Shoehanger> ...
Примечание моё. На ЛА из книги Полмара ПЛ после ВМВ два поста управления оружием (TMA, при одном действующем второй может задействоваться на вспомгательных задачах), автор судя по всему как раз был оператором одного из них, т.е. по данным от акустиков вырабатывал и сопровождал применение торпедного и ракетного оружия, занимался обслуживанием систем и вооружения.
- Как сильно подтапливает ЛА? Слышал, что в помещениях с линиями валов всегда сыро.
Вообще-то, лодки не подтапливает так сильно, либо совсем. В моей было сухо. Если лодки с плохой геретизацией валов и в них накапливается прилично воды, но в нашей такого не было. Тем не менее, когда мы были на ЗХИ после СР, испытания пришлось прервать на половине из-за сильных протеканий. Всё подлатали, и больше не было, если только незначительно.
- Носит ли экипаж бесшумные тапочки?
Нет, но мы и не в обычных ботах. Всем дозволяется носить тенниски. В них удобней и тише. Я всё время проносил Vans sneakers.
Вообще то я снимал обувку при всякой возможности на вахте. Давал ногам дышать. Если мы несли вахту на перископной глубине в тёмное время суток, все источники света гасились в ЦП, так что я часто оставлял обувь на всё время, даже когда была моя очередь вставать к перископу. Бывало наступали на ногу, но всё равно так было намного удобней.
- Где хуже всего обслуживать технику на ЛА? Слышал, что обслуживание ВПУ очень трудоёмко.
Аббревиатуру ВПУ расшифровывают "никогда не выспишся" (VLS - Very Little Sleep). Не потому что ПУ - плохая сиситема, хотя вот на ЛА флайт 2 (вторая модификация), где я был ВПУ определённо были усложнёнными, некоторы ПУ не работали, приходилось потрудиться для 100% работоспособности комплекса. Все сложности ВПУ связаны с тем, что они конструкивно в передней ЦГБ, вне прочного корпуса.
Санитарный насос (отходы жизнедеятельности) тоже отстой. Популярный миф, м может правда, что изначально он конструировался как насос томатной пасты. Часто ломася и было чертовски сложно доьбиться его работоспособности. Ненавижу весь свой опыт на нём, несмотря на то что по специальности я не был механиком, мне приходилось по вахте за ним присматривать в базе. В итоге пришлось полностью заменить насос, несмотря что он отработал и половины из трёх лет.
- Сколько времени лодка проводит в море?
В зависимости от лодки и места базирования. Обычно примерно 1/3 года лодка в море. ± от места базирования и оперативного графика. Лодки на о. Гуам не ходят на стандартные полугодовые службы, как лодки с континентальных баз США, но вместо этого они выходят более часто на менее длительные дежурства в своём районе. ПЛА Джимми Картер прославился, проведя 300 дней за год в море. Не знаю, насколько это правда, но для обычной службы это атипично.
- Слышны ли всплески гидробуев?
Да. Но если специально за ними следишь. Также можно слышать позвякивание их цепей, а также кучу всяких других шумов в океане.
- Вас когда либо засекали?
На такие вопросы не могу ответить.
- Вы когда-либо следили за русскими или другими иностранными ПЛ
На такие вопросы также не могу ответить.
- Прокоментируйте, британцы сокрушаются, что американцы очень много времени своей подготовки тратят на изучение реактора и связанных дел, и недостаточно занимаются тактической подготовкой.
Скорей всего это относится к офицерам подводникам ВМС США. К сожалению, это так. Каждый офицер на борту, за исключением снабженцев, сперва обучается ядерным установкам. Всем чем они занимаются первые 4 года связано с реакторами. После начинаются занятие по тактике ПЛ. Некоторые из них становятся великолепными тактиками и блестящими офицерами. Других ничего кроме реакторов не колышит. И ты просто боишься заступать на вахту с ними. К несчастью, даже если они не добились успехов в тактике, очень много акцентируется на рекаторных аспектах службы на лодке.
- Почему ППУ не автоматизирована.
Сам по себе реакторный отсек автоматизирован! Никто туда не шастает, когда он в работе. Даже когда он выключен,мало кто туда поадает.
Машинное отделение не так сильно автоматизировано, как это возможно. Но это типовой объём автоматизации исходя из времени создания проекта. На Вирджинях объём автоматизации в машинном гораздо больше, но многих технологий ещё не было во времена постройки ЛА. Но даже если бы был тот же уровень автоматизации, всё равно необходимо иметь доступ к множеству клапанов и систем в экстренных случаях. Вахта в машинном отделении не облучается больше чем в других местах на лодке. У меня отднажды была регистрация повышенной дозы (но всё равно гораздо ниже допустимых пределов), чем у техников, которые вернулись с реакторного отсека.
- Перископ и другие мачты испытываются на предельную глубину погружения?
Всё что контактирует с морской водой так и ли иначе, вне зависимости от форма и размера, рассчитывается и испытывается на предельную глубину. Иначе бы ееё и не называли test depth (предельная глубина, на которую лодка погружается неограниченное количество раз)
- Возможно ли обеспечить запуск плавающего Томагавка или Гарпуна (ракеты)? Отстрел контейнера с ракетой, он плавает минут двадцать, пока лодка уходит из области вероятного обнаружения (departs datum), потом ракета запускается.
- Нет. Ракета выстреливается газом (или водой при стрельбе из ТА) затем сразу включается (стартовый) твердотопливный двигатель. Наверняка технически просто осуществить предложенное. Возможно старые варианты ПКР Гарпун или АСРОК (противолодочная) так и работали. С оперативной точки зрения, нет смысла в таком запуске Томаавка, так как командуешему необходимо доложить об успешном пуске.
ВМС США (ПЛ) больше не применяют ПКР Гарпун и Томагавк в варианте ПКР. Торпедами топить корабли сподручней, и их сложнее сбить.
- Почему не закупаете торпеды Тайгерфиш у британцев?
Не знаю многого про эти торпеды, но знаю много про АДКАП
Торпеда Мк48 АДКАП загружается на ПЛА кл. ЛА фл I Оклахома Сити (2013 г)
АДКАП великолепная торпеда, несмотря на то что у неё есть органичения от использования сконструкированного 40 лет назад обрудования. Немогу представить пользование другими торпедами, не знаю ничего настолько вылизанного, что есть сейчас. Когда я был (краткий ознакомительный тур) на ПЛА Астьют провожатые мне сказали, что в их торпедном отделении больше оружия, чем когда либо было на всём острове Великобритания, вот так! (Хотя они могли сюда отнести Томагавки, в чём я нахожу немного больше смысла)
- Как бы Вы переделали ЛА. Или построили лодку после ВА? Чтобы Вам хотелось видеть на наших следующих лодках?
Сложно ответить, потому что я в восторге от возможностей моей лодки. Честно, я нахожу что ПЛАРК, переделанный из ПЛАРБ кл. Огайо - самые лучшие лодки. они могут нести разведку как и другие ПЛА (ЛА, ВА, Си Вульф), а также несут гораздо больше Томагавкоч, чем любой другой НК или ПЛ в ВМС США. Просто влажная мечта вооруженца. Сочетают комфортабельность бумера (ПЛАРБ) и практичность ПЛА (SSN) а сверху того дофига ракет в нагрузку.
Без сомнения лучшие ПЛА это Си Вульф. Из тех, что когда-либо были сконструированы, в смысле противолодочных операций, охоты на другие ПЛ. Но из-за их выскоуй цены и недостатки в функциональной гибкости разработали Вирджинии (ВА). Не служа на ВА, не могу сказать чтобы поменял там. Честно говоря, моя лодка вошла в состав ВМС в конце 80-х и до сих пор полностью отвечает всем современным требованиям.
- Сколько времени провели на перископной глубине? Никогда бы не подумал что так много, но читая Вас..
По чесноку в зависимости от деятельности ПЛ. В нормальной оперативной обстановке мы поднимаеся на ПГ как минимум дважды в день снять радио траффик (принять сообщения). Также много важных дел на лодке производится на ПГ, например мусор сбрасывается. На ПГ снимается радио обмен, отправляем донесения, скачиваем "мыло", производим все проверки связи всех вооружений (которые можно провести с корпуса лодки). Однажды я собственноручно продлил нахождение лодки на ПГ на один час, чем было запланировано по графику, потому что заполнял секретные формы на нашем очень очень тугом (хуже чем модем - worse than dial up) интернет соединении.
Мы можем сократить или обрубить любую связь, нет строгой необходимости связываться дважды каждый день. Но я провёл месяцы на ПГ. Всё сильно зависит от задач, но лодка обычно проводит четверть дня на ПГ или переходя на ПГ. Но всё может сильно отличаться.
Доб. Никогда не общаемся с простыми торговыми судами на ПГ. Большой большой запрет (huge no no). Однако, когда мы на связи, я много времени тратил на трёп с другими кораблями ВМС, или же в самом деле важный обмен с базами и частями ВМС. Если ничего вокруг не происходило, я часто чатился с другими просто убить время или повеселиться. Были хорошые разговоры с коллегами, бывшими подводниками, с надводных кораблей.
- Какой тольщины прочный корпус? Сколько весит?
Больше дюйма тольшиной, но не то чтобы толстый. Прочность корпуса достигается за счёт внутренних шпангоутов/набора, которые словно рёбра идут по всему диаметру изнутри каждые несколько футов. В сухом доке видел много отверстий в ПК, которые были потом заварены. Одно из отверстий проделали просто из цели быстрого доступа рабочих во внутренние помещения. Довольно безумно.
- Для чего подрульки? Для маневрирования в базе?
Да, мы их называем вспомогательные движители (secondary propulsion motor). Они выдвигаются (выпадают) из ЦГБ и обыкновенно используются только при приближению к пирсу и на швартовке. Гораздо интенсивней они используются, когда эти операции проводятся без помощи буксиров, но и с ними также пользуемся.