а про ОС-6
"Одновременно с проектом 1826 нашему ЦКБ было поручено разработать эскизный проект с технико-экономическим обоснованием переоборудования судна ОС-6 на базе бывшего морского специального транспорта «Инсар» под носитель глубоководного аппарата (ГА) «Поиск-2″ проекта 1832, разработанного конструкторским бюро «Малахит».
Это был самоходный обитаемый ГА, предназначенный для проведения научно-исследовательских и подводно-технических работ в интересах военно-морского флота. По своей архитектуре «Поиск-2» представлял собой небольшую подводную лодку, способную погружаться на глубину 2000 м.
Необходимо было обеспечить на корабле хранение и обслуживание многотонного ГА, его спуск на воду и подъем с поверхности воды в условиях морского волнения. Предстояло разработать спуско-подъемное устройство (СПУ) для ГА, а также решить вопросы остойчивости судна-носителя при спуске и подъеме «Поиска-2», обеспечить безопасность выполнения этих операций в условия моря.
Планировалось сделать в борту судна-носителя огромный вырез для подачи ГА за борт, обеспечив при этом соблюдение требований прочности, а также спроектировать надежное водонепроницаемое его закрытие.
Довольно сложной оказалась проблема технического обеспечения швартовки ГА к борту судна-носителя при волнении, а также его строповки при подъеме с поверхности воды при качке судна. Эти непростые технические задачи нам предстояло решить.
Чем сложнее технические задачи, тем интереснее работы по их решению.
После выполнения предварительных проработок наметились конкретные пути разрешения основных возникших проблем, которые были технически проработаны в виде чертежей и расчетов.
Мне довелось выполнить основной комплекс работ по проекту СПУ для подачи ГА из оборудованного на судне ангара за борт и опускания его на воду, а также для выполнения операций по погрузке ГА на корабль-носитель. Разработал конструкцию бортового закрытия ангара с ГА. Рассчитал общую и местную прочность корпуса судна, в борту которого, было выполнен большой вырез для погрузки и выгрузки ГА. Разработал конструкцию подкрепления выреза. Рассчитал параметры качки судна и определил её амплитуды, а также ускорения и перемещения, передаваемые через СПУ на ГА при его погрузке и выгрузке. Разработал устройство швартовки ГА у борта судна, а также специальное устройство строповки ГА на волнении. Вычислил углы крена судна при работе СПУ с глубоководным аппаратом, с учетом тех параметров волнения, которые допускаются при его опускании на воду и подъеме с воды.
Огромная, трудоемкая, интересная работа – мечта для проектировщика и конструктора.
В рамках разрабатываемого эскизного проекта специалистами других отделов ЦКБ были решены все основные вопросы, касающиеся переоборудования судна «Инсар» для базирования ГА.
Но от заказчика неожиданно поступило указание прекратить все работы по «Инсару», поскольку к этому времени были проведены работы по дефектовке корпуса судна, которые показали его значительный износ. Проектные работы были прекращены, но коллектив конструкторов обогащен новым опытом.
Жаль, что не довелось довести до конца этот не совсем обычный, интересный проект"
ну и до кучи
"Сдано на слом опытовое судно ОС-3 для испытаний новых типов глубоководных аппаратов"