когда восемь европейских министров обороны приняли решение отказаться от закупок российско-украинского военно-транспортного самолета Ан-70 в пользу выпускаемого компанией "Airbus" самолета A-400M и поощрить таким образом собственную авиационную промышленность. (80 процентов акций "Airbus" принадлежит концерну EADS). Европейцев не остановила даже более высокая стоимость A-400M (около 75 миллионов долларов против 50 миллионов у Ан-70).
В феврале 2002 года Илья Клебанов был снят с поста вице-премьера. Уже в апреле президент Путин во время своего визита в Германию лоббировал предложения российских авиастроителей - сторонников международной кооперации. 21 мая в Москве глава "Airbus" Густав Хумберт договорился с президентом российской группы компаний "Каскол" о производстве компонентов фюзеляжа и шасси для европейских самолетов на двух подконтрольных "Касколу" заводах.
Один из них - нижегородский авиастроительный завод "Сокол" - известен как производитель самолетов МиГ-21 и МиГ-29. Другой - "Гидромаш", тоже в Нижнем Новгороде - является монопольным в России производителем гидравлики и шасси. Интересно, что "Гидромашу" европейцы предложили поставлять шасси для того самого самолета А-400M, который шестью месяцами ранее "обставил" российско-украинский Ан-70. Президент "Каскола" Сергей Недорослев заявил "Вестям.Ru", что за каждый комплект шасси "Гидромаш" рассчитывает получить около 2 миллионов долларов. Европейские государства взяли обязательство закупить у "Airbus" не менее 196 самолетов A-400M.
Кроме этого, заводы "Каскола" будут выпускать комплектующие и для новейшего пассажирского лайнера А-380, вмещающего 550 пассажиров. Предполагается, что другая российская компания - "Русский алюминий" - станет ведущим поставщиком алюминиевых материалов для компании "Airbus". 55 процентов титана для своих самолетов "Airbus" уже получает из России.
Глава "Каскола" Сергей Недорослев утверждает, что в сегодняшней ситуации российские авиастроители не имеют права отказываться от борьбы за рынок компонентов: "Все входящие в EADS заводы могут производить самолеты полного цикла, но сознательно этого не делают". Китай уже экспортирует комплектующие на 200 миллионов долларов в год.
Правда, только создание самолетов полного цикла гарантирует сохранение российской школы гражданского авиастроения. Если полученные от "Airbus" средства не будут инвестироваться в собственные российские программы, лет через десять Россия может оказаться неспособной самостоятельно создать новый гражданский самолет.