Термостатирование ракет-носителей

 
+
-
edit
 

U235

старожил
★★★★★
S.I.> Твердотопливных не будет. Термостатировать при -40С большую ракету - анриал.
S.I.> Это не Тополь.

Европейцы на Ариане как-то справляются. Или там экваториальный климат, не имеющий сильных перепадов температур, работает?
В человеке всё должно быть прекрасно: погоны, кокарда, исподнее. Иначе это не человек, а млекопитающее  34.034.0
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
U235> Или там экваториальный климат, не имеющий сильных перепадов температур, работает?
Естественно. Топливо твёрдое должно оставаться эластичным.
Топлива .. имели высокие энергетические характеристики, не уступающие зарубежным аналогам того времени, и, в отличие от жесткого баллистита, являлись высокоэластичными. Поэтому возникающие напряжения в конструкции заряда, скрепленного с корпусом РДТТ, даже при высоком коэффициенте объемного заполнения камеры сгорания топливом и различии коэффициентов температурного расширения топлива и корпуса не приводили к разрушению заряда в условиях эксплуатационных нагрузок.
 

При сильных морозах этого трудно добиться без снижения эффективности ТТ. Поэтому начиная с Пионера все крупные ракеты пускают из термостатированных контейнеров.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
RU Дм. Журко #06.01.2015 01:47  @Serg Ivanov#05.01.2015 11:16
+
-1
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

S.I.> При сильных морозах этого трудно добиться без снижения эффективности ТТ. Поэтому начиная с Пионера все крупные ракеты пускают из термостатированных контейнеров.

Именно крупные ракеты обогревать проще. Особенно такие, которые не чаще раза в месяц пускают.

Вообще же, вы сочиняете: ракеты на подвеске самолета запускают при -50С — +50С. На аэродроме жара на солнце, на высоте 15 км всегда мороз. Это об эластичности.

Но известно, что низкая начальная температура заряда снижает давление до прогрева заряда. Это не приводит к снижению тяги, если предусмотреть сменное критическое сечение - вкладыш. Хотя большой заряд проще прогреть в канале горения, за его метровым утепляющим слоем.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
MD Serg Ivanov #06.01.2015 09:38  @Дм. Журко#06.01.2015 01:47
+
+1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Д.Ж.> Вообще же, вы сочиняете: ракеты на подвеске самолета запускают при -50С — +50С.
Мелкие ракеты.
Д.Ж.> Но известно, что низкая начальная температура заряда снижает давление до прогрева заряда. Это не приводит к снижению тяги, если предусмотреть сменное критическое сечение - вкладыш. Хотя большой заряд проще прогреть в канале горения, за его метровым утепляющим слоем.
Низкая температуры приводит к растрескивнию заряда под давлением. Понятно что чем больше заряд - тем сложнее получить равномерную температуру по всей его массе, закон куба-квадрата. Прогреть можно всё - но это значит, что надо строить специальное сооружение.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
RU Дм. Журко #08.01.2015 20:09  @Serg Ivanov#06.01.2015 09:38
+
-1
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

Д.Ж.>> Вообще же, вы сочиняете: ракеты на подвеске самолета запускают при -50С — +50С.
S.I.> Мелкие ракеты.

И что это меняет? Мелкие быстрее мерзнут.

S.I.> Низкая температуры приводит к растрескивнию заряда под давлением. Понятно что чем больше заряд - тем сложнее получить равномерную температуру по всей его массе, закон куба-квадрата. Прогреть можно всё - но это значит, что надо строить специальное сооружение.

Или не приводит к растрескиванию. Резина не обязана трескаться на любом морозе. Третья ступень, какой-нибудь PAM-D, работавший из отсека челнока, где до того несколько суток провел.

И не "сооружение", а простой нагнетатель теплого воздуха. Но не делают — вот что важно.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
BG varban #08.01.2015 21:43  @Дм. Журко#06.01.2015 01:47
+
+2
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
С проходящими праздниками!

S.I.>> При сильных морозах этого трудно добиться без снижения эффективности ТТ. Поэтому начиная с Пионера все крупные ракеты пускают из термостатированных контейнеров.

Да, в конечном итоге так вышло.

Д.Ж.> Именно крупные ракеты обогревать проще. Особенно такие, которые не чаще раза в месяц пускают.

В конце 70-ых в СССР прикидывали альтернативу боковушек Энергии на смесевом топливе. Так вот, корпус РДТТ был б стеклопластиковым, и одноразовым. В том числе и из-за проблем с температурным диапазоном.

Д.Ж.> Вообще же, вы сочиняете: ракеты на подвеске самолета запускают при -50С — +50С. На аэродроме жара на солнце, на высоте 15 км всегда мороз. Это об эластичности.

Интервал даже больше: -60...+60. Но размер, размер!
Авиационные ракеты на порядки меньше стратегов и тем более РН.

Д.Ж.> Но известно, что низкая начальная температура заряда снижает давление до прогрева заряда.

Нет-нет. Не в том проблема. Есть опасность отслоения заряда по защитно-крепящему слою или даже возможно растрескивание.
 39.0.2171.9339.0.2171.93
BG varban #08.01.2015 21:54  @Дм. Журко#08.01.2015 20:09
+
+2
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Д.Ж.> Или не приводит к растрескиванию. Резина не обязана трескаться на любом морозе. Третья ступень, какой-нибудь PAM-D, работавший из отсека челнока, где до того несколько суток провел.

Дима, смесевое топливо, конечно, резина. Но очень уж плохая резина :-)
Каучук пластифицирован сильно и до предела наполнен довольно крупным порошком - как мелкий песок. Невооруженной рукой можно отщипнуть кусок от заряда :-)

Д.Ж.> И не "сооружение", а простой нагнетатель теплого воздуха. Но не делают — вот что важно.

Насколько я знаю, так и планировали делать.
 39.0.2171.9339.0.2171.93
BG varban #08.01.2015 21:58  @Дм. Журко#08.01.2015 20:09
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Д.Ж.> И что это меняет? Мелкие быстрее мерзнут.

Длина (и периметр) меньше. И меньше напряжения из-за разных коэффициентов температурного расширения.

И заряд гораздо легче. И меньше деформируется от перегрузки.
 39.0.2171.9339.0.2171.93
RU Дм. Журко #08.01.2015 22:28  @varban#08.01.2015 21:58
+
-2
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

varban> И заряд гораздо легче. И меньше деформируется от перегрузки.

Привет, Варбан. И тебя с новым годом и рождеством.

Заряд — это хорошая резина. Ничего там не трескается, не отслаивается и не отклеивается. Во всяком случае, у американцев. Стеклопластик мог трескаться, если дурно намотан.

Сложность в другом: разная начальная тяга из-за разной температуры заряда. Это ЖРД термостатированы, по сути, так как большая часть компонентов около точки кипения.

Пусковая тяга при вертикальном пуске важна, конечно. Температуру надо учесть. Но дело не в растрескивании. Современный заряд очень эластичен. И, повторю, применяется прямо в космосе. После остывания.



Впрочем, на земле подогреть такую штуку — проще простого. Но особо не надо. Обходятся запасом пусковой тяги.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
MD Serg Ivanov #09.01.2015 23:32  @Дм. Журко#08.01.2015 22:28
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Д.Ж.> Заряд — это хорошая резина. Ничего там не трескается, не отслаивается и не отклеивается. Во всяком случае, у американцев. Стеклопластик мог трескаться, если дурно намотан.
Ну назови хоть одну американскую ракету с РДТТ массой более 30 тонн стартующую без термостатирования с широты более 45 градусов в любое время года.. И Пионер и Тополь и Молодец стартуют только из термостатированных контейнеров - в отличие от Р-12 и Р-14 с ЖРД.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
RU Inewth #09.01.2015 23:59  @Serg Ivanov#09.01.2015 23:32
+
-1
-
edit
 
S.I.> Ну назови хоть одну американскую ракету с РДТТ массой более 30 тонн стартующую без термостатирования с широты более 45 градусов в любое время года.. И Пионер и Тополь и Молодец стартуют только из термостатированных контейнеров - в отличие от Р-12 и Р-14 с ЖРД.
Не знаю как 12 и 14, но сотка не термостатировалась точно. А это самая массовая ракета РВСН.
 34.034.0
RU спокойный тип #10.01.2015 00:06  @Inewth#09.01.2015 23:59
+
+3
-
edit
 

спокойный тип
Спокойный_Тип

старожил
★☆
Inewth> Не знаю как 12 и 14, но сотка не термостатировалась точно. А это самая массовая ракета РВСН.

она тоже ЖРД
 34.034.0
RU Inewth #10.01.2015 00:23  @спокойный тип#10.01.2015 00:06
+
-
edit
 
Inewth>> Не знаю как 12 и 14, но сотка не термостатировалась точно. А это самая массовая ракета РВСН.
с.т.> она тоже ЖРД
Вы открыли мне глаза.
 34.034.0
RU Дм. Журко #10.01.2015 02:06  @Serg Ivanov#09.01.2015 23:32
+
-1
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

S.I.> Ну назови хоть одну американскую ракету с РДТТ массой более 30 тонн стартующую без термостатирования с широты более 45 градусов в любое время года.. И Пионер и Тополь и Молодец стартуют только из термостатированных контейнеров - в отличие от Р-12 и Р-14 с ЖРД.

Сначала вы назовите американскую ракету более 30 т, запущенную с широты выше 45 град. Не надо РДТТ, можно с термостатированием.

Слабо?

Я же смиренно могу привести английскую ракету около 2 т:


Или всего-то 23 т твердотопливную, с запуском обязательно при -25С..-60С без термостатирования.
 39.0.2171.9539.0.2171.95

US Fakir #10.01.2015 10:37  @Дм. Журко#08.01.2015 20:09
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Д.Ж.> Или не приводит к растрескиванию. Резина не обязана трескаться на любом морозе. Третья ступень, какой-нибудь PAM-D, работавший из отсека челнока, где до того несколько суток провел.

И причём тут вообще PAM-D? В отсеке челнока, по-вашему, мороз?!
 3.6.33.6.3
US Fakir #10.01.2015 10:38  @Дм. Журко#08.01.2015 22:28
+
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Д.Ж.> Современный заряд очень эластичен. И, повторю, применяется прямо в космосе. После остывания.

Какого, в пень, остывания?!
 3.6.33.6.3
RU Дм. Журко #10.01.2015 11:14  @Fakir#10.01.2015 10:37
+
-1
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

Fakir> И причём тут вообще PAM-D? В отсеке челнока, по-вашему, мороз?!

По-нашему? Да. Вы напишите, что хотите сообщить.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
MD Serg Ivanov #10.01.2015 17:07  @Дм. Журко#10.01.2015 02:06
+
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Д.Ж.> Сначала вы назовите американскую ракету более 30 т, запущенную с широты выше 45 град. Не надо РДТТ, можно с термостатированием.
Д.Ж.> Слабо?
:) Трайдент-1/2, Посейдон.
Д.Ж.> Я же смиренно могу привести английскую ракету около 2 т:
Я тоже смиренно могу привести Першинг-2 около 7,2 т. :)
Соломонов в книге "Ядерная вертикаль" писал что в варианте без термостатирования ТТХ Пионера сильно падали
 39.0.2171.9539.0.2171.95
RU Дм. Журко #12.01.2015 00:32  @Serg Ivanov#10.01.2015 17:07
+
-1
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

S.I.> Соломонов в книге "Ядерная вертикаль" писал что в варианте без термостатирования ТТХ Пионера сильно падали

Я не знаю особенностей Пионера. Может быть, там недостаточно систем регулирования. Мой пример "маленькой ракеты на морозе": Pegasus XL в стратосфере.

Но уж точно, никакого растрескивания.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
MD Serg Ivanov #12.01.2015 09:16  @Дм. Журко#12.01.2015 00:32
+
0 (+1/-1)
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Д.Ж.> Я не знаю особенностей Пионера. Может быть, там недостаточно систем регулирования. Мой пример "маленькой ракеты на морозе": Pegasus XL в стратосфере.
«Пегас» (Пегасус, Pegasus) — американская крылатая ракета-носитель лёгкого класса с возможностью воздушного старта.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
MD Serg Ivanov #12.01.2015 09:23  @Дм. Журко#08.01.2015 22:28
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
Д.Ж.> Заряд — это хорошая резина. Ничего там не трескается, не отслаивается и не отклеивается. Во всяком случае, у американцев. Стеклопластик мог трескаться, если дурно намотан.
..Причина случившегося была обнаружена быстро. Проблема была в
уплотнительных кольцах одного из твердотопливных ускорителей
шаттла.
Температура окружающей среды в момент запуска была около 2 °C.
Из-за столь низкой температуры уплотнительные кольца потеряли
эластичность и не смогли обеспечить достаточного уплотнения.
Уже через 1 (одну) секунду после запуска двигателей на правом уско-
рителе появился серый дым, означающий, что уплотнительные коль-
ца прогорели и шаттл обречён.
По прогнозам температура на день старта должна была быть от –3
до –1 °С. Понимая, что кольца перестанут выполнять свою функцию,
инженеры фирмы Тайокол (фирмы, которая выпускает ускорите-
ли) попытались предотвратить запуск.
 

к вопросу о резине.
 39.0.2171.9539.0.2171.95
BG varban #12.01.2015 13:07  @Serg Ivanov#12.01.2015 09:23
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★★
Там не все так однозначно :)

Катастрофа «Челленджера», Фейнман и мифы

Рис. 1. Схема космического челнока (шаттла) в стартовой комплектации Рис. 2. Схема полевого соединения. Цветовые обозначения: жёлтый – хвостовик стальной оболочки верхней секции, красный – вилка стальной оболочки нижней секции, синий – концевые элементы верхней и нижней секций теплозащитного покрытия, зелёный – цинкохроматная замазка и резиновые О-кольца, коричневый – ракетное топливо. Рис. 3. Ротация стыка (слева) Рис. 4. Конструкция полевого соединения после внедрения рекомендаций комиссии (цвета те же, что на Рис. // Дальше — astronaut.ru
 
 39.0.2171.9539.0.2171.95
NL Fakir #12.01.2015 14:54  @Дм. Журко#10.01.2015 11:14
+
-1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir>> И причём тут вообще PAM-D? В отсеке челнока, по-вашему, мороз?!
Д.Ж.> По-нашему? Да.

И сильный он там, по-вашему?
 3.6.33.6.3
NL Дм. Журко #12.01.2015 20:47  @Serg Ivanov#12.01.2015 09:23
+
-3
-
edit
 

Дм. Журко

опытный

S.I.> к вопросу о резине.

Что именно вы хотели сообщить, но не сообщили в двух посланиях?
 39.0.2171.9539.0.2171.95
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
MD Serg Ivanov #12.01.2015 21:38  @Дм. Журко#12.01.2015 20:47
+
-1
-
edit
 

Serg Ivanov

аксакал
★☆
S.I.>> к вопросу о резине.
Д.Ж.> Что именно вы хотели сообщить, но не сообщили в двух посланиях?
То что:
Д.Ж.> Заряд — это хорошая резина.
при любой температуре не соответствует действительности.
 39.0.2171.9539.0.2171.95

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru